Это "Фиат"? Нет, "Заз"! Что из себя представляет украинский автомобиль, на котором раньше ездил даже президент Путин?

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Запорожье – это город в низовьях Днепра. "Заз" был основан в 1863 году в качестве промышленного завода, а в начале ХХ века стал заниматься производством двигателей. Автор японского издания Yahoo News рассказывает читателям об истории "Запорожца".
Кадзухиро Нанъё (Nanyo Kazuhiro)
Производство советской версии Fiat 600 – так зародился автопроизводитель
В последнее время ситуация на Украине вызывает беспокойство, но мало кто знает о том, что там есть свой производитель автомобилей. Это – компания "Заз". Официальное название – "Запорожский автомобилестроительный завод". То есть автомобильный завод, расположенный в Запорожье.
Запорожье – это город в низовьях Днепра. "Заз" был основан в 1863 году в качестве промышленного завода, а в начале ХХ века стал заниматься производством двигателей.
После слияния с другим производством в близлежащих районах, украинская компания сначала выпускала культиваторы, комбайны и другую сельскохозяйственную технику, и только в 1960 году она начала поставлять двигатели для автомобилей.
В соответствии с советской концепцией народного автомобиля в конце 1950-х годов Италия решила производить по лицензии Fiat 600 на территории СССР.
Между тем для прототипа выбрали мотоциклетный оппозитный двигатель мощностью всего 17 лошадиных сил производства "Урал", чьи мотоциклы с коляской сейчас популярны в Японии.
По информации бывшего советского автомобильного научно-исследовательского института НАМИ, был необходим более мощный и надежный двигатель с воздушным охлаждением из-за того, что эта маломощная силовая установка, которая также была результатом обратной разработки довоенных двигателей BMW, требовала капитального ремонта каждые 30 тысяч километров.
В отсутствие подходящих вариантов решили использовать 746-кубовый четырех цилиндровый двигатель МеМЗ965 с воздушным охлаждением мощностью 23 лошадиные силы, разработанный НАМИ для военного автомобиля ЛуАЗ967.
Так "Заз" начала работать в качестве производителя автомобилей, а первая серийная модель называлась ЗАЗ-965 "Запорожец". Она может показаться упрощенной копией итальянского автомобиля, созданного в СССР, но, на самом деле, все не так просто: автомобиль оснащался независимой подвеской всех колес с размещенной сзади V-образной четверкой.
Деловая столица (Украина): «запорожец» против BMW. Действительно ли украинцы работают в 16 раз хуже немцевПо данным Международной организации труда, один сотрудник на Украине производит в год продукции на 7,8 тысячи долларов, тогда как в Германии — на 128,9 тысячи долларов. Контраст между этими данными — это история про отсутствие условий, в которых украинец мог бы показать высокую производительность, пишет автор.
В сравнении с оригинальным Fiat 600 можно заметить упрощенную решетку радиатора и штампованные молдинги. Стоит отметить, что советско-итальянское технологическое сотрудничество вдохновило режиссера итальянской мелодрамы 1970 года "Подсолнухи", в которой снимались Софи Лорен, поражающая диковинным макияжем, и Людмила Савельева, героиня которой производит впечатление несчастного человека.
Президент Путин ездил на "Заз"
Компания была скорее заводом-изготовителем с плановым производством, который в характерном советском стиле получал технологии и чертежи сверху. Она практически не проводила собственные научно-исследовательские разработки.
Вслед за компактным 965 в 1966 году "Заз" выпустила седан 966, который напоминал NSU Prinz, Hillman Imp и Chevrolet Corvair, хотя, как утверждалось, дизайн кузова был оригинальным.
Двигатель был усовершенствованной версией МеМЗ965 - МеМЗ966A объемом 887 кубических сантиметров и мощностью 30 лошадиных сил. Модель 966 продавалась в странах Бенилюкса, Австрии и других западных государствах. Она оснащалась двигателем Renault 8 объемом 965 кубических сантиметров.
Кстати, первым автомобилем президента России Владимира Путина был Заз-968 - эволюция модели 966 с упрощенной решеткой радиатора и немного усовершенствованным интерьером. Однажды российский лидер показал его президенту США Джорджу Бушу на встрече в верхах – на автомобиле был установлен государственный номер 03-07 ЛЕХ. 968 производился до 1994 года.
В середине 1970-х годов "Заз" начала разработку своего первого переднеприводного компактного автомобиля с расположенным спереди двигателем, но эта модель увидела свет только в 1987 году, а в 1990 году его представили на Парижском автосалоне.
Это был ЗАЗ-1102 "Таврия" с двигателем МеМЗ245 объемом 1,1 литра с водяным охлаждением и мощностью 53 лошадиные силы. Модель оснащалась пятиступенчатой механической коробкой передач.
Проект был весьма амбициозным - автомобиль должен был стать одним из самых дешевых на рынке, но его было легко спутать с хэтчбеками других советских производителей, например, "Лада Самара" или "Москвич Алеко", поскольку они импортировались на Запад и были объединены под именем Lada в рамках стратегии бренда.
Сегодня "Автоваз" входит в группу Renault - Nissan, а ЗАЗ в 1998 году начал сотрудничать с южнокорейской DaeWoo, начав OEM-производство всего модельного ряда - Lanos, Nubira и Leganza.
Тем не менее после скандала вокруг Daewoo компания переключилась на производство моделей Opel Corsa, Astra, Vectra и GM Aveo из той же группы GM, но была вынуждена закрыться в результате аннексии Крыма и экономического кризиса на Украине. Раскол СССР на Россию, Украину и другие страны также бросил тень и на автомобильную промышленность.
Обсудить
Рекомендуем