Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Вирусный ляп бывшего президента – мрачное напоминание о внешнеполитическом лицемерии Америки, пишет New York Times. То, что Буш спутал Ирак и Украину, – лишь раскрывает весь трагизм глупости и высвечивает траекторию упадка США, считает автор статьи.
Президентский центр Джорджа Буша-младшего в Далласе представляет собой здание площадью 21 000 квадратных метров. Там находится Президентская библиотека, музей Джорджа Буша-младшего и Институт Джорджа Буша-младшего. Совсем не то место, куда вы отправитесь за правдой об этом деятеле. Как и многие другие подобные учреждения, он предлагает подробное житие Буша среди величественных колоннад и под журчание фонтана. Посетители входят в атриум высотой 20 метров под названием Зал свободы. А Стол защиты свободы представляет собой гигантский сенсорный экран, где посетители могут просматривать карты и фотографии времен афганской и иракской войн. Есть статуя Буша и его отца, целеустремленно вглядывающихся вдаль, и изваяния Барни и мисс Бизли, шотландских терьеров Джорджа и Лоры Буш в аналогичной позе. В библиотеке ученые могут тщательно изучить официальные документы Белого дома в поисках более полных и менее лестных фактов о правлении Буша. Но портрет все равно выходит лакированный. На сайте библиотеки раздел о терактах 11 сентября и их последствиях расхваливает Буша за демонстрацию "силы американской решимости".
Поэтому резкое обвинение в адрес бывшего президента на мероприятии в Центре Буша стало неожиданностью. Еще большей неожиданностью стал автор отповеди: сам Буш. В ходе краткого выступления на форуме по выборам и демократии, состоявшемся в прошлом месяце, Буш запнулся, зачитывая подготовленный текст. Он осуждал подавление инакомыслия в путинской России. "В результате в России нет системы сдержек и противовесов, – заявил Буш. – И решение одного человека привело к совершенно неоправданному и жестокому вторжению в Ирак. Я имею в виду на Украину. В Ирак тоже. Ну да ладно".
Кадры с оговоркой стремительно разлетелись. В социальных сетях саундтреком к ляпу стала музыкальная тема "Поумерь свой пыл" с шоу Ларри Дэвида. Высказывались и ведущие вечерних шоу: "Какое неожиданно беззаботное признание военных преступлений, прямо свежее дыхание", – сострил Стивен Кольбер (Stephen Colbert). Некоторые усмотрели в этом оговорку по Фрейду – дескать, у экс-президента взыграла совесть. Как бы то ни было, ролик с Бушем стал новинкой: весьма редко мировые лидеры делают столь откровенные "признания" по столь историческим вопросам.
Кроме того, это отдельный жанр. Людей хлебом не корми, дай посмотреть видео с ляпами – особенно политиков. А Буш по этой части знатный специалист – его "бушизмами " с их путаным синтаксисом, нелепыми обиняками и оговорками уже несколько десятилетий завален весь интернет (или "интернеты", как говаривал сам Буш). Многие из его перлов вошли в американскую культуру, заняв свое место на одной полке с остротами Йоги Берры. Это Буш пустил в народ слово "перенедооцененный", рассуждал: "Редко вопрошается вопрос: учатся ли вообще наши дети?" и философствовал: "Думаю, все согласны, что прошлое закончилось". В 2009 году Буш объявил, что напишет мемуары, чтобы "кто-то авторитарный" рассказал всю правду.
Дружелюбно настроенная публика в Центре Буша ирако-украинскую путаницу сочла еще одним бушизмом, безобидной и милой оплошностью. Бывший президент посмеялся, покачал головой и отшутился, что старость не радость. По толпе прокатился сочувственный смешок.
Но не всем было весело. Это ведь не просто бестактность, а еще и горькая правда. Спутать конфликт на Украине с войной в Ираке немудрено: у них немало общего. Саддам Хусейн, конечно, не Зеленский, но вторжение в Ирак было жестоким и неоправданным. Эта всемирная катастрофа посеяла хаос, страдания и пытки и унесла, по многочисленным подсчетам, сотни тысяч жизней. Идеологию бушевской войны состряпали черствые бюрократы из вашингтонских аналитических центров. Но по духу это она была не менее безрассудна и грандиозна, как и имперские замашки Путина.
Свой пост Буш покинул в 2009 году среди самых непопулярных президентов в истории. Сегодняшний Буш – фигура более приятная. Утверждается, у него собственная художественная студия, где он рисует собак и американские флаги. Реабилитироваться в глазах общественности помогли ему бушизмы: бывший "ястреб" превратился в мягкого пенсионера, который смеется над собственными слабостями. Один из подкастов Центра Буша называется "Стратегист" – по телескетчу, где высмеиваются его оговорки. В прошлом году Буш появился на передаче Джимми Киммела и принял участие в викторине "Бушизм или нет?". В нарезку вошли кадры с пресс-конференции в Багдаде в 2008 году, когда разъяренный иракский журналист запустил в президента парой ботинок. "Помню, я очень гордился вами , что вы увернулись, – сказал Киммел. – У вас отличные рефлексы".
Спустя несколько месяцев выступление Буша прервал активист и ветеран Ирака Майк Прайснер (Mike Prysner). "Господин Буш, когда вы извинитесь перед миллионом иракцев, погибших из-за вашей лжи? – прокричал Прайснер. – Вы лгали об оружии массового поражения! Мои друзья мертвы!" Прайснер хотел назвать имена погибших, но его вывели из зала. С правдой и примирением у нас в Америке не очень. Мы предпочитаем перепалки в "Твиттере" и хохмы в вечернем телеэфире.
В 2022 году старость не радость не только для Буша, но и для всей Америки. Наша демократия стареет и дряхлеет. Мы начали столетие, сменив режим за границей, – а теперь отбиваем путч у стен Капитолия. То, что Буш спутал Ирак и Украину, – лишь раскрывает весь трагизм глупости и высвечивает траекторию нашего упадка. Это еще и напоминание о том, сколько людей предпочли напрочь позабыть о фиаско в Ираке. А ведь на самом деле вторжение не основывалось на решении "одного человека". Вашингтонская элита в основной своей массе поддержала как вторжение, так и его лживую предысторию, – причем среди них оказались республиканцы и демократы, неоконсерваторы и либеральные "ястребы". Этих разжигателей войны роднило типично американское высокомерие и наивность, нежелание признать реальную политику, стоящую за нашими интервенциями на богатый нефтью Ближний Восток, и тяга говорить высокопарные речи о свободе и демократии.
А ведь они звучали неумолчно несколько месяцев до начала конфликта. Мы осуждаем путинскую дезинформацию и пропаганду, оправдывающие его действия на Украине. Но тяга Буша к войне тоже подпитывалась пропагандистским напором, а многие журналисты и общественные деятели, продвигавшие эту партийную линию, до сих пор занимают влиятельные посты. Разумеется, их коробит, когда им напоминают об ошибках прошлого. Но тайное всегда становится явным – причем порой в самых неожиданных местах: например, на кафедрах президентских библиотек. Назовите это оговоркой по Фрейду, мимолетным ступором или реваншем истории. Вопреки известному бушизму, прошлое не закончилось – и никогда не закончится.
Автор: Джоди Розен (Jody Rosen)