Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Инфляция в Чехии растет с огромной скоростью, причем не только в сравнении с прошлым годом, но даже в сравнении с прошлым месяцем, пишет iDNES. Автор сравнивает ее с инфляцией в обложенной санкциями России и признает, что положение Чехии куда хуже. На горизонте ― серьезный общественно-политический раскол.
Инфляция в Чехии буквально как с цепи сорвалась. Правительство обязано начать делать то, что обещало перед выборами. А если там уже знают, что обещания выполнить невозможно, то они должны честно признаться и решать проблемы иначе, пусть даже повышая налоги. Об этом в своем комментарии пишет экономист Лукаш Кованда.
Инфляция в Чехии растет с огромной скоростью, причем не только в сравнении с прошлым годом, но даже в сравнении с прошлым месяцем. С апреля по май потребительские цены в нашей стране выросли сразу на 1,8%. Это значит, что только в мае потребительские цены выросли намного больше, чем за весь 2013 год, как и за 2014, 2015 или 2016 год.
Например, за весь 2015 год потребительские цены в Чехии выросли всего на 0,3%. Таким образом, это одна шестая часть от той инфляции, с которой мы столкнулись в мае. Вот вам и иллюстрация невероятной скорости, с которой сейчас все дорожает.
Поражает также сравнение с майской инфляцией в России. По официальным данным, она составила там всего 0,12%. Конечно, до конца неясно, насколько адекватна эта цифра, учитывая нынешнюю обстановку в России. Тем не менее с этими официальными российскими данными работают даже западные агентства, такие как "Блумберг".
Правда, инфляция в годовом сравнении, то есть по сравнению с маем прошлого года, в России выше. Она достигает 17,1%. Таким образом, межгодовая инфляция в России по-прежнему выше, чем в Чехии, у которой в мае она составила 16%. Но что касается инфляции от месяца к месяцу, то положение Чехии куда хуже. Причем если оценивать весь период сравнений с Россией с 2000 года, то сейчас у нас самый плохой показатель.
Разница месячной инфляции в Чехии и России в мае этого года составляла 1,68 процентных пунктов. Это соответствует разнице между приведенными значениями чешской и российской майской месячной инфляции (1,8 против 0,12). Разница в 1,68 процентных пунктов между чешской и российской месячной инфляцией практически самая большая за последние как минимум 22 года, как следует из данных "Блумберга".
Но если в Чехии инфляция настолько выше, чем в обложенной со всех сторон санкциями и воюющей России, это лишь подчеркивает, насколько тревожная инфляционная ситуация у нас в этом году.
В текущем году уровень жизни граждан Чехии снизится наиболее ощутимо с момента возникновения нашей республики в 1993 году. Это также подтверждают опубликованные на прошлой неделе данные Чешского статистического управления о росте реальных зарплат в первом квартале текущего года. Цифры самые низкие с 1998 года, а за целый год снижение будет максимальным в истории Чехии. Фрустрация и недовольство населения, прежде всего социально уязвимых категорий, растут с каждым днем. На горизонте ― серьезный общественно-политический раскол.
Цены в Чехии по сравнению с остальной Европой рекордно выросли. Хуже в этом отношении дела только у двух стран ЕСИнфляция в Чехии одна из самых высоких в ЕС, пишет Lidovky. Цены буквально на все растут максимально за последние 30 лет, и апрельская инфляция в 14,2% поставила Чехию на одно из первых мест в европейском рейтинге наиболее пострадавших стран. Хуже дела только в двух государствах Евросоюза.
13.05.202200
Давайте не будем врать сами себе
Поэтому правительство Петра Фиалы обязано действовать активнее, чем прежде. В частности, ему следовало бы прислушаться к жалобам социально уязвимых. Важны также символы. Правительство не должно их недооценивать. Ему противостоит весьма крепкая и слаженная оппозиция, которая умеет хорошо работать со СМИ и маркетингом. Поэтому если, например, в депутатской столовой продают еду по ценам значительно ниже стандартных, правительство должно учитывать, что СМИ все пронюхают, и что в нынешних щекотливых условиях все это обернется против него самого.
Правда, слов и маркетинга будет мало. Правительство должно наконец перейти к решительным действиям. Что ему следует сейчас делать?
Во-первых, нужно составить план бюджетной экономии на ближайшие три года и десять лет, рассчитывая на несколько сотен миллиардов. Кстати, именно такую экономию они обещали перед выборами. Во-вторых, за счет экономии нужно поголовно снизить налоги для граждан, облегчив им жизнь в условиях инфляции. В-третьих, нужно увеличить социальные пособия 25 процентам самых нуждающихся.
Не нужно реализовывать упомянутые бюджетные меры прямо сейчас. Да и на практике это невозможно. Для этого и нужны планы на несколько лет. Даже они успокоят рейтинговые агентства. Если снижать налоги поголовно, то только надолго, исходя как раз из реалистичного плана экономии.
Если правительству удастся по плану сэкономить сотни миллиардов, как коалиционные партии обещали перед выборами, то и на фоне будущего экономического роста вполне реально будет повысить целевую поддержку. Кстати, тоже обещанную. А если правительство не знает, как постепенно сэкономить сотни миллиардов, то и нечего было обещать.
Если его обещания были пустыми и невыполнимыми, то лучше, чтобы члены правительства как можно скорее признали это перед избирателями, а еще лучше все объяснили. Нужно, чтобы они сказали, как будут иначе выходить из сложившейся ситуации, пусть и противореча предвыборным обещаниям. Может, например, они решат повысить налоги, в том числе отчасти налог на доход физических лиц, который снизился благодаря отмене так называемой супер-брутто заработной платы.
Инфляция в ЕС выросла почти на восемь процентов. Чехия на третьем местеУровень межгодовой инфляции вырос в двадцати пяти странах Евросоюза и достиг в марте 7,8%, сообщают Lidovky. Чехия снова заняла третье место с 11,9%, а на первых двух местах оказались страны Прибалтики: Литва и Эстония.
22.04.202200
Правящие партии победили на выборах, поскольку им удалось убедить общественность, что государственные финансы у нас в ужасном состоянии. Но это неправда, как подтверждает, например, рейтинговое агентство "Мудис". Тем не менее избиратели правящих партий ждут исправления положения, потому что по-прежнему считают, что положение тяжелое. Это ограничивает правительство в помощи реально нуждающимся.
Ситуация с государственными финансами не ужасная, и поэтому правительству достаточно постепенно и мягко оздоравливать эту сферу, следуя упомянутому десятилетнему плану. Единственное, чем придется поступиться ради этой плавности, так это принятие евро. Чехия не сможет ввести его раньше 2030 года. То, что государственные финансы не в упадке, еще не значит, что Чехия соответствует критериям для принятия евро. Нет. И просто так ничего не получится.
Но ни правящим партиям, ни избирателям никак особенно не навредит тот факт, что пока Чехия останется без евро. Кроме того, если правительство будет умело общаться с народом, даже самые ярые сторонники принятия евро поймут, что поддержание социального мира стоит на первом месте.