Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Прогнозы о том, что из-за Украины Россия уйдет из Сирии, – это лишь домыслы, пишет Asia Times. Москва продолжает свою деятельность в стране. Трудно представить, что Россия откажется от статуса посредника в регионе, признает автор статьи.
Хаид Хаид (Haid Haid)
В конце февраля, когда Россия начала спецоперацию на Украине, региональные аналитики стали строить предположения о том, как боевые действия повлияют на военное присутствие Москвы в Сирии. Такое гадание на кофейной гуще длилось недолго. Наткнувшись на неожиданно стойкое сопротивление украинской армии, Россия начала выводить из различных районов Сирии пехотные, авиационные и инженерно-саперные подразделения.
В результате многие посчитали, что из-за перенапряжения сил на Украине Москва не захочет и даже не сможет и дальше поддерживать сирийского президента Башара аль-Асада. Вывод последовал самым естественным образом: военная роль России в Сирии может значительно снизиться.
Но последние события на местах говорят совсем о другом. Усилив группировку войск на севере Сирии в ответ на угрозы Турции провести военную операцию с переходом границы, Москва продолжает свою деятельность как и прежде. Она совместно с Дамаском проводит учения ВВС в небе над этой истерзанной войной страной и оказывает гуманитарную помощь населению в Эль-Сувейде и Эль-Хасаке.
В совокупности эти действия свидетельствуют о том, что несмотря на сокращение своего присутствия в Сирии Россия полна решимости мобилизовать находящиеся там войска и сохранить инструменты влияния на эту страну.
Операция против террористической организации в Сирии и прочее...Турция должна предпринять шаги для достижения своих политических целей, пишет Yeni Çağ. Исходя из этого, Анкара должна начать операцию, которая нейтрализует действия курдов и поставит под вопрос присутствие США в Сирии, уверен автор статьи. Но сначала нужно привлечь на свою сторону Россию и Иран.
15.06.202200
С сентября 2015 года в Сирии побывали примерно 63 тысячи российских военнослужащих. Количество военнослужащих, находящихся в стране в настоящее время, наверняка намного меньше, однако важно признать, что Москве и не нужно держать там большое количество войск для сохранения оперативных преимуществ.
Причина в том, что с марта 2020 года, когда в Идлибе при посредничестве России и Турции было достигнуто перемирие, активность боевых действий существенно снизилась. Линия фронта несколько стабилизировалась, и Москва смогла отозвать из Сирии часть войск, не опасаясь наступления оппозиционных сил.
Чтобы точнее измерить степень российского влияния в Сирии, надо понять ее потенциал по стабилизации расколотого севера страны. Пока боевые действия на Украине не оказывают почти никакого воздействия на выполнение этих задач.
На самом деле, Россия даже активизировала свои действия в северной части страны, чтобы удержать Турцию от проведения новой военной операции против базирующихся там курдских формирований. В конце мая Москва, согласно сообщениям сирийских СМИ, разместила в аэропорту города Камышлы военнослужащих, шесть ударных вертолетов Ка-52 "Аллигатор" и два истребителя-бомбардировщика Су-34. Она также перебросила автоколонны с военной техникой в количестве нескольких десятков машин в города Манбидж и Тель-Рифат.
Что еще важнее, Россия активизировала работу авиации в районе сирийско-турецкой границы, а также на линии фронта в мухафазах Эль-Хасака и Алеппо. Ее цель состоит в том, чтобы не позволить туркам начать новое наступление без разрешения Москвы.
Одновременно Москва предпринимает посреднические усилия на переговорах между сирийским правительством и курдскими боевиками на северо-востоке. Активные боевые действия между Дамаском и курдскими вооруженными формированиями не ведутся, однако боестолкновения в этом регионе не редкость, и способность России ослабить напряженность довольно часто подвергается испытаниям.
Последний раунд переговоров при участии Москвы прошел в апреле. Тогда России удалось добиться того, чтобы курды и сирийские правительственные войска сняли осады друг против друга. Договоренность демонстрирует способность Москвы и дальше играть роль посредника.
Россия также преисполнена решимости стоять между Ираном и Израилем во избежание эскалации между этими странами. Так, Россия позволяет израильским боевым самолетам использовать воздушное пространство Сирии для нанесения ударов по связанным с Ираном объектам и его автоколоннам с оружием для союзников. Россия также не разрешает Ирану размещать войска союзников вблизи израильской границы.
Но в то же время Москва, отстаивая интересы Ирана, оказывает давление на Израиль, чтобы тот ограничил авиаудары в Сирии. Согласно имеющейся информации, она производила пуски ракет С-300 по израильским истребителям в небе над Сирией. Россия также проводит совместное патрулирование вдоль оккупированных Голанских высот, отрабатывая столкновения с самолетами и дронами "противника".
Если не считать военное присутствие России, то ее способность влиять на события в Сирии зависит от финансовой поддержки, которую она оказывает ополчению своих союзников. Информации о российском финансировании местных вооруженных формирований мало, но по данным сирийских новостных вебсайтов, Москва в мае перевела примерно 250 тысячи долларов, чтобы заплатить 16 тысячам боевиков, которые связаны с местными вооруженными группировками.
Король Иордании обеспокоен уходом России из Сирии и иранской экспансией на югМноголетнее перемирие, установленное на сирийско-иорданской границе благодаря присутствию русских, благотворно сказалось на поддержании мира и стабильности в Иордании, пишет Raseef22. Скоро на юге Сирии может образоваться вакуум из-за отсутствия войск Москвы. Однако главный страх властей Иордании заключается не в этом.
09.06.202200
Непонятно, как долго будет продолжаться такая поддержка. Финансовые трудности, вызванные боевыми действиями на Украине, могут помешать Москве продолжать финансирование второй военной кампании. Если поток российских денег иссякнет, некоторые боевики могут согласиться на финансирование из Ирана или от сирийского правительства. Но бывшие повстанцы на юге, действующие под командованием пятого корпуса, настроены враждебно по отношению к Тегерану и Дамаску, и вряд ли мирно согласятся на такое финансирование.
Это может привести к дальнейшей дестабилизации на юге Сирии, что в свою очередь создаст угрозу национальной безопасности Иордании вдоль границы из-за новой волны беженцев и контрабанды. По этой причине действия России в Сирии имеют последствия для безопасности не только на неспокойном севере.
Роль Москвы в Сирии меняется, и это останется темой предположений и догадок в регионе. Но хотя военные действия на Украине ослабляют боевой потенциал России и вносят изменения в ее стратегические приоритеты, трудно представить такой сценарий, в котором Москва полностью откажется от роли посредника в сохранении неустойчивого статус-кво. Напротив, ретивые прогнозы о том, что из-за Украины Россия уйдет из Сирии, сегодня кажутся домыслами.