Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Похоже, Байден уже не считает Саудовскую Аравию "изгоем" и едет в Эр-Рияд, пишет Advance. Он только готовится к восстановлению хороших отношений с саудовским принцем, тогда как у Путина они уже есть.
Будучи пока еще демократическим кандидатом в президенты США, Джо Байден заявил, что, если придет к власти, будет обращаться с Саудовской Аравией как со "страной-изгоем". Тем самым он намекал на жестокое убийство Джамаля Хошогги, который "пропал" в 2018 году в саудовском консульстве в Стамбуле. Понятно, что тогда Байден хотел продемонстрировать избирателям высокую нравственность и выиграть на фоне соперника, Дональда Трампа, который не спешил осуждать Саудовскую Аравию, прежде всего саудовского престолонаследника, а де-факто лидера этой богатой нефтяной монархии, Мухаммеда ибн Салмана. Хотя Трамп и несколько дистанцировался.
Однако Байден, теперь президент Соединенных Штатов, в будущем месяце планирует посетить Израиль, а потом и Саудовскую Аравию. Это подтвердил Белый дом. Похоже, Саудовскую Аравию он больше не считает "изгоем" и, более того, посыпав голову пеплом, едет в Эр-Рияд, чтобы попросить о кое-каких услугах.
Саудовские государственные СМИ ожидаемо воодушевлены и ликуют. Ведь дело не только в том, что Байден приедет в Саудовскую Аравию. За время визита он мог бы встретиться только с пожилым королем Салманом. Но нет, он также проведет переговоры с престолонаследником Мухаммедом ибн Салманом. Ясно, что саудовский суд никогда не объявит принца виновным в убийстве Хашогги, и пострадала лишь "мелкая рыбешка". Тем не менее весь мир знает, что произошло, и кто распорядился убить этого журналиста американского издания "Вашингтон пост", который был одним из видных критиков принца и его правления.
Великая ли это проблема для Байдена. Да. Известно, что одним из первых государственных деятелей, с которым Мухаммеда ибн Салмана запечатлели после истории с Хашогги, был российский президент Владимир Путин. Речь о той сцене во время саммита "Большой двадцатки" в конце 2018 года, когда эти двое радостно приветствовали друг друга и пожимали руки.
Дело в том, что Путин не строил из себя мировую "нравственную вертикаль", и в действительности эта сцена больше похожа на то, что эти двое поняли друг друга и выразили взаимное одобрение поступками друг друга.
Но Байден ― другое дело, или по крайней мере он старается нам себя так преподнести. Он президент страны, которая утверждает, что всячески печется о правах человека по всему миру. Саудовская Аравия всегда служила своего рода напоминанием об американском лицемерии, и предстоящая встреча не будет исключением. Понятно, что, сделав все, что должен сделать в Эр-Рияде, Байден по возвращению или еще в самолете Air Force One, покинув саудовское воздушное пространство, скажет избранным журналистам, что, конечно, провел важную беседу с принцем о правах человека, свободе слова, правах журналистов, чтобы их не убивали ужасным, до сих пор не раскрытым, образом. В свою очередь Мухаммед ибн Салман, как заявит Байден, все это внимательно выслушал и подтвердил еще раз, что "извлечет уроки".
Еще один секретный визит эмиссаров Вашингтона в Саудовскую АравиюВизит американских спецпредставителей в Саудовскою Аравию вызван попытками Белого дома убедить Эр-Рияд увеличить добычу нефти, пишет Haqqin. Однако Байдену едва ли удастся договориться с теми, кого он еще не так давно обещал сделать "изгоем".
30.05.202200
Но не верьте этому фарсу, который исполнялся уже бесчисленное количество раз. Еще хуже то, что в нем участвует демократический президент, ведь для его партии "нравственная вертикаль" ― это практически идеологическое понятие, в отличие от беспринципного Трампа.
Правозащитные организации жаловались и будут жаловаться, но пока демократическое течение в американской политике пользуется медиа-влиянием, все это спокойно уйдет от внимания.
Интересен комментарий репортера саудовского государственного информационного агентства "Аль-Арабия" Файсала Аль-Схаммери. Он сказал: "Мы уже говорили это и не преувеличивали: все западные лидеры, один за другим, в итоге приедут в Эр-Рияд".
Но почему? Есть ли ответ у Аль-Схаммери? Есть и отличный: "Реальная политика изменила убеждения американской администрации".
Он абсолютно прав. Ведь зачем конкретно едет Байден? Почему ему приходится так явно нарушать свои предвыборные убеждения? Причина, разумеется, ― нефть.
Все предельно ясно. Саудовская Аравия ― крупнейший экспортер нефти в мире. На Украине идет вооруженный конфликт. Европа грозится к концу года перестать закупать российскую нефть. В играх таких масштабов жизнь какого-то Джамаля Хашогги быстро теряет значимость.
Но проблемы не только у Европы. Американцы, которые на протяжении десятилетий насаждали в политике принцип "It's about economy, stupid" ("Все дело в экономике, дурачок"), теперь все громче возмущаются на бензоколонках, ведь стоимость полного бака для них выросла вдвое. Опасная атмосфера для Байдена. Еще немного и такой подход к политике приведет к "ностальгии по Трампу", причем в момент, когда Трампа намереваются судить из-за нападения его сторонников на Конгресс.
15 и 16 июля Байден проведет в Саудовской Аравии, где примет участие в саммите Арабских лидеров. С геополитической точки зрения для Соединенных Штатов это очень важный визит, поскольку американцы должны любой ценой заручиться лояльностью нефтяных монархий в сложившейся ситуации, а по возможности еще и настроить их против России. Правда, сделать это непросто.
Саудовская Аравия — крупнейший бенефициар вооруженного конфликта на УкраинеПризыв Европы отказаться от российской нефти привел к неожиданным результатам, пишет The New Statesman. Растущий спрос на сырье сделал нефтяную компанию Saudi Aramco самой дорогостоящей в мире. Западу не стоит обольщаться по поводу снижения зависимости от российских углеводородов — лучше вовремя вспомнить, чем опасна Саудовская Аравия, говорит автор.
18.05.202200
Байден только готовится к примирению и выстраиванию новых хороших отношений с пресловутым принцем, тогда как у Путина они уже есть. Принц и президент Российской Федерации беседовали по телефону в начале марта, и, похоже, насколько Путина не беспокоит убийство Хашогги, настолько же Мухаммеда ибн Салмана не беспокоит вторжение на Украину. А кому удастся больше повлиять на принца, тот в сложившейся ситуации и получит огромное преимущество.
Саудовская Аравия ― крупнейший добытчик нефти в мире, и поэтому она может серьезно влиять на стоимость нефти на рынке. Через несколько месяцев мы узнаем, кто пользуется бóльшим влиянием на Эр-Рияд. Если Саудовская Аравия начнет резко увеличивать добычу, значит, перевесило американское влияние, поскольку вброс дополнительной нефти на рынок сейчас крайне важен для западных союзников. Во-первых, Европе будет, где закупаться, а во-вторых, цена на нефть упадет (так будет проще покупать и сократить растущие российские доходы).
Но Россия и Саудовская Аравия вместе лидируют в картеле ОПЕК+, и если перевесит их уговор, то есть российская сторона, то Саудовская Аравия проигнорирует призыв из Вашингтона (и Европы) и продолжит добывать "обычное" количество нефти. Тогда цены на нефть продолжат расти.
Не стоит не замечать очевидного. Можно смело критиковать Байдена за то, что он забыл свои слова и закрыл оба глаза на нарушения прав человека, но вообще понятно, что он просто вынужден так поступить. Ставки слишком высоки. Он не только едет в Эр-Рияд, чтобы примириться с наследным принцем, но и предложить некие серьезные уступки. В таком положении "кнут" он оставит дома и в столицу нефтяной монархии прибудет только с большим "пряником". Можно только предполагать, что это будет. Более активная поддержка против Ирана? Поддержка саудовских планов в Йемене? Увидим.
Давайте в конце обратимся к одной детали, которая в ближайшем будущем может оказаться знаковой. Упомянутый выше репортер саудовского агентства "Аль-Арабия" радуется, что в итоге "все западные лидеры едут в Эр-Рияд", как саудовцы всегда и говорили. Не звучит ли вам это знакомо? Очень похожие заявления в последние недели делают в Москве и Путин, и бывший российский президент Медведев. По их словам, Европа просто не сможет обойтись без российской нефти в долгосрочной перспективе. Это вариация на тему "все приедут в Эр-Рияд", а в данном случае ― в Москву. Не видит ли Байден, что, идя на определенные уступки Мухаммеду ибн Салману, он неким образом словно "предсказывает" будущую российскую победу? Но повторю: у Байдена не было другого выбора, и он был вынужден. Он должен как-то "раскрутить" саудовские вентили. Правда, итог, возможно, все равно не оставит выбора и будет неминуем.