Китай и Россия сейчас более неразлучны, чем когда-либо прежде

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Союз России и Китая – самый серьезный геополитический вызов для Запада сегодня, сообщает Bloomberg. Хотя отношения двух стран начинались как "брак по расчету", сейчас их сотрудничество окрепло. Автор статьи объясняет, почему разрушить их союз будет сложно.
Миньсинь Пэй (Minxin Pei)
Те связи, которые соединяют две страны, сейчас заметно прочнее, чем во времена холодной войны, а силы, которые могут их разъединить, ослабли.
Телефонный разговор Владимира Путина и Си Цзиньпина, который состоялся на прошлой неделе, был приурочен ко дню рождения лидера КНР, однако организован он был и для того, чтобы отправить сигнал. Подтвердив, что Пекин продолжает оказывать поддержку Москве, несмотря на российскую спецоперацию на Украине, лидеры двух стран продемонстрировали Западу, что их недавно сложившийся стратегический союз сумеет выстоять.
Этот своего рода альянс между двумя автократическими тяжеловесами представляет собой самый серьезный геополитический вызов для Запада с момента окончания холодной войны. Поиски способов разрушить этот союз – как 50 лет назад сделал президент США Ричард Никсон, проведя переговоры с Мао Цзэдуном, – являются для него очевидным приоритетом. К сожалению, условий для осуществления такого маневра, подобных тем, что были 50 лет назад, сегодня попросту нет.
За десять лет до шокирующего визита Никсона в Пекин столкновение двух личностей и двух видений – между Мао и советским лидером Никитой Хрущевым – заложило основы для распада их альянса. Хрущев стремился к мирному сосуществованию с Западом, тогда как Мао выступал за конфронтацию. Между тем внутри СССР Хрущев инициировал процесс развенчания культа личности Сталина. Мао считал Хрущева слабовольным ревизионистом, который предал истинные коммунистические идеалы.
Путин: Эпоха "однополярного мира" подошла к концу, а Азия и Китай — новые центры мирового развитияПрезидент России в своей речи на ПМЭФ заявил, что США проводят политику "грабительского колониализма", пишет "Гуаньча". Читатели издания поддерживают посыл выступления Путина и отмечают, что по-другому с Западом говорить нельзя из-за его бессовестного поведения.
Путин и Си, которые с 2013 года успели лично встретиться 38 раз, по некоторым сообщениям, поддерживают тесные дружеские связи. Их объединяют националистические ценности и глубокая антипатия по отношению к Западу. Они оба стремятся создать сферы влияния вокруг границ своих государств и считают Соединенные Штаты главным препятствием на пути к величию своих стран.
В смысле национальных интересов сегодня Россия и Китай ближе друг к другу, чем когда-либо с момента окончания холодной войны. Их отношения начинались как "брак по расчету": Москва и Пекин поняли, что хорошие двусторонние отношения обеспечивают их тактическими преимуществами, хотя между ними все же не было стратегического доверия. Однако последние несколько лет их отношения с Западом, возглавляемым Соединенными Штатами, становились все более враждебными, в связи с чем связи между Россией и Китаем переросли в крепкий союз. Они поняли, что только прочное стратегическое сотрудничество может уменьшить их взаимную уязвимость.
Разумеется, есть несколько сценариев, в рамках которых новая ось Пекин–Москва может сломаться. Самым очевидным из этих сценариев является смена режима в Кремле, которая разрушит идеологические и стратегические основания российско-китайского союза. Однако со стороны западных лидеров было бы неразумно надеяться на такой поворот событий.
Кроме того, отношения могут испортиться, если Путин – подобно Мао в начале 60-х годов – вдруг разочаруется в Китае, потому что Си – подобно Хрущеву – сделает выбор в пользу "долгой игры" и решит сохранить экономические связи с Западом, вместо того чтобы предоставлять России неограниченную поддержку. Но даже в этом случае Москве будет некуда разворачиваться, потому что она все еще будет изолирована от Соединенных Штатов и Европы. Хотя бы что-то от Китая – это лучше, чем ничего от Запада.
Чисто теоретически новый виток сближения Китая и Соединенных Штатов – повторение маневра Никсона – может отдалить Пекин от Москвы. Однако это тоже выглядит скорее как несбыточная мечта. Соединенные Штаты ясно дали понять, что они считают Китай своим главным противником в долгосрочной перспективе. Со своей стороны, Си тоже вряд ли примет оливковую ветвь из рук президента Джо Байдена, потому что это неизбежно будет выглядеть как тактическая уловка.
Единственная вероятная стратегия также является наименее приемлемой и почти невозможной в политическом смысле . Соединенные Штаты и Европа могут сосредоточиться на том, чтобы одержать победу над Россией, более слабым участником союза.
Соперники США отказываются от доллара: операции между рублем и юанем выросли на 1067%Объем торговых операций между рублем и юанем вырос более чем на 1000% с начала спецоперации на Украине, сообщает Bloomberg. Такой рост объясняется санкционными опасениями и намерением России и Китая наращивать двустороннюю торговлю.
Си долгое время испытывал тревогу по поводу того, что Запад может соблазнить Путина с помощью неких уступок, отдалив Россию от Китая. В ходе их виртуальной встречи в декабре прошлого года Си открыто похвалил Путина за то, что тот дал отпор "попыткам посеять раздор между Россией и Китаем". Таким образом Си непроизвольно продемонстрировал свои опасения касательно попыток Запада договориться с российским лидером.
Решительная военная победа над Москвой, которая обернется падением режима Путина, несомненно, упростит эту задачу. Однако такой вариант развития событий является практически немыслимым: столкнувшись с перспективой катастрофического поражения, ядерные державы всегда могут прибегнуть к оружию массового уничтожения.
В противоположность такому сценарию Запад может попытаться быстро договориться об окончании конфликта на условиях, выгодных Путину. В этом случае у российского лидера будет больше пространства для маневров, и он сможет уменьшить свою зависимость от Китая. Однако у западных правительств вряд ли хватит политического пространства для собственных маневров и воли, чтобы организовать такой исход.
Обсудить
Рекомендуем