Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Санкции — очень привлекательный, но малоэффективный способ реагировать на внешнеполитические события, пишет The Hill. Автор статьи отмечает, что введенные США экономические ограничения зачастую приводят к обратной реакции и в долгосрочной перспективе невыгодны самим Штатам.
Соединенные Штаты часто реагируют на враждебные действия иностранных государств введением экономических санкций. Санкции — соблазнительный вариант, поскольку их легко ввести, они, как правило, несильно бьют по бюджету США и, что важнее всего, позволяют не рисковать жизнью и здоровьем американских военнослужащих. Однако исторический опыт показывает, что зачастую они не дают нужного результата. А их накопленный эффект (Америка редко их снимает) может в конечном счете поставить под угрозу статус доллара как мировой резервной валюты. Из-за этого федеральному правительству может стать куда сложнее финансировать растущий долг страны.
Первые масштабные экономические санкции в современном мире были введены в 1935 году. Лига Наций — предшественница ООН, возникшая между двумя мировыми войнами, — проголосовала за ограничения против Италии в связи с ее вторжением в Эфиопию. Но страну они не остановили, и фашистский режим был изгнан из Эфиопии только во время Второй мировой войны путем боевых действий. Как отметил историк Джордж Бэр (George Baer) в журнале "Международная организация" (International Organization), "санкции не только не внушили итальянскому народу желание изменить политику его правительства, но и сделали войну в Эфиопии популярной. Изоляция и осуждение породили ответную реакцию; и возможность выступить против государств, которые прежде покровительствовали, а теперь критиковали Италию, обернулась ростом поддержки режима".
Такого рода обратная реакция помогает лучше понять историю неэффективности американских санкций. К примеру, торговые ограничения в отношении Кубы были введены еще в период правления Эйзенхауэра, и непрерывно действуют с 1962 года. С тех пор прошло более 60 лет, а кубинский коммунистический режим все еще остается у власти, спокойно пережив отставку и смерть Фиделя Кастро.
Соединенные Штаты и многие другие страны вводили санкции против Северной Кореи начиная с 1950 года, однако все эти меры не помогли свергнуть режим Кима и не помешали ему идти по пути, ведущему к созданию ядерного оружия. И, хотя экономические санкции, возможно, помогли усадить Иран за стол переговоров по его программе создания ядерного оружия, исламский режим все еще остается у власти с тех пор, как Вашингтон впервые ввел ограничения в 1979 году.
К сожалению, сегодня довольно мало оснований полагать, что экономические санкции США и Европы в отношении России помогут сломить режим Владимира Путина или остановят его операцию на Украине. Рост цен на энергоносители, отчасти вызванный этими мерами, позволяет пополнять российскую казну, помогая ему продолжать военную кампанию. Пока американские водители с ужасом наблюдают за ростом цен на бензин, у путинского режима все еще остается множество покупателей на его ресурсы, включая Индию и Китай.
Российский рубль резко упал после введения ограничительных мер, но с тех пор уже восстановился. Сейчас он сильнее, чем в феврале, и Центробанк России смог снизить ключевую процентную ставку практически до январского уровня.
Соединенные Штаты также рассматривают возможность вторичных санкций в отношении России, как это ранее было сделано в отношении Ирана. Тогда Вашингтон повысил ставки, наложив вторичные санкции на неамериканские компании, ведущие бизнес с Ираном, чтобы помешать Тегерану продавать нефть или вести другие виды торговли с компаниями в любых других странах. Но попытки полностью перекрыть торговлю могут привести к неприятным последствиям, в частности, к повышению расходов, ограничению доступа к продукции и увеличению давления на американские предприятия и потребителей.
В долгосрочной перспективе, если банки, компании и страны сочтут санкционный режим США слишком обременительным, они могут начать искать альтернативы международной платежной системе, в основе которой лежит доллар. Как поясняется в отчете Исследовательской службы конгресса за 2021 год, Россия и Китай активно занимались поисками альтернативы торговле в долларах еще до того, как Россия начала свою спецоперацию на Украине. Кроме того, в эпоху Трампа Франция и Германия тоже пытались создать особый механизм, который позволил бы им торговать с Ираном в обход вторичных санкций.
К счастью для Вашингтона, у всех альтернатив доллару имеются существенные недостатки. Поскольку Евросоюз тоже часто применяет санкции, евро обладает весьма ограниченными преимуществами с точки зрения гибкости. Китаю может понравиться перспектива замены доллара юанем. Тем не менее, банки, предприятия и страны будут испытывать беспокойство из-за действующих в Китае жестких механизмов контроля за движением капитала и склонности Пекина к манипуляции и смене правил. Кроме того, Поднебесная тоже испытывает серьезные экономические трудности.
Криптовалюты, возможно, и обладают долгосрочным потенциалом, но для них характерна выраженная волатильность, и в качестве платежной альтернативы они несут слишком высокие риски. Кроме того, государства могут торговать друг с другом, не используя доллары, а просто совершая бартерные сделки.
Поскольку федеральное правительство сейчас по уши в долгах, Соединенные Штаты выигрывают от того, что доллар сохраняет свою роль мировой резервной валюты. Иностранные центробанки и другие международные игроки требуют активов, деноминированных в американской валюте, даже если они имеют отрицательную фактическую доходность. Но если все больше стран начнут осознавать нужду обходить долларовую систему и сумеют найти приемлемые альтернативы (например, бартер), американцы могут столкнуться с еще более высокими процентными ставками. А с учетом государственного долга, превышающего 30 триллионов долларов, по мере их повышения федеральный бюджет будет испытывать на себе все больше нагрузки.
Санкции — весьма соблазнительный для США способ навязать свои принципы и показать, принимаются какие-то меры. К сожалению, они редко бывают эффективными, а также сопряжены со значительными издержками. В санкционном списке Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов уже значатся более десяти тысяч лиц и организаций. Поэтому вместо того, чтобы продолжать вводить все больше ограничений в дополнение к тем, что действуют последние 70 лет, Вашингтону стоит смягчить те, что уже изжили себя, и начать бороться с искушением вводить новые.
Марк Йоффе — политический аналитик в Reason Foundation, бывший старший директор Moody’s Analytics и автор нового исследования "Незавершенное дело: несмотря на закон Додда-Франка, кредитные рейтинговые агентства остаются самым слабым звеном финансовой системы" ("Unfinished Business: Despite Dodd-Frank, Credit Rating Agencies Remain the Financial System’s Weakest Link").