Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Западные санкции против России дали парадоксальный эффект, пишет японское издание "Нихон кэйдзай". Автор статьи отмечает, что экономические ограничения не только не заставили Москву сменить курс, но и нанесли ущерб самому Западу.
Юдзо Ваки (Yuzo Waki)
Международные санкции — в сущности, политический инструмент. Они не всегда дают желаемый экономический эффект. В случае с антироссийскими мерами удар приходится и на сторону, которая их ввела. В этом смысле возник парадокс — и ситуация не похожа на экономические ограничения, которые были в прошлом.
Практически нет примеров того, как в результате экономических санкций правительство другой страны изменило политику. Например, если санкции приводят к дефициту товаров, усиливается контроль над распределением, и это продлевает жизнь диктатуры.
В конце мая ЕС объявил о своем намерении запретить импорт нефти из России. Поставки российской нефти и нефтепродуктов в большинство стран ЕС будут прекращены к концу года. Евросоюз подчеркивает, что эта дополнительная мера приведет к сокращению доходов от экспорта на десятки миллиардов долларов в год.
Но такой эффект проявится только в том случае, если нефть, которую перестанут импортировать страны ЕС, не будут покупать другие страны. На практике Индия и Китай значительно увеличили поставки из России.
Импорт российской нефти в Индию резко возрос в марте, а в июне, возможно, превысил один миллион баррелей в день. Помимо спотовой торговли, некоторые нефтяные компании, похоже, начинают осуществлять закупки на основе долгосрочных контрактов.
В мае Китай импортировал около 1,99 миллиона баррелей российской нефти в день. Это на 390 тысяч баррелей больше, чем в апреле. Американская информационная компания Energy Intelligence (EI) оценивает ее стоимость примерно в 93 доллара за баррель.
Это значительно ниже средней цены Brent в мае (около 112 долларов), но более чем на 30% выше, чем стоимость, по которой Китай покупал российскую нефть в 2021 году.
Западные санкции, направленные на ограничение экспорта из России, еще больше усилили опасения по поводу глобального кризиса поставок.
В результате уровень цен значительно вырос, и Россия получает намного больше денег, чем в то же время в прошлом году, хотя экспортирует меньше.
На международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге 17 июня президент России Владимир Путин подчеркнул, что западные санкции против России не увенчались успехом.
И это не просто бравада. Рыночная стоимость рубля, которая резко упала сразу после начала спецоперации, стремительно восстановилась. Британский аналитический центр Oxford Economics отмечает, что влияние санкций оказалось не таким серьезным, как ожидалось изначально.
Тем не менее постепенно проявляются последствия американских и европейских ограничений на экспорт высоких технологий. Уже возникли проблемы с закупкой полупроводников, а российские военные начинают испытывать нехватку высокоточного оружия.
С уходом западных нефтяных корпораций и в результате эмбарго США на технологии нефтепереработки углубятся технические проблемы в российской нефтегазовой отрасли. Однако сиюминутного эффекта, например, резкого снижения производства, не наблюдается.
Тем временем США и Европа борются с инфляцией. На выборах в Национальное собрание Франции правящая партия президента Макрона потеряла большинство мест. В США также ожидается, что у правящей Демократической партии Байдена возникнут проблемы на осенних промежуточных выборах. Если в прошлом санкции наносили незначительный экономический ущерб тем, кто их вводил, то на этот раз инициаторы столкнутся с серьезными трудностями.
ФРС США продолжает повышать ключевую ставку, и предполагается, что Европейский центральный банк также прибегнет к этой мере в июле. В последнее время на рынках наблюдалось заметное снижение цен на нефть на фоне спекуляций о сокращении спроса в связи с растущими опасениями относительно замедления экономического роста в результате ужесточения кредитно-денежной политики.
Есть и другая причина затишья на нефтяном рынке. В результате того, что Китай и Индия значительно увеличили импорт российской нефти, поставки из России на мировой рынок держатся на определенном уровне. Есть вероятность, что в период с июля по сентябрь экспорт Москвы превысит показатели, зафиксированные с апреля по июнь.
Хотя действия развивающихся экономик, которые не присоединяются к западным санкциям, снижают эффективность давления, возможно, удастся избежать обострения кризиса поставок, а также создать возможность для ЕС закупать нефть у ближневосточных нефтедобывающих стран вместо России. Это действительно парадоксальная ситуация.