Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
18 ноября начнется первый в истории Чемпионат мира по футболу в арабской стране, пишет автор журнала "Козёр" ("Болтун"), а полемика вокруг этого события становится все более оскорбительной и параноидальной. Проблемы с черным пиаром у Катара — как у нас перед Сочи-2014 или чемпионатом 2018 года.
Первый в истории Чемпионат мира по футболу в арабской стране (эмирате Катар) еще не начался, но ФИФА уже продала 1,8 млн. билетов, а страна-хозяйка надеется привлечь 1,2 млн. посетителей игр. Но еще больше уже сказано и написано обидных слов в рамках так называемой полемики, как будто нарочно нацеленной на то, чтобы запятнать первый арабский чемпионат. На самом деле это будет беспрецедентное историческое событие, которое начнется 18 ноября и войдет в историю не только Катара, но и всего арабо-мусульманского мира. В течение почти месяца на Катар будут направлены все прожекторы СМИ и миллиарды глаз. Именно сейчас хотелось бы избежать любых обид для этого региона, и так слишком часто сталкивающегося с политическими кризисами. Зачем омрачать радость и надежды всех народов в связи с этим спортивным мероприятием? Но какие-то силы хотят это сделать, используя те же технологии дискредитации, которые использовались против Чемпионата мира в России в 2018 году и против Олимпийских игр в Сочи в 2014-м. Цитату из Causeur того периода см. ниже.
Мы все помним споры по поводу решения о проведении Кубка ФИФА в Дохе: голосовавших "за" обвиняли в коррупции. Потом была дискуссия о судьбе рабочих в Катаре, которые строили спортивные объекты. Катар недавно принял основы трудового законодательства, защищающие таких рабочих, — причем Катар сделал это раньше всех других стран Персидского залива. Вроде бы все вопросы были сняты, но тут начались новые дебаты с целью вывести Катар из себя — аккурат за пять месяцев до начала ЧМ.
Семь лет тюрьмы?
В одной английской желтой газетенке, тем не менее предназначенной для очень широкой аудитории, вдруг появилась статья о коллективном возмущении тамошних любителей футбола по поводу запрета на внебрачные сексуальные отношения в Катаре. Причем возмущение это обострилось именно во время критической фазы подготовки к чемпионату. Статья звучала так же кондово и фальшиво, как неудачная шутка у британского юмориста. О чем именно идет речь? Болельщики и ассоциации фанатов запоздало возмутились очень старым законом, который отражал старые реалии арабского общества, когда и в самом деле любой человек (мужчина или женщина), признанный виновным в разрушении своей семьи через неверность, мог быть приговорен к семи годам. И что? Фанов послушать, так им прямо праздник сорвали: без секса вне брака настроение у них стало ну совсем не праздничное.
Господа, успокойтесь: в законах многих стран, как с традиционными обществами, так и с обществами очень нетрадиционными, есть устаревшие законы, которые больше не действуют или применяются лишь в том случае, если человек "нарывается" на конфликт с юстицией. Например, во Франции только в 2013 году был отменен закон 1800 года, запрещавший ношение брюк женщинами. В большинстве мусульманских стран формально сохраняются законы традиционного мусульманского права.
Да, речь идет о шариате: старинном исламском каноническом наборе требований к верующим. Этому набору норм в арабском мире воздаются хотя бы внешние знаки уважения, но речь не идет о его буквальном и стропроцентном выполнении, как многие склонны думать. В большинстве исламских стран этим каноническим нормам следуют лишь частично, а то и не выполняют их совсем. А наказание применяется редко. Это относится как к странам Магриба (Северной Африки), так и ко всем странам Персидского залива, включая ОАЭ и Саудовскую Аравию.
В Тунисе, например, внебрачные сексуальные отношения до сих пор запрещены. Да-да, в этой "лаборатории демократических преобразований", которую в западной прессе представляют как пример для арабского мира, с этим строго. Когда пара регистрируется в отеле, формально она должна предъявить свидетельство о браке... А вот в Катаре у вас этого не потребуют. И да, в Тунисе, как и во многих других мусульманских странах, гомосексуальность формально считается наказуемой. Но, по счастью, вы понимаете, что это тот случай, когда строгость закона компенсируется необязательностью его выполнения. Опять же — к счастью.
Тем не менее внезапное обнаружение въедливыми журналистами сего старинного закона вызвало бурю негодования на Западе. И опять за несколько месяцев до чемпионата мира по футболу — чтобы скомпрометировать Доху.
Действительно, арабо-мусульманский мир сложен, и если вы хотите его понять, не кидайтесь сразу к выводам, не упрощайте себе задачу, порхая по верхам. Старая конституция Катара до сих пор запрещает секс между не связанными узами брака людьми. Но проявите немного доброй воли к новой для вас стране и проведите небольшое исследование. И вы увидите, что этот запрет в Катаре игнорируется в течение многих лет. И это выгодно отличает Катар от многих стран, расположенных рядом с эмиратом.
Ложные наветы
Думаю, мне не стоит и напоминать вам, что в 2000 году, когда во Франции еще официально действовал закон, запрещающий женщинам носить брюки, ни одна француженка не попала в тюрьму за то, что предпочла этот элемент одежды традиционной юбке. То же самое и с французскими законами, каравшими гомосексуализм: "антисодомитский" закон был отменен только в 1982 году, но уже многие годы перед этим людей перестали хоть как-то наказывать за эти вещи, не говоря уже об упоминаемой в законе тюрьме.
Многие страны, не только Франция и Катар, не торопятся обновлять свое законодательство, сдувая с него пыль лишь время от времени. Но главное в другом: поверьте, все, независимо от убеждений и идентичности, будут желанными гостями на большом празднике, которым станет Чемпионат мира по футболу 2022 года. Он не является никаким "оправданием диктатуры". Наоборот, он позволил Катару открыться миру и значительно продвинуться вперед. Порой обгоняя своих соседей в сферах политического, культурного, социального и правового развития.
Анри Фуркади (Henri Fourcadis)
Примечание из прошлого
Цитата из статьи в нашем же журнале Causeur от 8 февраля 2014 года. Статья вышла под заголовком "Сочи: глупость русофобов" (Sotchi: la sottise des russophobes). Автор — Ксавье Тери (Xavier Thery):
Сочи: глупость русофобов
Перед моментом открытия Олимпийских игр в Сочи на Россию обрушился беспрецедентный поток негативных статей, особенно сильный в течение 15 дней перед открытием. Путина обвиняли в том, что он слишком много денег потратил на эту спортивное событие (хотя китайцы на Пекинские игры потратили больше). И еще: всеобщее беспокойство вызвал закон о запрете пропаганды нетрадиционного секса среди несовершеннолетних.
Ну, хорошо. Может быть, демократия а ля рюсс не соответствует всем нашим критериям. Но тем не менее Россия не является диктатурой. А Россию Путина не стоит путать с Россией Брежнева. Да, в истории России бывали разные периоды, иногда русские бывали суровы, например, с чеченцами. Но мы, разве мы не бывали жестоки с алжирцами, американцы — с вьетнамцами, а заодно и с иракцами?
Говорят, что Россия Путина не особенно любит гомосексуалистов. А что, правые республиканцы в США их любят больше? Опасения насчет грозящих геям в Сочи опасностей еще предстоит подтвердить, а пока стоит напомнить: так называемая "содомия" все еще является преступлением в нескольких американских штатах. (С американскими атлетами и болельщиками в Сочи не случилось ни одного инцидента, все предсказания об аресте геев-атлетов оказались пшиком - прим. ИноСМИ.)