Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Украина получила статус страны – кандидаты в члены ЕС, пишет "Европейська правда". Несмотря на принятое Брюсселем решение, автор статьи сомневается в скором присоединении "незалежной" к "семье европейских народов" – это всего лишь обещание, которое может оказаться без соответствующего наполнения.
Петр Бурас
Благодаря чему Украина и Молдавия получили статус стран – кандидатов в члены ЕС? Несмотря на сомнения, сопротивление и опасения многих стран, победу одержало убеждение, того что отказ в предоставлении этим странам перспективы означал бы триумф России. Однако не многие из европейских стран спешат расширять Европейский союз, а сделать подарки Путину желания еще меньше.
Решение саммита объявили историческим, а фотография вице-премьера Украины, утирающей платочком слезы умиления, облетела весь мир. Это волнение понятно. Еще никогда ни одна страна не заплатила такую высокую цену за свое стремление присоединиться к европейской семье демократических народов. И никогда в такой момент надежда так сильно не смешивалась с неуверенностью, а радость — с печалью.
В этих условиях статус кандидата в ЕС становится определяющим и важным символом. Но вместе с тем на данном саммите ЕС Албания и Северная Македония длительное время имеющие статус кандидата получили отказ. Эти страны хотели бы в конце концов начать переговоры о присоединении к ЕС, но, несмотря на их стремления, они и дальнейшем остаются в подвешенном состоянии.
Ничто лучше не иллюстрирует извилистой дороги, по которой годами шагает политика расширения ЕС, чем это двойное послание саммита: прекрасное обещание и строгое предостережение, что оно может оказаться без наполнения.
Среди прочего, это сигнал и для Польши, правительство которой мгновенно объявило, что кандидатский статус Украины — это преимущественно его заслуга. И действительно, оно приложило много усилий, чтобы заявка Украины имела успех. Однако если Польша хочет, чтобы ее поддержка Украины возымела действенный успех, то она должна немедленно выступить с идеями новой политики в отношении соседей ЕС, которые хотят стать членами этого эксклюзивного клуба.
Если политика расширения ЕС не изменится, то Украину и Молдавию ждет такое же разочарование, которое выпало на долю Балканских стран. Как следствие, доверие к ЕС и желание интеграции на Балканах стремительно падают. И это еще пол беды. Еще хуже, что Брюссель теряет свою "мягкую силу", ведь до сих пор желание расширения меняло общественную и геополитическую действительность.
В этом заключалось чудо продвижения на восток. Недостаток этого импульса — по вине прежде всего самого ЕС, который не трактует серьезно собственных слов и обязательств — составляет главный источник проблем в Албании, Македонии или Черногории. Данная ситуация очень опасна для Европы, поскольку оставленные Евросоюзом пустоты начинают заполняться другими силами: Китаем, Россией или Турцией. И на основании этого в ближайшие несколько лет время будет упущено.
У нас не должно быть никаких иллюзий: этот дрейф не прекратится без смены позиции новых политических концессий, а его жертвами могут стать также Украина и Молдавия, которых теперь осыпают поздравлениями. Для польской дипломатии это и большой вопрос, и большой шанс.
Отложим пока в сторону очевидный факт, что, сражаясь с Брюсселем, сравнивая его с Москвой и демонтируя правовые основы, правительство "Партии права и справедливости" закладывает динамит под расширение Евросоюза. Это один из важнейших аргументов против приема стран, которые должны еще многое сделать в сфере верховенства права и построения эффективного государства.
Вдобавок, глубокий скептицизм в отношении расширения в странах ЕС будет углубляться с нарастанием экономических проблем. Поэтому о скором вступлении любых стран вообще не может быть и речи. Поэтому на сегодняшний день ключевым выступает вопрос, как выстроить отношения с кандидатами в ЕС в ближайшие годы таким образом, чтобы не лишить их проевропейского энтузиазма (или уничтожить его до конца).
Это может напоминать движение по кругу. Вместе с тем от возможности ЕС решить эту проблему, будет зависеть его способность формирования международного окружения, соответствующего его собственным интересам.
Пятнадцать лет назад правительство Туска и Сикорского совместно со Швецией вышло с инициативой "Восточного партнерства" как нового предложения для восточных соседей ЕС. Эта формула закладывала углубленное экономическое и политическое сотрудничество, а также привела к подписанию соглашения об ассоциации с Украиной, Молдавией и Грузией.
Сейчас ее время прошло. Две первые страны уже являются кандидатами, а Грузия обладает этим шансом. Они ближе к балканским странам, чем к другим странам партнерства, то есть Армении, Азербайджану и Белоруссии, оставшихся далеко позади.
Это прекрасное время для новой польской дипломатической инициативы. Она могла бы строиться на достижениях "Восточного партнерства", однако в сложившихся условиях она могла бы быть предложением не только для восточных соседей, но и вообще новой политикой расширения ЕС. Для такой идеи необходимо побороть две тенденции, связывающие польскую политику в отношении расширения ЕС.
Первая касается появления сомнений в отношении любых политических конструкций, представляющих "Европу двух скоростей" или "членством второй категории". Конечно, такой скептицизм имеет свои причины. В последние десятилетия было много идей построения стержня Европы и различных кругов вокруг него, в которые хотели запихнуть страны Центральной и Восточной Европы.
Поэтому, когда президент Франции Эммануэль Макрон предлагает создать Европейское политическое сообщество, в центре которой был бы Европейский союз, а на ее полях — такие страны, как Украина, Великобритания или Балканские государства, то перед нами зажигаются сигнальные лампочки.
Многие люди видят в этом не столько попытку начертания нового пути расширения ЕС новыми членами, как предложение альтернативы полноправному членству для них. Это не есть и не должно быть целью Польши. Но сама идея создания какой-то промежуточной ступени между существующим членством и дальнейшим состоянием, лежащим в отдаленном будущем, — полезна.
Le Figaro: 27 стран Евросоюза готовятся признать Украину кандидатом в ЕСНа саммите Евросоюза скорее всего утвердят решение Европарламента — придать Украине и Молдавии статус кандидатов в ЕС, сообщает Figaro. Это решение призвано стать раздражителем для России, а станет напоминанием для Украины: с госпереворота "ради Европы" начались все несчастья этой страны в 2014 году. И конца им нет, как и статусу кандидата в ЕС.
23.06.202200
Вторая тенденция возникает из опасения, что вброс Украины и Молдавии к одному "мешку" с балканскими странами станет препятствием для Киева и Кишинева. Такое мышление — это тупик. Или Европейский союз начнет серьезно задумываться о политике расширения как стратегическом орудии в новой политической реальности, и тогда из этого будет польза все эти страны, или же ЕС продолжит осуществлять мнимые движения, и тогда наши надежды на его потенциал, трансформирующий Украину, окажутся лишь пожеланиями.
Если ЕС не выполнит своих обязательств по Албании и Северной Македонии, какие будут гарантии, что в будущем он совершит это в отношении Украины? Как могли бы выглядеть срезы соответствующего польского предложения?
ЕС как можно быстрее должен начать переговоры со всеми балканскими странами, а также с Украиной и Молдавией, о вступлении в общий европейский рынок, то есть дать гражданам этих стран перспективу предоставления всех четырех свобод ЕС: свободного движения рабочей силы, капиталов, товаров и услуг.
Это некая начальная ступень ЕС: участие в экономическом сотрудничестве, однако без права голоса в институтах. Мало? Не совсем. Участие в общем рынке требует тех же приготовлений, что и вступление в ЕС, зато сопротивление относительно принятия новых членов только к экономическому сообществу будет гораздо меньше, чем связанные с этим реформы институтов и изменений в политическом укладе сил в ЕС.
Кандидаты должны уметь пользоваться ростом финансовой поддержки со стороны Евросоюза, а через некоторое время их участие в общем рынке настолько приучила бы ЕС к ним, что полноценное членство было бы для них меньшим политическим вызовом.
Такое новое предложение политики расширения не может обойти вопросы безопасности: военной, кибернетической и охраны критической инфраструктуры. В отношении Украины речь идет об экзистенциальных вопросах. Все планы ее интеграции с ЕС не будут иметь никакого смысла, если Украина не сможет эффективно противостоять России в последующие годы.
Такое предложение, назовем его "Партнерством для расширения", по состоянию на сегодня очень нужное. Польша должна стать ее инициатором и приложить посильные усилия для убеждения других стран в сотрудничестве. Это будет для нее историческим шансом сыграть ключевую роль в формировании внешней политики ЕС и его геополитического окружения.