Байден готовится к визиту в Саудовскую Аравию, которая сблизилась с Россией, как никогда прежде

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Байден готовится к визиту в Саудовскую Аравию, пишет The Wall Street Journal. Авторы статьи рассказывают, что привело к охлаждению отношений королевства с США и как никогда прежде укрепило связи между Эр-Риядом и Москвой.
Саммер Сэд (Summer Said), Георгий Канчев (Georgi Kantchev), Бенуа Фокон (Benoit Faucon)
Дубай – Накануне визита Джо Байдена в Саудовскую Аравию это богатое нефтью королевство сблизилось с Россией, как никогда прежде. Как сообщили официальные лица страны, Эр-Рияд не планирует прекращать общение с Москвой или помогать Вашингтону, наращивая добычу энергоресурсов.
Укрепляющееся партнерство России и Саудовской Аравии, в основе которого лежат их огромные нефтедобывающие потенциалы, внесло радикальные изменения в договоренность между Вашингтоном и Эр-Риядом "нефть в обмен на безопасность", которая просуществовала почти полвека и стала центральным элементом международного порядка после Второй мировой войны.
В преддверии российской специальной операции на Украине и после ее начала саудовцы игнорировали призывы Запада экспортировать больше нефти. Этот шаг помог бы снизить мировые цены, которые взлетели почти до 140 долларов в марте и с конца февраля держались выше отметки в 100 долларов за баррель.
Саудовская Аравия была близкой союзницей Вашингтона в период холодной войны. Её территории послужили плацдармом для американских войск во время войны в Персидском заливе в 1991 году. Но в их отношениях наступило охлаждение, причиной которого стало стремление президента США Барака Обамы заключить ядерную сделку с Ираном, врагом Саудовской Аравии.
При президенте Дональде Трампе, который вышел из иранской ядерной сделки, Соединенные Штаты работали над укреплением связей с Эр-Риядом. Но убийство журналиста-диссидента Джамаля Хашогги в консульстве Саудовской Аравии в 2018 году спровоцировало обострение в отношениях двух стран, и Запад дистанцировался от наследного принца королевства Мухаммеда бин Салмана.
Джо Байден: почему я еду в Саудовскую АравиюВ статье для Washington Post Байден заявил, что хочет укрепить будущее стратегическое партнерство с саудовцами, основанное на взаимных интересах, а главное на соблюдении фундаментальных "американских ценностей". Он также планирует помочь стабилизировать рынки нефти.
Президент России Владимир Путин сумел укрепить личные отношения с наследным принцем в тот момент, когда большая часть развитого мира сторонилась его.
По словам американских чиновников, Байден намеревается предотвратить дальнейшее сближение королевства с Россией, поскольку оно препятствует его попыткам сдержать инфляцию, которая негативно сказывается на его рейтинге одобрения и рушит надежды Демократической партии на то, что ей удастся сохранить контроль над Конгрессом по итогам предстоящих промежуточных выборов.
На этой неделе президент Байден планирует встретиться с 86-летним королем Салманом и его сыном, наследным принцем, который фактически управляет королевством. Как сообщил советник по вопросам национальной безопасности США Джейк Салливан (Jake Sullivan), среди тем, которые лидеры планируют обсудить, будет нефтедобыча.
"Мы считаем, что на мировом рынке необходимо наладить достаточные поставки, чтобы защитить людей, сохранить конкуренцию и защитить американского потребителя, – сказал Салливан журналистам. – Мы считаем, что возможности для дальнейших шагов есть".
Саудовские чиновники настаивают, что все решения касательно нефтедобычи будут приниматься в рамках альянса ОПЕК+ и по согласованию с Россией. Высокие цены на нефть помогают Москве финансировать военную операцию на Украине и наносить экономический вред Западу.
ОПЕК+ – это группа из 13 стран, входящих в Организацию стран-экспортеров нефти, а также 10 других стран-производителей нефти во главе с Россией. В совокупности на их долю приходится около половины мировой добычи нефти и 90% разведанных запасов.
Официальные лица Саудовской Аравии и России говорят, что сейчас ОПЕК+ является основой их внешней политики.У двух стран есть планы по увеличению торговли и инвестиций. По словам саудовцев, кронпринц Мухаммед рассматривает их в целом как поворот в сторону от Запада, что включает в себя также более активное взаимодействие с Китаем.
Россия рассматривает партнерство с Саудовской Аравией как способ извлечь выгоду из стремления Вашингтона сократить свое участие в конфликтах на Ближнем Востоке теперь, когда этот регион больше не поставляет значительные объемы нефти в Соединенные Штаты.
По словам аналитиков, сотрудничая с саудовцами, Кремль стремится ослабить глобальное лидерство США и найти новых союзников на фоне санкций, которые Запад начал вводить против России после аннексии Крыма в 2014 году.
"ОПЕК+ был геополитическим проектом в той же мере, в какой он был экономическим проектом", – отметила Элина Рыбакова, заместитель главного экономиста департамента экономических исследований в Институте международных финансов.
Что касается Саудовской Аравии, союз с Россией позволяет Эр-Рияду смягчать давление, которому он подвергается, когда ограничивает добычу – то есть когда цены на нефть становятся слишком высокими, к большому неудовольствию Вашингтона.
Представители Белого дома отказались дать комментарии для этой статьи. Американские чиновники настаивают, что Саудовская Аравия прочно закрепилась в западном лагере, ссылаясь на то, что в этом году на Генеральной Ассамблее ООН она проголосовала за резолюцию, осуждающую российскую военную кампанию на Украине. Официальные лица Саудовской Аравии утверждают, что они были удивлены, когда Москва начала спецоперацию.
Тем не менее, все это время они помогают России, чем вызывают досаду у Запада.
Арабы отвесят звонкую пощёчину Байдену Никто не завидует президенту Байдену в данный период. Не будет преувеличением сказать, что в эти дни он переживает один из худших этапов в своей политической карьере. На следующей неделе и арабы отвесят ему звонкую пощёчину, считает автор Al Quds Al Arabi.
По словам источников, знакомых с ситуацией, в конце 2021 года, когда Москва сосредоточила войска на границе с Украиной, российские и саудовские нефтяные чиновники договорились допустить рост цен на энергоносители. В результате после начала конфликта цены на нефть достигли уровня, которого не было почти 15 лет.
Одним из результатов высоких цен на нефть стало то, что Россия сумела создать финансовый буфер, который смягчил последствия введенных Западом санкций. Хотя в этом году в стране по-прежнему ожидается глубокая рецессия, по данным консалтинговой фирмы Rystad Energy, в 2022 году налоговые поступления от продажи нефти вырастут почти на 30% и составят около 140 миллиардов долларов.
В июне, когда ОПЕК+ приняла решение наращивать добычу быстрее, чем планировалось, Соединенные Штаты посчитали это решение попыткой Саудовской Аравии добиться некоторого снижения цен. Однако, как сообщают источники, Эр-Рияд и Москва в частном порядке заранее обсудили этот шаг. Россия не стала возражать, потому что дополнительная саудовская нефть должна была просто заменить объемы, которые страна больше не добывает из-за санкций. Кроме того, Эр-Рияд согласился не вмешиваться и не продавать нефть традиционным покупателям Москвы.
В основе отношений между Россией и Саудовской Аравией лежит связь между президентом Путиным и принцем Мухаммедом.
В 2018 году Путин приветствовал принца Мухаммеда энергичным рукопожатием на встрече "Большой двадцатки", состоявшейся после того, как группа саудовских агентов убила журналиста Джамаля Хашогги. Согласно выводам американской разведки, опубликованным в прошлом году, принц Мухаммед лично одобрил операцию по захвату и убийству Хашогги. Сам наследный принц отрицает свою причастность.
Близкие к нему люди, говорят, что он видит в Путине лидера, которого мало волнуют проблемы защиты прав человека, неоднократно служившие поводом для критики администрации Байдена в адрес правительства Саудовской Аравии.
"Между Путиным и наследным принцем Мухаммедом существуют определенные личные отношения, – сказал Андрей Кортунов, глава Российского совета по международным делам в Москве. – Это важно из-за того, как именно осуществляется управление в этих двух странах: они управляются посредством чрезвычайно централизованного процесса принятия решений. Поэтому такие личные отношения имеют большое значение".
Между тем Байден ни разу не встречался с кронпринцем Мухаммедом и не беседовал с ним по телефону. Более того, в ходе своей предвыборной кампании Байден обещал вести себя с Саудовской Аравией как с "изгоем", объясняя такую позицию убийством Хашогги.
Даже если ему удастся убедить саудовцев пересмотреть отношения с Москвой, королевство вряд ли сможет оказать более существенную помощь в вопросе цен на нефть.
Ожидается, что в августе объемы добычи в Саудовской Аравии достигнут рекордных 11 миллионов баррелей в день – в прошлом королевству удалось поддерживать такой уровень добычи всего один раз, и это продлилось всего восемь недель. По словам саудовских чиновников, удерживать добычу на таком уровне на протяжении даже нескольких месяцев будет трудно, потому что это достаточно дорогостоящий процесс, который может нанести ущерб нефтяным месторождениям.
Королевство утверждает, что его максимальная общая производительность составляет 12 миллионов баррелей в день, но этот уровень был достигнут лишь однажды, в апреле 2020 года. Инженеры саудовской нефтедобывающей компании Aramco говорят, что королевство не сможет поддерживать дабычу на таком уровне дольше нескольких недель.
"Может ли Aramco добывать 12 миллионов баррелей в день в течение нескольких недель? Технически да, и мы видели это раньше, но какой ценой? – пояснил один из руководителей Aramco. – Добыча 11 миллионов баррелей в день в течение нескольких месяцев уже станет проблемой".
В ожидании БайденаВ июле Байден совершит мини-турне по Ближнему Востоку, пишет Evrensel. Автор статьи анализирует предстоящую поездку американского президента и объясняет, зачем он едет в регион, что от него хочет добиться каждая из стран, и что будет потом.
Но официальные лица Саудовской Аравии настаивают, что страна способна добывать 12 миллионов баррелей в день.
Отношения между Москвой и Эр-Риядом временами были очень непростыми. Первое серьезное испытание им пришлось пройти в самом начале пандемии, когда спрос на нефть и мировые цены резко упали.
На весьма напряженной встрече, состоявшейся в марте 2020 года в штаб-квартире ОПЕК в Вене, принц Абдель-Азиз призвал группу сократить добычу, чтобы ограничить падение цен. Александр Новак, занимавший тогда пост министра энергетики России, отказался.
"Вы пожалеете об этом дне", – предупредил принц Абдель-Азиз Новака.
Однако делегаты из некоторых других нефтедобывающих стран поаплодировали Новаку. "Хоть кто-то показал саудовцам, кто здесь настоящий хозяин", – сказал позже один из делегатов.
Та встреча продемонстрировала, насколько крепко Россия контролирует ОПЕК+. И, по словам саудовских чиновников, преподнесла наследному принцу ценный урок: не злите русских.
Обсудить
Рекомендуем