Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Французский журналист на страницах издания "Современные ценности" удивляется тому легкомыслию, с которым Запад ввязался в конфронтацию с Россией. Похоже, вместо реальной страны США и ЕС видят все тот же Советский Союз.
Мы не смогли ни предвидеть, ни направить в нужное нам русло конфликт на Украине. И вот сегодня, когда его последствия только начинают проявляться, наш колумнист Арно Бенедетти пытается рассмотреть, чем же грозит нам ожидающий нас коллапс старой мировой системы отношений.
События в мире развиваются так, что лето 2022 года вполне может стать одним из переломных моментов истории. Наступления и отступления на Украине, геополитические и экономические последствия этого конфликта; социальная напряженность в Европе, которая трясет кресла под правительствами в прежде стабильных странах типа Нидерландов... Все это формирует фон для весьма тревожной картины, которая того и гляди заставит нас пересмотреть многие из наших привычных представлений.
Русские вовсе не изолированы
Мир переворачивается с ног на голову, и последствия мы скоро почувствуем. Мы слышим грохот все более явственно: это ломаются подпорки мировой системы. И одна из них — не последняя по важности — ломается на Востоке. Если посмотреть на украинские события объективным взглядом, а не через очки европоцентричного сознания, события принимают совершенно иной оборот, чем тот, которого ожидали западные лидеры. Вооруженная борьба затягивается, и это затягивание вовсе не вписывается в западную стратегию.
Русские продвигаются вперед — и не только на полях сражений. На дипломатическом фронте они оказались вовсе не такими одинокими и изолированными, как это виделось Западу. Санкции, которым мы подвергаем всех россиян, не просто не дают результатов на данном этапе. К несчастью, эти санкции оборачиваются против самих их закоперщиков-инициаторов. Скачок цен на Западе с одновременным взлетом курса рубля в России, ослабление евро по отношению к доллару — все эти факты представляют собой экономическую данность, которая сулит нам самое неопределенное будущее.
Проведенные после выборов расчеты экономического развития соответствуют мрачным прогнозам. Скорее всего нас ждет рецессия в экономике плюс рост госдолга, который в краткосрочной перспективе может достичь 150% ВВП.
Бравурные отчеты
[Министр экономики] Брюно Лё Мэр может на всех радиоволнах нас успокаивать, напевая колыбельную про "пик инфляции", который мы должны непременно преодолеть, чтобы потом тем более плавно спуститься с гребня волны в спокойную жизнь со стабильной покупательной способностью. Но писк печальной действительности прерывает колыбельную министра. Действительность убеждает нас, что ни мы, ни министр о предстоящем росте инфляции на самом деле ничего не знаем. А потому элементарная осторожность вроде бы должна убедить нас воздерживаться от рискованных экономических прогнозов.
Понятное дело, что перед выборами официальные отчеты отличались некоторым триумфализмом. Эти отчеты пели нам об "историческом успехе": возвращении экономического роста и т.д. А вот в отчетах, вышедших после выборов, картина уже другая: там как раз речь идет о "рецессивных" прогнозах, согласно которым государственный долг Франции разным субъектам может в несколько "скачков" достичь той самой суммы, что в полтора раза превышает наш ВВП.
Благодаря резкому повышению учетной ставки рефинансирования уровень задолженности и в самом деле подскакивает. И этот факт становится отправной точкой для социально-политического коллапса нашей страны. Не хотелось бы выступать в роли пессимиста, но, если это мое мрачное пророчество оправдается, именно рост учетной ставки станет фактором, углубляющим кризис как в экономической, так и в политической сфере. И это именно в тот момент, когда все демократии Еврозоны в связи с украинской ситуацией оказались в вихре "перезагрузки" международного порядка и его правил. Причем неизбежную новизну этих правил наши демократии еще не успели осознать.
Приемы Холодной войны не действуют против России
Более того, эта наша неспособность осознать неизбежное, именно в ней и надо искать причину опасности текущего момента. Самая большая ошибка Запада — попытка повторить в борьбе с Россией те исторические приемы, которые когда-то были нашим самым сильным "ноу-хау", но которые сейчас не дают прежнего эффекта. Устаревшая логика времен Холодной войны продолжает влиять на умы многих политиков, сотрудников масс-медиа и интеллектуалов на Западе. Они не могут понять: Россия больше не коммунистическая страна, старые приемы против нее не действуют. Россия руководствуется сегодня интересами российского народа, извлекая уроки из своей истории. И вот в чем главная "перемена данных": Россия не является настолько экономически уязвимой, насколько был уязвим Советский Союз. В свое время СССР в убыток себе отказался от рыночной экономики, да еще взвалил на себя бремя лидерства "восточной" стороны во время великого раскола между Востоком и Западом. Все это не значит, что Россия сегодня одинока: у нее есть "союзнический" стратегический тыл, среди ее союзников особенно выделяется Китай. Его экономический вес должен бы напомнить нам, жителям Запада, что Запад больше не играет, как в прошлом, центральной роли в мировой экономике. И жители Запада больше не могут получать доходы от монополии в конечном производстве индустриальных товаров. Когда-то "западники" присвоили себе эту монополию, но эти времена прошли.
"Комплекс превосходства" Запада над СССР пора списать в архив
Мы просто не рассмотрели, что реальность России резко отличается от образа new Russian, который Вашингтон с 1980-х годов пытался навязать Москве. В отношении России мы все еще пользуемся схемами XX века. У этого две причины: всегда удобнее пользоваться устаревшей системой координат плюс нам все еще свойствен сомнительный комплекс превосходства над Советским Союзом, который мы без всяких оснований переносим на Россию. Этот комплекс превосходства просто ослепляет нас, потому что не способствует постижению нами тех тектонических сдвигов, которые происходят сегодня в глубинах целых цивилизаций. Не понимая межцивилизационные сдвиги, мы не можем толком понять и события на национальных аренах, особенно в странах-членах Европейского Союза.
Будучи частью Запада, Франция, несмотря на свой исторический опыт, рискует оказаться самой уязвимой страной с точки зрения экономических и социальных последствий нынешней "перезагрузки". Последствий, появления которых мы не предвидели. Последствий, насчет которых мы ума не приложим, как с ними справиться. И все это — несмотря на то, что президент нашей республики пытался поддерживать вполне похвальную "горячую линию" контактов с Кремлем.
Впрочем, незрелый, идеологически наивный сценарий этих дипломатических усилий Макрона, похоже, обесценил все президентские инициативы. "Мир — это играющий в опасную игру ребенок" — сегодня эти слова Гераклита звучат актуально. Запад ведет себя как ребенок, хотя события требуют от западных лидеров быть на высоте ситуации. Происходит важнейший за много лет исторический поворот. Небрежность, будь то выходки Джонсона, постмодернизм Трюдо, забавный старческий маразм Байдена или бесконечная болтовня Макрона — все это не самое подходящее поведение в условиях вступления в новую эпоху.
Арно Бенедетти (Arnaud Benedetti) — политолог, главный редактор журнала Revue politique et parlementaire