Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В связи с обострением энергетического кризиса Евросоюз не оставляет попыток найти альтернативу русскому газу и все активнее ищет поставщиков на Ближнем Востоке. В марте министр экономики Роберт Хабек посетил Катар. Надежды на "катарский вариант" не оправдались, Катар четко определил условия поставок, которые оказались неприемлемыми для Германии. Прежде всего это поставки СПГ на основе долгосрочных контрактов, что противоречит планам Берлина перейти к 2040 году на "зеленые" источники энергии. Кроме того, Катар четко привязал поставки к отдельно взятому пункту назначения, что не позволит Берлину перенаправить газовые потоки в другие страны Европы. И, наконец, Катар твердо придерживается нефтяной индексации газа, привязывая контракты к цене нефти. Немецкая деловая Handelsblatt заключает: "Покупатели газа из Германии должны расстаться с мыслью, что Катар согласится на краткосрочные договора – в соответствии с пожеланиями Еврокомиссии. Катару это вообще ни к чему".
Одновременно Евросоюз продолжает активный поиск альтернатив в средиземноморском регионе. Очевидно, в Брюсселе считают этот регион более перспективным, чем Америка и ее дорогостоящий СПГ. В средиземноморском регионе наибольший интерес для ЕС представляют Алжир и Египет. Алжир уже является крупнейшим поставщиком африканского природного газа в ЕС, в прошлом году на его долю приходилось 8% газового импорта. Однако возможности этой страны по наращиванию экспорта в Европу считаются ограниченными по техническим причинам, поэтому наибольший интерес в данное время у Еврокомиссии вызывают Египет и Израиль.
Французский Le Courrier International отмечает, что после фактического срыва переговоров Германии с Катаром новая газовая инициатива не заставила себя долго ждать: 15 июня Европейский Союз, Израиль и Египет подписали протокол о поставках газа в Европу. Подписание документа прошло в торжественной обстановке в Каире, подписи поставили главы энергетических ведомств Израиля, Египта и Евросоюза. Проект предусматривает прокачку газа из морских месторождений Израиля по газопроводу в Египет, где он будет сжижен и уже как СПГ доставлен в европейские терминалы.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, специально прибывшая на церемонию подписания, назвала соглашение "историческим". По ее словам, поставки газа из восточного Средиземноморья позволят Европе преодолеть зависимость от русского газа и обеспечить в перспективе "зеленый переход". Фон дер Ляйен призвала европейские компании инвестировать в израильские и египетские газовые проекты. Кроме того, Брюссель хочет расширить газовое соглашение и распространить его на египетский "зеленый" водород, который будет экспортироваться в Европу по подводному газопроводу. Планы Еврокомиссии в дальнейшем использовать газопровод под поставки водородного топлива подвергаются критике. Экологическая организация Food&Water cчитает, что продвижение "чистого" водородного топлива осуществляется мощными лоббистскими группами, которые намерены построить "водородную" экономику. Однако будущее "водородной" экономики подвергается критике экологами, которые указывают на риск сокращения гидросферы планеты.
Байден напрасно теряет время — Ближний Восток не отвернется от России!Авторитетный эксперт по проблемам ближневосточного региона убежден, что президент США Джо Байден в ходе своего текущего турне по региону не сможет добиться желаемого — согласия основных нефтедобывающих стран на увеличение добычи он не получит. Но в то же время и Эр-Рияд не сможет добиться от Вашингтона уступок, которые он хотел бы получить.
16.07.202200
Специалисты в области энергетики скептически относятся к каирскому соглашению, считая, что оно продиктовано не столько экономическими, сколько политическими соображениями Еврокомиссии и направлено против российского "газового диктата". Однако, по их мнению, средиземноморский газ лишь частично снизит зависимость Европы от русского газа. Цифры говорят сами за себя. Израиль добывает от 12 до 20 млрд кубометров газа в год на трех своих подводных месторождениях. В то же время Египет экспортировал в прошлом году 8,9 млрд кубометров СПГ, из них 60% направлялось в Азию. Для сравнения, в 2021 году Евросоюз закупил у России 155 млрд кубометров газа, что составляет 40-45% общего потребления ЕС. Конечно, считают эксперты, восточное Средиземноморье может скрывать более значительные запасы газа, в этом направлении ведутся разведывательные работы. Однако даже в случае открытия новых месторождений пройдут годы, прежде чем начнется добыча и транспортировка газа. Обычно подобные инвестиции окупаются лишь через 15-20 лет.
Хотя инициаторы трехстороннего каирского соглашения намерены превратить Египет в "региональный газовый хаб", многие факторы препятствуют достижению этой цели. Согласно французской деловой Les Echos, Египет просто не в состоянии обеспечить Европу достаточным количеством СПГ. Страна добывает 70 млрд кубометров газа, но он предназначен в основном для местного потребления. Два египетских завода по сжижению газа имеют совокупную мощность в 16 млрд кубометров, что явно недостаточно. Из них 11 млрд уже зарезервированы азиатскими странами. Это значит, что на европейские рынки может быть поставлено не более 5 млрд кубометров газа. К тому же, экономические и политические противоречия между странами региона ставят под угрозу реализацию проекта. Территориальные споры серьезно нарушают геологоразведочные работы и эксплуатацию месторождений. Израиль, Египет, Ливан, Турция, Кипр и Греция постоянно конфликтуют на этом участке, обвиняя друг друга в нарушении международного и морского права. Против трехстороннего газового соглашения выступают и европейские правозащитные организации. Они указывают на то, что Евросоюз вступает в сговор со странами, которые грубо нарушают права человека. По их мнению, режим президента ас-Сиси в Египте жестоко подавляет оппозицию, преследует журналистов и правозащитников. Что касается Израиля, то это страна продолжает блокировать сектор Газа, оккупировать Восточный Иерусалим и Западный берег Иордана, а также попирать права палестинцев.
Каирское соглашение предусматривает, что природный газ должен сыграть важную роль в энергоснабжении Европы вплоть до 2030 года. А что потом? Пока что Брюссель не отказался от заявленной цели – достигнуть нулевого выброса СО2 к 2050 году. Экологические организации уже обвиняют Еврокомиссию в том, что она ввязывается в дорогостоящие долгосрочные проекты, чтобы решить свои краткосрочные задачи в области энергетики. Пока что под вопросом и другие проекты по газоснабжению Европы из средиземноморского региона. Самый длинный (1.900 км) и глубокий в мире подводный газопровод EastMed должен связать Египет с Грецией и Италией транзитом через Кипр, однако под вопросом его окупаемость, он может не уложиться в проектную сумму в 5-6 млрд долларов. США уже вышли из проекта в начале 2022 года, вероятно, делая ставку на поставки собственного СПГ в Европу.