Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Казахстан выходит из-под влияния России, так как считает ее политику имперской, утверждает автор Нandelsblatt. Не хватает одного — фактов, доказывающих эти выводы. Остановка после аварии трубопровода КТК или непризнание Казахстаном ДНР/ЛНР такими фактами не являются.
Неприятие символа Z, непризнание "народных республик", торговля нефтью с ЕС: Казахстан не согласен с политикой России в отношении Украины. Это будет иметь последствия для Кремля.
В конечном итоге 30 дней превратились в шесть. Вначале нефтепровод, по которому среднеазиатское государство Казахстан экспортирует нефть, должен был быть заблокирован на месяц. Такое решение принял один из судов в городе Новороссийске на прошлой неделе. Официальная причина: "экологические нарушения на производственных объектах". Вердикт суда вынесен после того, как на казахстанском нефтегазовом месторождении Тенгиз произошел небольшой взрыв. И вдруг — апелляционный суд отменяет это решение новороссийского суда.
Однако есть подозрение, что первоначальное судебное решение, принятое в Новороссийске, было в какой-то степени политическим: незадолго до этого Казахстан заявил, что намерен по-прежнему поставлять нефть в страны Евросоюза, не обращая внимания на политические конфликты, чтобы и впредь обеспечивать энергоснабжение континента. Казахский президент призвал ЕС расширять сеть альтернативных трубопроводов, в том числе пролегающих по Каспийскому морю.
Уже не в первый раз после обострения боевых действий на Украине Казахстан выступает наперекор своему прежнему союзнику — России. И, судя по всему, строптивость бывшей советской республики уже давно действует на нервы российским элитам.
В том числе и потому, что преданный России Казахстан жизненно важен для имперского видения мира, приписываемого Владимиру Путину. В этом видении нем Россия должна доминировать в пространстве между Черным морем и Тихим океаном. Однако Казахстан в этих играх участвовать не хочет или, как минимум, не проявляет к ним интереса. Этого пока не произошло, но эта разница во взглядах может повести вот к чему: у порога России может возникнуть новый геополитический конфликт, а бывший союзник превратиться в соперника.
Тем не менее совсем уж строго Москва наказывать Казахстан за флирт с Западом не захотела: российские власти сняли блокаду терминала, управляемого Каспийским трубопроводным консорциумом (КТК), уже через шесть дней.
Казахстан: далеко от России, близко от Китая?
Суд в Краснодаре отменил в понедельник решение о приостановке работы терминала и заменил его штрафом. Нефть и деньги вновь потекут. 200 тысяч рублей — приблизительно 3400 евро — вот и вся сумма, которую должен будет заплатить Казахстан в качестве штрафа.
"Внезапная приостановка нефтепровода могла привести к необратимому ущербу", — сообщили тем не менее в трубопроводном консорциуме. Но еще вреднее технических повреждений мог бы быть ущерб экономический: около 80 процентов экспорта казахской нефти осуществляется именно через этот прикаспийский нефтепровод, начинающийся на казахском месторождении Тенгиз и заканчивающийся на российской территории — в порту Новороссийск.
И другие экспортные маршруты тоже проходят в основном по России, российской территории — только пять процентов казахской нефти вывозятся на мировые рынки через Китай. А в целом около одного процента продаваемой в мире нефти проходит по российско-казахстанскому нефтепроводу.
Это делает Казахстан в высшей степени зависимым от России, и вот с этим обстоятельством президент Касым-Жомарт Токаев мириться не хочет: после первого российского решения суда он распорядился принять меры для диверсификации маршрутов, по которым уходит на экспорт казахская нефть.
Это более чем символический шаг. Раньше Казахстан никогда не ставил под сомнение доминирующую роль, которую играла в его экспорте российская территория. Хотя Казахстан сразу после обретения независимости провозгласил свое намерение торговать и с Европой, и с Азией, самопровозглашенное первенство России он не ставил под сомнение. И вот это положение, по некоторым признакам, сейчас изменяется.
Приостановка нефтепровода: почему Россия пошла на уступки?
Изменение курса России в отношении приостановки нефтепровода может иметь как юридические, так и политические причины. Блокада трубопровода означает не только нарушение договоров в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС), но и вредит геополитическим интересам России. Таково мнение эксперта по России Штефан Трёбста (Stefan Troebst), профессора истории культуры Восточной Европы в университете Лейпцига.
"Со стороны России было непродуманно вступать в конфликт с Казахстаном из-за такой мелочи. Казахстан граничит с Китаем и легко может принять решение о другом направлении в своем развитии. И тогда у Путина возникнут проблемы. Потому что Москва хочет, чтобы Китай оставался нейтральным", — говорит Тёбст. (Казахстан никогда не рассматривал Россию как альтернативу Китаю, поддерживая хорошие отношения с обеими странами, а Китай в украинской трагедии много раз обвинял НАТО и США, вовсе не оставаясь "нейтральным" в смысле равнодушия или отсутствия позиции — прим. ИноСМИ.)
Россия должна хорошо подумать, сколько свободы она готова предоставить Казахстану. Президент Касым-Жомарт Токаев в последнее время не раз ясно давал понять, что он не согласен с российской линией в отношении Украины и связанной с ней политикой экономической конфронтации с Западом.
Явные выпады Токаева против Путина
Так, например, во время Санкт-Петербургского экономического форума в конце июня Токаев заявил, что Казахстан не признает ни Луганскую, ни Донецкую народные республики. Больше того, Токаев отказался признавать и отколовшиеся от Грузии Абхазию и Южную Осетию. "Это честный ответ на честный вопрос", — сказал Токаев в лицо Путину. Незадолго до этого Казахстан запретил использование военного символа Z, олицетворяющего новую наступательную тактику России на Украине.
После судебного решения об остановке нефтепровода КТК Токаев еще больше дистанцировался от России. Согласно сообщениям казахских средств массовой информации, президент распорядился выйти из валютного союза, являющегося частью комплекса документов о "Содружестве независимых государств" (СНГ).
К СНГ помимо Российской Федерации и Казахстана входят кавказские государства Армения и Азербайджан, а также Таджикистан, Узбекистан, Киргизстан, Молдавия и Беларусь.
Выход из договора — целенаправленный удар по геостратегии России на евразийском континенте, где Кремль старается создать независимые от Запада альтернативные экономические структуры. Эти структуры призваны были создать конкуренцию Западу, чтобы развенчание экономического доминирования Запада перестало быть пустой фразой.
Но для этого России нужны сильные партнеры, работающие в том же направлении. И здесь юго-восточный сосед незаменим: в экономическом отношении Казахстан обладает значительной мощью. Страна — один из важнейших поставщиков нефти в Европейский союз. Кроме того, Казахстан — самое экономически развитое государство Средней Азии, он располагает, помимо нефти, большими запасами минералов и металлов.
Помимо этих преимуществ, Казахстан был одним из немногих государств , которые продолжали поставлять в Россию попавшие под санкции товары и помогали Москве обходить штрафные меры. Но после блокады нефтепровода Казахстан заявил, что прекращает участвовать в так называемом параллельном импорте.
Россия критикует Казахстан за "обман"
Российские средства массовой информации уже спрашивают, а не "обманул" ли Казахстан Россию. В начале года, во время вспыхнувших в Казахстане беспорядков, вызванных повышением цен на горючее, Россия "помогла" Казахстану. Отправленные немедленно в Алматы и другие проблемные города российские миротворческие силы спасли Казахстан от хаоса — таков российский нарратив.
Думается, это не совсем так. Во время уже упомянутого Санкт-петербургского экономического форума, где Путин неправильно произнес имя Токаева и поставил под вопрос казахскую независимость, Казахстан подтвердил свою лояльность по отношению к России. (Никакого случая с искажением имени Токаева и с какими-то сомнениями в суверенности Казахстана на СПМЭФ на самом деле замечено не было. Автор ищет вожделенный "конфликт" там, где его нет — прим. ИноСМИ.)
Токаев сказал, что для обоих государств важно сотрудничать в рамках Евразийского экономического сообщества и вместе преодолевать трудное экономическое положение, в котором находится регион. Казахстан по-прежнему зависит от России в экономическом отношении, и это хорошо известно Токаеву.
"Казахстан ожидал получить преимущества от участия в евразийском экономическом сотрудничестве. Но теперь, когда Россия ведет полномасштабные боевые действия и перестраивает свою региональную политику в соответствии с военным временем, экономические преимущества евразийского сотрудничества не столь очевидны", — поясняет эксперт по России Штефан Трёбст.
И действительно: ввод в эксплуатацию новороссийского нефтепровода значительно усилил потенциал Казахстана в отношении экспорта нефти. Сотрудничество в рамках СНГ и расширение торговли с Россией в конце девяностых годов привели к экономическому подъему в стране.
"Но теперь Казахстан говорит: мы — суверенное государство и может продавать свою нефть, кому хотим", — подчеркивает Трёбст. Москва в гневе показала было красную карточку, но потом быстро поменяла ее на желтую. Эксперта Трёбста эта ссора вдохновляет на обязывающее заявление: "Риск двухстороннего конфликта между Россией и Казахстан сейчас значительно возрос".
Мария Коцев (Maria Kotsev)