Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
ЕС отказался вводить санкции против крупной российской компании по производству титана, сообщает WSJ. Это решение было сделано в последний момент из-за опасений стран-членов союза по поводу того, что Москва в ответ объявит о запрете экспорта этого металла.
Лоуренс Норман(Laurence Norman), Бенджамин Кац (Benjamin Katz)
Европейский союз в последний момент заблокировал предложенные санкции против российской металлургической "Корпорации ВСМПО-Ависма", сообщают дипломаты. Против этого шага выступили Франция и другие члены Евросоюза — из опасений, что Россия в ответ запретит экспорт титана.
Российская компания — важный поставщик титана для Airbus SE, крупнейшего в мире производителя коммерческих авиалайнеров. Штаб-квартира Airbus находится во Франции, однако у компании большой штат сотрудников по всей Европе. Компания во всеуслышание призвала ЕС воздержаться от мер против российского титана.
Этот шаг показывает, сколь сложное равновесие приходится держать ЕС, чтобы одновременно подорвать экономику России в наказание за спецоперацию на Украине, но при этом отстоять собственные экономические интересы. В первые недели конфликта блок выступил единым фронтом и принял ряд финансовых санкций против организаций и отдельных лиц, однако в последнее время наблюдается раскол по поводу дальнейших мер — на фоне опасений, что эти ограничения навредят европейской экономике больше, чем российской.
В настоящий момент европейские чиновники разрабатывают седьмой пакет санкций против России. Помимо прочего, в утвержденный в четверг вечером перечень мер войдет запрет на продажу российского золота. Ожидается также, что будет расширен черный список экспортных товаров в Россию. Сегодня в него входит целый ряд товаров от микрочипов и передовых технологий до автомобилей класса "люкс". Будут также приняты новые меры против ряда российских оборонных компаний.
Изначально планировалось, что в него войдет и ВСМПО. ЕС планировал ограничить продажу компании товаров двойного и военного назначения, согласно предложению Европейской комиссии от прошлой пятницы. Компания поставляет материалы для производства истребителей — включая те, что участвуют в украинском конфликте, — и частично принадлежит оборонной компании "Ростех", которая производит оружие для российских вооруженных сил. "Ростех" возглавляет попавший под санкции олигарх Сергей Чемезов.
"Ростех" уже находится под санкциями, однако ВСМПО — еще нет. ВСМПО также производит титан для аэрокосмической отрасли. Представители обеих компаний на запрос о комментариях не откликнулись.
По словам европейских дипломатов, государства-члены обеспокоены тем, что ограничение экспорта может спровоцировать ответный запрет Москвы по прекращению продаж титана в Европу.
Запреты на российский титан, палладий и никель европейские чиновники обсуждают уже несколько месяцев. Комиссар ЕС по торговле Валдис Домбровскис заявил еще в апреле, что блоку необходимо диверсифицировать поставки этих продуктов из России.
По словам дипломатов, в ходе дискуссий на высшем уровне Франция выразила обеспокоенность насчет любых действий Европейской комиссии, которые могут поставить под угрозу импорт титана в Европу. Сообщается, что позицию Франции поддержали Германия и Испания.
Главными акционерами Airbus со штаб-квартирой в Тулузе числятся как раз Франция, Испания и Германия.
"Как глобальная компания, Airbus поддерживает постоянный обмен информацией с заинтересованными государствами, но ни характер, ни содержание этих дискуссий мы не комментируем, — заявил представитель компании в письменном заявлении, добавив, что санкции против титана нанесут "значительный ущерб всей аэрокосмической промышленности Европы".
По данным Airbus, Россия поставляет до половины титана всей мировой аэрокосмической отрасли. Согласно майскому докладу консалтинговой фирмы AlixPartners, Airbus сам закупает до 65% титана у ВСМПО.
Однако, по данным Trade Data Monitor, доходы российской экономики от экспорта титана сравнительно невелики: в 2020 году его объем составил 415 миллионов долларов по сравнению с 16 миллиардами долларов от экспорта железа и стали.
"Нет смысла вводить санкции против российского титана, потому что для России это малый бизнес. Получится, что мы наложим санкции сами на себя, — заявил на этой неделе генеральный директор Airbus Гийом Фори (Guillaume Faury). — Ни США, ни Европа, ни другие вводить санкции против ВСМПО не желают. Это было бы бессмысленно".