Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
"Игра престолов" был своеобразным бегством от действительности. Если "Дом Дракона" будет сделан хорошо, у него будут все шансы стать одним из лучших телевизионных шоу. Но ключевое слово здесь, цитируя спартанцев, — "если".
У "Игры престолов" большой потенциал, но сериал может не оправдать ожиданий.
Стефан Капустка (Stephan Kapustka)
Приквел "Игры престолов" выйдет 21 августа и впервые покажет то, чего никогда не было в оригинальном сериале стримингового сервиса HBO: уже написанную историю. Действия "Дома Дракона", представляющего собой экранизацию книги Джорджа Р.Р. Мартина "Пламя и кровь", происходят за 200 лет до событий "Игры престолов". Внимание сосредоточено на династии Таргариенов — предках Дейнерис из оригинального шоу — в период их правления Семью Королевствами. Сериал в чём-то похож на "Игру престолов": борьба за наследование трона, драконы, битвы… Теоретически, в нём есть все элементы, позволяющие ему стать культурным феноменом. Но наша нынешняя культурная среда может сорвать шоу.
Трудно поверить, какой успешной была "Игра престолов" и каким провальным был её конец. Общественные дискуссии сосредоточились на шоу как на крупнейшем культурном событии прошлого десятилетия. Люди даже начали называть своих детей в честь персонажей и терминологией сериала. Но после жёсткой критики финального сезона, сериала будто и не существовало. Многие связывали провал с тем фактом, что книги, по которым сняли сериал, остаются незавершёнными. У сценаристов был какой-то очень приблизительный набросок, но не было книги, по которой они могли бы следовать, и в итоге главные персонажи и сюжет оказались скомканными.
К счастью, у "Дома Дракона" новые продюсеры и готовый материал. К сожалению, идентичность и социальная справедливость — важнейшие темы американской культурной жизни. Начиная с "Охотников за привидениями" (2016) и заканчивая "Звёздными войнами: Пробуждение силы" в переснятых старых историях и франшизах старых белых персонажей-мужчин заменяют более разнообразным актёрским составом (фактически менее белыми и менее мужественными героями). И, похоже, что такие работы стали символом эпохи. В интервью Hollywood Reporter продюсеры сделали несколько тревожных комментариев, из которых выходит, что "Дом Дракона" тоже не застрахован от такого рода идентитарного вуайеризма.
Чтобы не вдаваться в подробности и не портить просмотр шоу, скажу лишь, что в книге "Пламя и Кровь" есть два противоборствующих лагеря, один из которых должен унаследовать престол после короля Визериса. Во главе одного из них стоит старшая дочь короля, Рейнира, которая была объявлена наследницей. Её лагерь называют Чёрными. А их соперники, Зелёные, поддерживают сына короля, Эйгона, и его вторую жену Алисенту Хайтауэр.
Что делать продюсерам в этой ситуации? Кто злодей? По всей видимости, мужчины. Как говорится в статье, "патриархат скорее уничтожит себя, чем позволит женщине взойти на трон". Оливия Кук (Olivia Cooke), исполняющая роль Хайтауэр, заявила: "Если бы все эти мужики отвалили… в королевстве всё было бы хорошо. Вся заваруха из-за их вмешательства, хвастовства и эго".
Но при непредвзятом прочтении "Пламени и крови" понимаешь, что женщины во всей этой истории, особенно Рейнира и Алисента, так же несовершенны, как и все остальные.
Опасения по поводу перехода престола Рейнире обоснованы, но они не сводятся к одному только сексизму. На самом деле проблема в том, какой у неё характер и насколько она годится для правления. Вопросы вызывает не только законность прав её наследников, но и влияние дяди Деймона, заслужившего репутацию безжалостного человека.
Конечно, Алисента активно работает над тем, чтобы заставить Зелёных действовать, но и у них есть свои проблемы, которые не следует преуменьшать или игнорировать. Эйгон и его брат Эймонд тоже не святые. В конечном итоге, наследницей объявляют Рейниру. В этом и прелесть истории: мужчины и женщины — сложные существа, поэтому очень сложно определить, кто из них прав.
В принципе, история о трудностях, с которыми могла столкнуться женщина, занимающая ведущие позиции в средневековом обществе, могла бы стать интересной темой для исследования. Но на практике в современном мире такая история подхватила бы идею левой армии ущемлённых групп идентичности, восставшей против очень плохих белых. "Мир льда и пламени" ещё может быть фэнтези с драконами, ледяными зомби и всевозможными лавкрафтовскими ужасами, но просить перешагнуть через идеи вокизма ради нейтральности — вероятно, неосуществимая затея.
Мартин, кажется, доволен экранизацией своей книги. "Они все неидеальны. Они все люди, — прокомментировал он. — Они делают хорошие вещи. Они делают плохие вещи. Ими движет жажда власти, ревность, старые раны — всё, как у людей. Именно такими я их создал".
Если мы действительно получим версию с неидеальными, падшими персонажами, похожими на реальных людей, то комментарии продюсеров можно будет списать на трусливое, но безобидное потворство. Но мы не сможем узнать, каким будет сериал, пока он не выйдет.
В плане политики сериал "Игра престолов" не соответствует нынешним идеологическим разногласиям. Затронутые в нём темы просто не вписываются в современный контекст. Да, в нём была политика, но был скептицизм по отношению к таким проблемам, которые поднимались в 1996, 2011 или 2022. "Игра престолов" был своеобразным бегством от действительности. Если "Дом Дракона" будет сделан хорошо, у него будут все шансы стать одним из лучших телевизионных шоу. Но ключевое слово здесь, цитируя спартанцев, — "если".