Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Аналитики единодушно называют Балканы "пороховой бочкой", пишет "Труд". Косовский конфликт – один из самых кровопролитных в Европе после Второй мировой войны. Все началось более ста лет назад, и до сих пор перспективы окончательного мирного урегулирования отсутствуют.
Виктория Георгиева
Поводом для очередной эскалации напряженности между Косово и Сербией послужили новые правила, вынуждающие косовских сербов менять выданные сербскими властями документы, удостоверяющие личность, на документы, выданные властями Косово. Также необходимо заменить автомобильные регистрационные знаки. Косовские сербы соорудили баррикады и перекрыли дороги.
На самом деле большая часть проблем на Балканском полуострове – наследие долгого периода османского владычества. Аналитики единодушно называют Балканы самой конфликтной зоной в Европе. Один из самых кровопролитных конфликтов в Европе после Второй мировой войны – конфликт Косово – Сербия.
Все началось еще в 1918 году, когда в Югославию включили почти полмиллиона албанцев, что привело к объединению двух враждующих этнических групп в одну страну. Тогдашний председатель Сербской академии наук академик Васо Чубрилович в 1937 году направил премьер-министру Югославии секретный меморандум, в котором предлагал ликвидировать албанскую этническую группу в составе югославского государства, но Вторая мировая война сорвала этот план.
После 1945 года албанцы были включены в состав Республики Сербской, но из-за сложных отношений с сербами они стали придерживаться двух принципов сохранения себя как этноса. Во-первых, албанец, у которого нет хотя бы 7 детей, не может считаться настоящим албанцем, а во-вторых – албанская мать сломает сербский штык. Начался демографический бум, и менее чем за 20 лет количество албанцев в Югославии удвоилось. После войны албанцев было около полумиллиона, в 1961 году – более 900 тысяч, в 1981 году – более 2 миллионов, а в 1991 году – почти 3 миллиона. Этот рост вызвал серьезное беспокойство у руководителей Югославии, однако ни одна попытка ассимилировать албанцев не увенчалась успехом.
В 1974 году область получила частичную автономию, а в 1981 году прошла волна демонстраций с требованием дать Косово статус равноправной республики в составе Югославской Федерации. В 1990 году албанцы организовали выборы, и новый косовский парламент принял конституцию, провозгласившую область суверенной республикой в составе Югославии. Власти страны эти выборы не признали. В сентябре 1991 года непризнанное албанское правительство провело референдум, поддержавший создание независимого Косова.
В Косово усилилось влияние радикальных групп, таких как Народное движение Косова, создавшее собственное военное крыло – Армию освобождения Косова (АОК). АОК организовывала нападения на сербскую полицию и террористические акты, а в марте 1998 г. начала боевые действия против сербских сил. Сербская армия перешла в контрнаступление, дошло до международного вмешательства в конфликт. Что случилось потом, мы все помним.
04.08.202200
Вскоре после войны началась исламизация Косова, исходной предпосылкой для этого стал гуманитарный кризис. Сначала оказывалась разная помощь в виде еды и лекарств, а затем началась финансовая поддержка. С ростом финансовой поддержки появились условия: мужчины должны регулярно посещать службы в мечетях, а женщины – носить хиджаб и одеваться соответствующе. Саудовская Аравия и другие исламские страны вложили значительные средства в восстановление и строительство новых мечетей, открытие религиозных школ. Началось массовое и нерегулируемое строительство мечетей и школ для изучения Корана, в которых ваххабитское учение – верховенство законов шариата, идеи джихада, допускавшего убийство мусульман, не уважавших ваххабитское толкование ислама, – распространялось совсем свободно. Влияние ваххабизма в Косово и проповедь шариата достигли своего пика после начала конфликта в Сирии. Под прикрытием различных благотворительных организаций Косово использовалось как логистическая база и территория для вербовки; это стало возможным из-за огромных социальных проблем в стране – бедности, безработицы и отсутствия видения перспектив у молодого поколения, что заставляло его обращаться к радикализму.
Нельзя не обратить внимание на АОК, в частности – на Хашима Тачи. Бывший премьер-министр и бывший президент Косово в настоящее время находится под стражей в Гааге. Ни для кого не было секретом, что бывший командующий Освободительной армией Косова много лет руководил мафиозной организацией. Обвинения АОК в торговле органами впервые были опубликованы бывшим прокурором Гаагского трибунала Карлой дель Понте.
В 2010 году в проекте доклада Совета Европы обнаружилось, что Тачи (как и АОК) причастен к убийствам, торговле органами, наркотиками и оружием. А в 2014 году специальная комиссия ЕС представила доказательства преступлений, совершенных членами АОК; глава комиссии Клинт Уильямсон заявил, что речь идет о преступлениях против человечности и военных преступлениях. Комиссия ЕС по расследованию преступлений в Косово была создана в сентябре 2011 года для проверки сообщений спецдокладчика Совета Европы Дика Марти об уже упомянутой торговле человеческими органами и других преступлениях.
В 2020 году Тачи, бывший председатель Ассамблеи (парламента) Республики Косово и лидер Демократической партии Кадри Весели, а также другие лидеры АОК были обвинены в преследовании, пытках, убийствах, насильственном выселении, незаконном аресте, тюремном заключении и жестоком обращении – все эти действия были совершены между мартом 1998 г. и сентябрем 1999 г. "Были совершены преступления против сербов, цыган и представителей других этнических групп", — заявил прокурор специализированного суда в Гааге по расследованию военных преступлений во время войн в бывшей Югославии. Речь идет о более 100 убийств.
Правда в том, что международные организации и лидеры с самого начала знали, кто такой Хашим Тачи, что такое АОК и чем они занимаются. О том, что они на практике признали в 2020 году с обвинениями в адрес него и других лидеров так называемой освободительной армии, писали и говорили задолго до этого. Еще до начала конфликта.
Лишь в 2021 году, после февральских выборов, Косово, по крайней мере на бумаге, вступило в иной период своей истории, так как впервые на политической сцене не было лиц, связанных с АОК, а преобладали молодые и необремененные тяжелым историческим наследием политики. Однако избранный позднее премьер-министр Альбин Курти еще тогда предупредил, что не принимает соглашение, подписанное в Вашингтоне между президентом Сербии Александром Вучичем и премьер-министром Косово Авдуллой Хоти в присутствии бывшего президента США Дональда Трампа, пригрозив Сербии новыми экономическими ограничениями, пока она не признает независимость страны.
В регионе всегда были все условия, указывающие на то, что пороховая бочка рано или поздно снова взорвется – оружие у местного населения и его многолетнее бесконтрольное распространение, создание криминальными группировками антиконституционных военных структур, отсутствие адекватных действий со стороны международного сообщества.
Что еще более тревожно, так это отсутствие перспективы окончательного и мирного урегулирования конфликта, потому что нарастание явных межэтнических противоречий, возникших между гражданами разного этнического и религиозного профиля, населяющих одну территорию – один из главных факторов, "стимулирующих" и порождающих еще большую эскалацию.