Шанхайская организация сотрудничества и региональная резервная валюта

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Главными итогами переговоров Путина и Эрдогана в Сочи стали договоренности о торговле энергоресурсами в рублях и участии Турции в предстоящем заседании ШОС, пишет Yeni Şafak. Торговлю в рублях можно рассматривать как преимущество для обеих экономик, но если страны ШОС решат перейти на юань, мир не будет прежним, считает автор статьи.
Юсуф Динч (Yusuf Dinç)
В последнее время между Турцией и другими странами идут чрезвычайно интенсивные переговоры. Проводятся многочасовые телефонные беседы и личные встречи. Становится понятно, что, помимо глобальной и региональной стабильности, важной темой этих контактов также является экономика. Одним из таких контактов была сочинская встреча на прошлой неделе.
Наряду с вопросами безопасности двумя важнейшими результатами переговоров президента Турции в Сочи стали торговля энергоресурсами в рублях и участие Турции в предстоящем заседании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Эти решения, привлекающие внимание всего мира, имеют существенное значение с точки зрения момента, на который они приходятся.
Если новость о заседании ШОС возникала на повестке дня десять лет назад, социальные инженеры сыпали заголовками об "осевом сдвиге". А то, что сегодня в турецкой общественности такая дискуссия даже не затевается, свидетельствует о том, что западному блоку следует пересмотреть свои отношения с Турцией. Отныне Турция не является страной, которой можно руководить и управлять со стороны, как раньше. Это государство, чья общественность уже давно убеждена в том, что оно само выстраивает свои игру.
Восток осознает это и развивает доверительные отношения с Турцией. Между тем Запад остается невосприимчивым к тому, что делает или хочет сделать Турция, — может быть, даже с тем, чтобы досадить ей, что вынуждает Турцию проявлять осторожность, основанную на недоверии. Запад, привыкнув, что он может положиться на Турцию при любых условиях, ослеп и утратил ее доверие. Результаты сочинской встречи могут заставить Запад очнуться от забытья, в котором он пребывает, иначе будет слишком поздно. Запад — и, в частности, Европа — должен подумать об установлении более сбалансированных отношений с Турцией.
А для того, чтобы Европа могла построить доверительные отношения с Турцией, ей, похоже, следует отделаться от США. Ведь, идя за США, Европа действует все более иррационально. Только представьте, в то время как даже газохранилища Германии принадлежат "Газпрому", США удается втянуть Европу в санкции. Аналогичным примером может служить и иррациональность в отношениях с Турцией.
Ван Цинсун: куда приведет "техника равновесия" Эрдогана в российско-турецких отношениях? За частыми обменами и контактами между российским и турецким лидерами стоит воплощение плюралистической и сбалансированной политики, которую пытается проводить Турция. Она стала особенно заметна во многих областях после вспышки конфликта между Москвой и Киевом.
Что касается торговли энергоносителями в рублях, это очень интересное решение особенно при его рассмотрении в одном контексте с ШОС. Россия ввела продажу энергии за рубли в недружественные страны. Целью было обойти определенные ограничения, связанные с санкциями. А вот торговлю энергоносителями с Турцией в рублях можно рассматривать как преимущество для обеих экономик. Не знаю, стоит ли за этим сделка своп. Но в принципе Турция нужна России в стратегическом отношении, поскольку Россия находится под санкционным давлением. Россия, вовлекая в эту борьбу Белоруссию, пытается заменить утраченные каналы связи с внешним миром. И такая потребность русских создает возможности и для Турции. Роль рублевой модели торговли энергоносителями в финансировании дефицита счета текущих операций сделает эти возможности еще более очевидными. Турция таким путем может уменьшить свою уязвимость. Нисходящую динамику кредитных дефолтных свопов также следует рассматривать в этом ключе.
Если на заседании ШОС, в котором Турция примет участие, встанет вопрос о торговле в юанях, то история мира начнет меняться, и об этом можно говорить уже сейчас.
На вопрос о том, как изменится история, уже есть общепринятый ответ: замена доллара юанем. Если Турция как страна G20 присоединится к такому шагу, это подкрепит давно озвучиваемое ожидание. Однако лично я не думаю, что доллар уступит свой трон юаню, по крайней мере, сейчас. В то же время я хотел бы обратить внимание на другой момент. Полагаю, что в ближайшие годы может возникнуть архитектура в пользу не столько глобальной резервной валюты, сколько региональных резервных валют, поскольку ЕС показал, что этот опыт может быть успешным.
Пример евро свидетельствует о том, что устойчивая валюта может быть создана даже в регионе без энергетических ресурсов, и уже понятно, что могут быть сформированы гораздо более сбалансированные валютные союзы, нежели евро. Итак, тема региональных валютных союзов становится все более популярной и, возможно, даже войдет в повестку дня Турции, а предстоящее заседание ШОС может стать важной вехой в этом смысле. Полагаю, не будет ошибкой сказать, что глобальная резервная валюта — это вопрос, который какое-то время будет оставаться без внимания, несмотря на сценарии вокруг юаня.
Обсудить
Рекомендуем