Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Во втором квартале спад российской экономики был менее резким, чем прогнозировали эксперты, пишет сайт телеканала CNBC. Москва вовсе не движется "в небытие", как ей предрекали, и даже бегство западных компаний из страны не стал непереносимым ударом, говорится в статье.
Эллиот Смит (Elliot Smith)
Во втором квартале российская экономика сокращалась. Теперь среди экономистов существуют разные мнения относительно того, сможет ли она в долгосрочной перспективе выдержать натиск международных санкций.
Во втором квартале российская экономика сократилась на 4% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Правда, аналитики прогнозировали 5-процентное сокращение, так что оно оказалось менее резким. Банк России прогнозирует, что в предстоящих кварталах спад усилится и достигнет максимума в первой половине 2023 года.
В этих условиях Москва перенастраивает свою экономику из-за многочисленных международных санкций, введенных западными странами в ответ на спецоперацию. Из-за этих ограничений начались перебои в торговле, а Россия была почти полностью изгнана из мировой финансовой системы.
"В последние пару месяцев наблюдаются признаки стабилизации во многих секторах, но мы считаем, что спад продлится до второго квартала 2023 года, а после этого в экономике в лучшем случае наступит стагнация", – сказал Лиам Пич (Liam Peach), работающий в Capital Economics старшим экономистом по формирующимся рынкам.
Непосредственное воздействие санкций было ослаблено благодаря молниеносным действиям Центробанка, который ввел меры контроля за движением капитала и резко повысил процентные ставки. Такими мерами удалось стабилизировать внутренние рынки, а рубль в этом году по своим показателям стал одной из лучших валют в мире.
Впоследствии также возымели действие меры налогово-бюджетного стимулирования и существенное понижение процентных ставок. Кратковременное воздействие санкций удалось ослабить. В конце прошлого месяца Центробанк удивил всех, сократив ключевую ставку на 150 базисных пунктов до 8%. Это было уже пятое подряд сокращение с того момента, как в конце февраля он в срочном порядке поднял ее с 9,5% до 20%.
Россия наказывает врагов и вознаграждает друзей в ходе перезагрузки рынкаРоссия изолирована от мировых финансов уже почти полгода, за это время она сумела сформировать двухуровневую систему, отделив друзей от врагов, сообщает Bloomberg. Допуск инвесторов из дружественных стран к торговле на рынке облигаций свидетельствует об этом.
16.08.202200
"Спад мог оказаться намного глубже, но Центробанк немедленно принял меры по предотвращению финансового кризиса. Похоже также, что благодаря устойчивости и прочности российского энергетического сектора воздействие западных санкций удалось ослабить", – отметил Пич.
Тем не менее, многие экономисты считают, что долговременный ущерб для российской экономики будет намного серьезнее. Бегство компаний и утечка мозгов, равно как и отсутствие доступа к важнейшим технологиям будут постепенно подавлять экономическую активность.
Между тем, санкции больно ударили по некоторым отраслям. Объем производства в промышленности упал на 4% в поквартальном исчислении, а спад в импортозависимых секторах составил более 10%.
Также резко снизился потребительский спрос. Квартальный объем розничных продаж после жестокого инфляционного шока в марте сократился на 11%. Рухнуло потребительское доверие, и ужесточились условия кредитования.
"Третий квартал тоже наверняка будет слабым, хотя сокращение будет немного меньше, чем во втором квартале. Спад розничных продаж и производства немного замедлился, инфляция уменьшилась, а положение в денежной сфере улучшилось", – сказал Пич.
"Тем не менее, экономика сталкивается с серьезными препятствиями, включая ограничение доступа к западным технологиям и приближающийся запрет на страхование судов с российской нефтью. Нам кажется, что это в будущем году вызовет падение производства на 10%", – добавил Пич.
Capital Economics считает, что российский ВВП достигнет дна примерно через год.
Барахтается, но не тонет
24 августа исполнится полгода с момента введения международных санкций против России в ответ на начатую ею спецоперацию на Украине. На данный момент против нее введено более 11 тысяч международных санкций.
Многие экономисты сосредоточили внимание на долговременных структурных угрозах для российской экономики, которые правительство и Центробанк срочно пытаются ликвидировать. Но предсказанный ими незамедлительный крах не состоялся.
"Вопреки санкционному натиску и предсказаниям многих обозревателей, российская экономика не развалилась. И хотя в этом году ее ждет 5-6-процентное сокращение, ни крах, ни какая-то форма экономического или финансового кризиса ей не грозит", – сказал руководитель московской консалтинговой фирмы Macro-Advisory Крис Уифер (Chris Weafer).
"Но на протяжении пяти-семи кварталов ее ожидает небольшой спад в несколько процентов и многочисленные проблемы. Если их не решать эффективно, рост на многие годы установится вблизи уровня стагнации", – добавил он.
В пятницу Уифер написал аналитическую записку, в которой отметил: "Российская экономика барахтается, но не тонет".
По оценкам Macro-Advisory, свыше 60% ВВП приходится на долю российского государства, а доля малых и средних предприятий в нем составляет менее 25%. Такой дисбаланс в обычные времена сдерживает рост, но в моменты кризиса спасает экономику, добавил Уифер.
Рухнула экономика КитаяРезкое снижение цен на нефть стало реакцией на негативные новости из Китая – экономика Поднебесной в июле показала скромные результаты, пишет Haqqin. Выхода глобального производства на высокие темпы восстановления ожидать не приходится. Мир в этом отношении во многом зависит от Пекина.
16.08.202200
"Государство, компании и люди привыкли к экономическим кризисам (этот пятый с 1991 года), и структуры поддержки работодателей и социальной сферы хорошо развиты", – написал он.
Между тем, доверие бизнеса, резко понизившееся в марте и апреле, вернулось к многолетним средним показателям как в сфере производства, так и в сфере услуг.
Уифер не согласен с последними оценками, согласно которым экономика России встала на долгий путь "в небытие". Он заявляет, что массовый исход западных компаний из России не был столь пагубным для деловой активности, как полагали многие.
"Большинство ушедших – это либо мелкие компании (скажем, модные магазины), либо фирмы, проданные местным покупателям. Из 50 ведущих компаний с зарубежным управлением только три прекратили свою деятельность полностью, – сказал Уифер. – Еще три проданы местным покупателям, а 10 сказали, что планируют это сделать. Все прочие остались. По нашим расчетам, удар по ВВП составит менее 1%, потому что производственные активы останутся в стране".
Его оценки резко противоречат опубликованным в прошлом месяце прогнозам Йельского университета, который предсказал "катастрофический ущерб". В прогнозе проанализированы данные по регулярным потребителям, торговле и морским перевозкам. Авторы прогнозов утверждают, что санкции и уход из страны свыше 1 000 международных компаний "искалечат" российскую экономику.
Уифера это ни в коей мере не убеждает. "Существуют большие сомнения в прочности России, а также в ее способности и даже желании инвестировать в замещение иностранного капитала местным, особенно с учетом того, насколько мало сделано за последние 20 лет в таких отраслях как информационные технологии, машиностроение и услуги специалистов, – заявил он. – Но как показали предыдущие кризисы, Россия обычно начинает решать такие проблемы, когда у нее не остается выбора, и только тогда".