Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Американское космическое агентство собирается запустить к Луне гигантскую ракету, пишет The New York Times. Одна из причин – растущие "космические" амбиции Китая, среди которых – создание лунной базы в недалеком будущем.
Кеннет Чан (Kenneth Chang)
"Летим!"
Эта крылатая фраза — слоган дебютного полета новой лунной ракеты НАСА, которая может стартовать уже в понедельник в 8:33 утра по восточному времени. Ее повторяют чиновники агентства, тиражируют в соцсетях как хэштег и пишут на транспарантах на стартовой площадке на космодроме имени Кеннеди во Флориде.
Но если вы не заядлый любитель космоса, едва ли полет на Луну вызовет у вас что-то, помимо зевоты.
И чего ради, спрашивается? Мы же там уже были.
Зачем НАСА повторять полет полувековой давности — тем более, что астронавты все равно ступят на Луну лишь через несколько лет, а денег на всё про всё уйдет 100 миллиардов долларов?
Чиновники объясняют, что это не просто повторение программы "Аполлон", действовавшей с 1969 по 1972 год: новая высадка на Луну — главный приоритет новой пилотируемой программы НАСА.
"В будущем НАСА высадит на Луну первую женщину и первого цветного человека, — заявил директор НАСА Билл Нельсон на августовской пресс-конференции. — И в рамках новых миссий, все более сложных, астронавты будут жить и работать в далеком космосе и развивать науку и технологии, чтобы в будущем отправить первого человека на Марс".
Для сравнения, еще в 2010 году президент Барак Обама выступил с речью на месте запуска "Аполлона" и заявил, что НАСА пора выйти за пределы Луны и замахнуться на задачи помасштабнее — астероиды и Марс.
"Там мы уже были", — заявил тогда Обама.
Сегодняшняя программа получила при администрации Трампа название "Артемида". В греческой мифологии Артемида — сестра-близнец Аполлона. Первым ее шагом станет предстоящий испытательный полет лунной ракеты Space Launch System с капсулой Orion, где в будущем будут находиться астронавты. Пробный беспилотный полет, в ходе которого "Орион" облетит Луну и вернется на Землю, поможет устранить неполадки, прежде чем на борт поднимутся люди.
Если в понедельник запуску помешают погодные условия или технические проблемы, то вторая попытка будет предпринята в пятницу или в следующий понедельник. В субботу синоптики прогнозировали 70-процентную вероятность благоприятных условий для запуска.
Помимо обкатки технологий для гораздо более длительного полета на Марс, НАСА надеется придать стимул компаниям, которые хотят наладить стабильный бизнес по доставке научных инструментов и иных полезных грузов на Луну, а также вдохновить студентов на занятия наукой и инженерией.
"Мы исследуем, потому что это у нас в характере", — сказал Нельсон.
Однако сегодня полететь на Луну хочет не только НАСА. За последние годы Китай успешно высадил на Луну три автоматических миссии. В 2019 году посадочные модули отправили Индия и израильская некоммерческая организация, но обе потерпели крушение. А прямо сейчас в пути находится южнокорейский орбитальный аппарат.
Нельсон мотивацией для программы "Артемида" назвал крепнущие космические чаяния Китая — в том числе планы создать лунную базу уже в 2030-х. "Мы должны готовиться к тому, что они возьмут и скажут: "Это наша исключительная зона, так что держитесь оттуда подальше"", — сказал он. — Так что, да, это один из тех моментов, за которыми мы пристально следим".
Ученым же повышенное внимание к Луне сулит в ближайшие годы массу новых данных.
Образцы грунта, собранные астронавтами в ходе миссий "Аполлона", перевернули представления ученых-планетологов о Солнечной системе. Дальнейший анализ радиоактивных изотопов позволил точно датировать различные участки лунной поверхности. Образцы также раскрыли поразительную историю происхождения Луны: похоже, она образовалась 4,5 миллиарда лет назад из обломков, когда в Землю врезался объект размером с Марс.
Однако за два десятилетия с последней высадки "Аполлона-17" НАСА отвлеклась от Луны, сочтя ее миром пустым, сухим и безвоздушным. Внимание агентства переключилось на другие части Солнечной системы — Марс и спутники Юпитера и Сатурна.
Однако научный интерес к Луне не угасал. Затвердевшие миллиарды лет назад породы остались практически в первозданном состоянии.
"Мы, ученые, понимаем, что Луна в каком-то смысле — Розеттский камень", — сказал Дэвид Кринг (David Kring) из Лунно-планетного института близ Хьюстона. — Это лучшее место во всей Солнечной системе для изучения происхождения и эволюции планет".
Кроме того, ученые выяснили, что Луна вовсе не такая сухая, как считалось раньше.
Вода, застывшая в вечной тьме на дне кратеров на полюсах, — ценный ресурс. Это не только источник питьевой воды для будущих астронавтов — воду можно будет разъять на водород и кислород.
Кислород обеспечит пригодный для дыхания воздух. Кроме того, его и водород можно будет использовать как ракетное топливо. Таким образом, Луна или заправочная станция на ее орбите послужит остановкой, где космические корабли будут пополнять баки перед отправкой в Солнечную систему.
А древние льды, скопившиеся за несколько миллиардов лет, помогут составить историю Солнечной системы.
Именно гляциология подхлестнула новый интерес к Луне. Еще в начале 2000-х Энтони Колапрет (Anthony Colaprete), планетолог из Исследовательского центра Эймса в Маунтин-Вью, штат Калифорния, признался, что думает о Луне "лишь мимоходом".
Но затем НАСА объявило о приеме предложений по космическому кораблю для предстоящей миссии Lunar Reconnaissance Orbiter ("Лунный орбитальный зонд"). Доктор Колапрет — тогда он занимался климатическими моделями Марса — предложил LCROSS, спутник для наблюдения и зондирования лунных кратеров. По его мнению, он сможет подтвердить признаки водяного льда, обнаруженные парой лунных космических аппаратов в 1990-х.
Предполагалось, что LCROSS направит верхнюю ступень ракеты-носителя в один из полярных кратеров со скоростью 9 000 км/ч, а затем небольшой космический корабль измерит поднятую ударом взвесь.
"Это довольно грубый метод отбора проб, — признался тогда доктор Колапрет.
Но НАСА эта идея понравилась, и выбрали именно ее. В июне 2009 года состоялся запуск ракеты с лунным орбитальным зондом и LCROSS. В октябре того же года LCROSS совершил смертельное погружение в кратер Кабео близ южного полюса Луны.
Месяц спустя доктор Колапрет получил ответ: на дне Кабео действительно обнаружилась вода, но совсем немного.
Индийский орбитальный аппарат Chandrayaan-1 тоже обнаружил неопровержимые признаки воды, а благодаря современнейшим методам ученые обнаружили воду в пробах "Аполлона-15" и "Аполлона-17".
Однако Барбара Коэн (Barbara Cohen), планетолог из Центра космических полетов имени Годдарда в Гринбелте, штат Мэриленд, сказала, что у ученых осталось немало вопросов без ответа.
Есть холодные регионы со льдом, но есть и другие, свободные ото льда. В одних местах мороз на поверхности, но в других лед образуется под поверхностью, и эти две области не всегда перекрываются. "Мы не вполне понимаем, когда и как туда попала эта вода", — призналась она.
Получается, что ученые толком не знают, сколько там воды и как просто будет ее извлечь из окружающих пород и почвы.
Доктор Колапрет по-прежнему занят лунной темой. "Наше сообщество единомышленников за последние два десятилетия сильно выросло", — сказал он. Сегодня он — главный исследователь полярного лунохода для исследования летучих веществ (VIPER), который должен приземлится вблизи Южного полюса в конце 2024 года и отправится в темные кратеры, чтобы рассмотреть их вблизи и пробурить на глубину до метра.
"Одна из наших главных целей — разобраться в происхождении лунной воды и установить ее состояние", — заключил доктор Колапрет.
Кеннет Чан — сотрудник The New York Times с 2000 года, пишет о физике, геологии, химии и планетах. Бывший аспирант, изучал управление хаосом.