Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Польше начались проблемы с выплатами социальных пособий для тех, кто отапливает дома углем, пишет Interia.pl. На одно домохозяйство должна приходиться одна субсидия. Но поляки массово переделывают заявления. Местные власти бьют тревогу: при такой изобретательности граждан выделенных средств может не хватить.
Субсидия на уголь пользуется большим интересом среди поляков. Однако из гмин приходят новости о том, что она становится толчком для нездоровой изобретательности. В одной из гмин в Лодзинском воеводстве три брата, которые годами отапливают дом одной печью и хозяйствуют вместе, только что "вспомнили", что каждый из них представляет собой отдельное домохозяйство. Они подали новые декларации CEEB и ждут выплаты не трех, а девяти тысяч злотых угольной субсидии. Это не единичный случай. "У нас есть примеры супружеских пар, живущих в одном доме, которые обнаружили, что они, оказывается, находятся в сепарации, ведут отдельные домохозяйства, и каждый из них подает отдельное заявление на пособие", – говорит Лешек Кулиньский (Leszek Kuliński), глава гмины Кобыльница. Нет никаких шансов, что денег хватит на выплату стольких пособий, услышали мы от местных властей.
В течение нескольких дней поляки штурмовали кабинеты, чтобы подать заявки на угольную субсидию. Однако возникает все больше споров, связанных с толкованием положений, содержащихся в законе.
Угольное пособие. До тех пор вместе, с сегодняшнего дня – по отдельности
Из-за правила о том, что угольная субсидия будет выплачиваться не по формуле "три тысячи злотых на печь", а "три тысячи злотых на каждое домохозяйство, использующее уголь для отопления", в гминах отмечается взрывной рост числа новых домохозяйств.
Об изобретательности жителей мы слышим в одном из кабинетов администрации в Лодзинском воеводстве.
"К нам пришли три брата. Всю свою жизнь они жили в одном доме, отапливали здание одной печью и подавали одну декларацию CEEB. Сегодня они приносят нам три декларации и рассчитывают на три угольных субсидии по три тысячи злотых. Ведь каждый из них – это отдельное домохозяйство", – рассказывает чиновник, знакомый с ситуацией.
Подобные злоупотребления отмечаются в последние дни во всей Польше. Это подтверждает Лешек Кулиньский (Leszek Kuliński), войт поморской гмины Кобыльница.
"У нас есть примеры супружеских пар, живущих в одном доме, которые вспомнили, что они, оказывается, не вместе, живут раздельно и ведут отдельные домохозяйства. Каждый из них подает заявку на три тысячи злотых угольной субсидии", – говорит Лешек Кулиньский, войт гмины Кобыльница. "Я не вникаю в семейные дела, но только вчера к нам поступило около 80 поправок к декларации CEEB. Поляки очень изобретательны", – оценивает войт.
Блэкаут в Польше зимой? Электроэнергия может закончитьсяПольские эксперты стараются оценить риск общенационального отключения электричества, пишет Wirtualna Polska. Энергетики успокаивают: этой зимой бояться нечего. Однако на всякий случай рекомендуют подготовить "блэкаут-чемоданчики", которые позволят пережить несколько дней без электричества.
15.08.202200
Угольное пособие. "Огромный пробел в системе". Что будут делать гмины?
Об этом заговорили и в Twitter.
Анджей Гула (Andrzej Guła), президент Ассоциации "Краковская смоговая тревога", отмечает, что если угольная субсидия для одного источника тепла будет выплачиваться несколько раз, то "многие односемейные дома получат по две или три субсидии, а многие – ни одной, потому что бюджет программы будет исчерпан". Возможность подачи нескольких заявок от одного дома называется "огромным пробелом в системе".
По мнению наших собеседников, проблема заключается в том числе в том, что к заявке на угольную субсидию не нужно прилагать никаких дополнительных документов. Зато информация, содержащаяся в заявлении, подается под страхом уголовной ответственности за ложные сведения.
"Это означает, что если члены семьи, которые заявляют, что являются одним домохозяйством, получают пособие, а их заявление позже рассматривается как ложное, они должны будут понести уголовную ответственность. За это грозит до восьми лет лишения свободы", – подчеркивает в интервью Interia Томаш Коволик (Tomasz Kowolik) из адвокатской конторы "Дюрай Рек и партнеры".
Юрист отмечает, что определить, одно ли перед нами домохозяйство или несколько, может быть сложно.
"По моим наблюдениям, люди предпочитают рискнуть и получить шесть тысяч злотых вместо трех. Я уже слышал в коридоре голоса: ведь всех не проверят", – рассказывает попросивший об анонимности чиновник из Великопольского региона.
Что гмина может с этим сделать? "Немного. Законодатель создал такое правило, исполнитель, то есть польское правительство, заявил, что мы должны контролировать его исполнение. Но кто-нибудь мне скажет, как? У гмин так много обязанностей, что заставлять их проверить, кто хочет получить дополнительную субсидию, – какое-то недоразумение", – нервничает Лешек Кулиньский, войт Кобыльницы.
Богатая углем Польша жалуется на зависимость от России теперь, когда ее собственные запасы иссякаютПольша столкнулась с нехваткой угля, пишет FT. Всё дело в том, что качество местного сырья низкое, а для отопления домов используют российский уголь, импорт которого страна запретила. Рост цен может подтолкнуть поляков жечь мусор, говорится в статье.
23.08.202200
"Жители массово меняют декларации"
Ситуацию не облегчает само министерство климата, которое на своем сайте на вопрос: "А что если в одном здании расположено несколько домохозяйств, использующих общий источник отопления, заявленный или внесенный в CEEB? Кто имеет право на получение угольной субсидии?", отвечает: "Если в одном здании есть несколько домохозяйств, использующих общий источник отопления, каждое из них может подать заявку на выплату угольной субсидии отдельно. Однако обязательным условием является предварительное сообщение или регистрация этого источника в CEEB".
"И поэтому поляки массово меняют декларации CEEB", – слышим мы в ведомствах.
Пример? В Кобыльнице к концу июня декларацию, в которой в качестве основного источника отопления указал твердотопливный котел, камин, обогреватель воздуха или плиточную печь на твердом топливе, подали 800 домохозяйств.
"За последние дни в ведомство поступило 220 новых деклараций CEEB. Жители приходят и объясняют: "Я не знал, я неправильно напечатал". В соответствии с законом мой сотрудник должен принять новый документ, потому что правила гласят, что в случае изменения источника отопления владелец недвижимости обязан подать новую декларацию", – объясняет войт Кобыльницы.
Как отмечает Лешек Кулиньский, его сотрудники, которые занимаются угольными субсидиями, за последние два дня приняли сотни телефонных звонков с вопросами от местных жителей, могут ли они еще изменить декларации.
"А теперь представьте, что такое происходит во всех гминах", – слышим мы в ведомстве. "Мы ожидаем, что количество деклараций CEEB, имеющих право на субсидию, увеличится на 100%", – прогнозируют чиновники.
11,5 миллиарда на угольное пособие. "Нет никаких шансов, чтобы этого хватило"
На программу угольной субсидии выделено 11,5 миллиарда злотых. Согласно обещаниям правительства, если эта сумма будет превышена, потому что спрос на угольную субсидию окажется больше, чем предполагалось, размер следующих пособий будет уменьшен.
"Когда использование средств, запланированных для субсидий, достигнет уровня 95%, размер уплаченных угольных выплат пропорционально уменьшится таким образом, чтобы общая сумма субсидий равнялась максимальному пределу финансовых средств, выделяемых на их предоставление", – говорится в сообщении Совета Министров, цитируемом службой 300gospodarka.pl.
В гминах говорят прямо: при правилах, что несколько семей из одного дома, отапливаемого одной печью, получат пособия, шансов, что этих денег хватит, нет.
"Люди думают только о том, смогут ли и сколько субсидий получится "урвать". Отсюда и очереди в коридорах", – сообщает чиновник из Великопольского региона.
Местные власти обещают, что заявки на пособие будут рассмотрены. Также с точки зрения того, действительно ли функционирует зарегистрированное индивидуальное домохозяйство. Однако, как они отмечают, это будет проблематично, потому что для этого нужны люди и средства.
"В какой-то степени мы знаем, кто действительно является отдельным домохозяйством, а кто сделал это для заявки на пособие, потому что многие из тех, кто топит углем, используют социальную помощь, и мы устанавливали фактическое состояние по поводу других пособий. Но ситуации всех претендентов на угольную субсидию мы не знаем", – подчеркивает Лешек Кулиньский.
"В остальных случаях мы будем проводить выборочные проверки. Но это дополнительное бремя, которое приведет к тому, что в течение следующих нескольких месяцев мы будем привлекать наших сотрудников для отслеживания попыток мошенничества с угольными субсидиями. А когда они будут заниматься прежними обязанностями?" – спрашивает глава гмины.
Также нет сомнений в том, кто станет виновным во всей путанице. "Все свалится на нас. Правительство будет хорошим, потому что дало деньги, а местные органы власти – плохим, потому что проверят и скажут: "Вы не получите деньги, потому что нечисты на руку". Это на нас повесят всех собак", – предсказывает войт Кобыльницы.
Мы задали вопрос Министерству климата и окружающей среды, не опасается ли ведомство необоснованных заявок на субсидии. К моменту публикации ответа мы не получили.