Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Для Запада Горбачев — человек, прекративший холодную войну. Для России — разрушитель исторического русского мира. Большинство американских СМИ пытаются объяснить его непопулярность на родине "неизбежностью" развала СССР.
В статьях-некрологах на смерть Горбачева, вышедших в день его смерти в России и на Западе, наблюдается интересное явление. Если в России он воспринимается прежде всего как правитель-неудачник, в конце концов доведший до ликвидации государство, которым он руководил, то на Западе картина другая. Там он – герой, почти в одиночку окончивший холодную войну, великий реформатор. В худшем случае – трагическая фигура.
Вот заголовок статьи из американского издания The American Conservative: "Михаил Горбачев – человек, который помог спасти мир". Автор, консервативный американский журналист Род Дреер, прославившийся своими резкими выступлениями против политкорректности, "культуры отмены" и идеологии ЛГБТ, пишет от души, ему не свойственны ни страх, ни угодливость. Но для Горбачева он не жалеет позитивных эпитетов:
"30 августа скончался один из великих людей ХХ столетия. Лишь немногие лидеры ХХ столетия – да и вообще любого другого столетия – оказали такое глубокое влияние на свое время. Всего за шесть бурных лет Горбачев сумел поднять железный занавес, решительно изменив политический климат в мире. Гражданам своей страны он пообещал больше открытости и сдержал слово, занявшись перестройкой общества и нестабильной экономики".
В статье не скрывается тот факт, что "перестройка общества и нестабильной экономики" кончилась полным развалом и облагодетельствованной таким образом экономики и всей советской страны:
"Через пять лет после его прихода к власти Союз Советских Социалистических Республик распался, – пишет Род Дреер. – Полагаю, я понимаю, почему многие россияне сегодня ненавидят Горбачева, – по крайней мере, я понимаю это на уровне эмоциональной логики. В их сознании Горбачев ассоциируется с распадом Советского Союза – с его превращением из мировой державы в историческую катастрофу. Однако крах СССР был неизбежен: система, выстроенная на лжи и терроре, не могла существовать вечно. Если бы этого не произошло при Горбачеве, это произошло бы при ком-нибудь другом. Его трагедия заключалась в том, что он искренне верил, что способен реформировать коммунизм. И в ту минуту, когда люди перестали бояться, система рухнула. Это не было виной Михаила Горбачева. Он стал первым советским лидером, попытавшимся жить в реальном мире. Если вы хотите понять истинные причины, по которым рухнул СССР, посмотрите сериал „Чернобыль“ от HBO. Сегодня россияне могут убеждать себя, что в развале России виноват Горбачев, но это лишь верхушка айсберга".
Род Дреер, придерживающийся в отношении России независимой позиции и часто не соглашающийся с наветами на нашу страну типа кампании "Рашагейта" или западных нападок на Русскую Православную Церковь, в этом фатализме смыкается с откровенными врагами России – Майклом Макфолом, Энн Эпплбаум, да и самим президентом США Джозефом Байденом. Вот цитата из первого сообщения The Washington Post о смерти Горбачева, где эти люди списывают неудачи Горбачева на якобы фатально неизбежный смертельный исход для СССР:
"Михаил Горбачев, человек, начавший работу по „оживлению“ Советского Союза, но закончил развязыванием сил, приведших к разрушению всей коммунистической системы, развалу его государства и концу холодной войны, умер во вторник. Последнему лидеру СССР был 91 год.
Президент США Байден назвал Горбачева „человеком с замечательным видением мира“ и редкой ценности лидером, у которого „хватило воображения увидеть, что другое будущее было возможно, и у которого хватило мужества рискнуть своей карьерой, чтобы достигнуть этого будущего“".
"„Результатом стал более безопасный мир и больше свободы для миллионов людей", - говорится в заявлении Байдена“".
А вот что заявил в Твиттере Майкл Макфол, политический аналитик и бывший посол США в Москве: "Мне трудно вспомнить другого человека, который так резко изменил бы ход истории, причем в столь позитивном направлении. Горбачев был идеалистом, который верил в силу идей и людей. Нам нужно учиться у его наследия".
Даже такая ярая русофобка, как Энн Эпплбаум, находит несколько добрых слов для Горбачева, причем идет она по тому же фаталистическому ходу мысли ("Советский Союз был и так обречен"). Но на страницах журнала The Atlantic она идет несколько дальше, чем Байден и Макфол, показывая, что же это были за "силы истории", которые сделали Советский Союз "обреченным":
"Горбачев был удивлен скорым развалом СССР. Почти ни один другой человек в истории не оказал на свою эпоху большего влияния, ни черта не понимая в этой самой эпохе… Прожив большую часть своей жизни на верхушке советской номенклатуры, он так и не понял, какой цинизм в отношении родины царил в его собственной стране, а также мощь ненависти к СССР в оккупированных им странах-сателлитах. Он не знал, что большинство жителей Восточной Европы отвергали даже модный во времена горбачевской молодости реформированный коммунизм. Эти жители не хотели „Пражской весны“ в стиле Чехословакии 1968 года. Они хотели присоединиться к Западной Европе"".
То, что в этом "стремлении присоединиться к Западной Европе" русофобские силы в Польше, Прибалтике и особенно на Украине оказались способны на жестокость, Энн Эпплбаум не упоминает. А ведь эта жестокость оказалась направлена не только против россиян и местных русских, но и против соотечественников: вспомним "люстрацию" в Польше (одной из ее жертв стал друг Горбачева, реформатор Войцех Ярузельский), вспомним поиск "зрадников" на Украине. Горбачев не учел всех этих последствий, когда не стал сопротивляться "бархатным революциям" в Восточной Европе.
Об этом пишет на страницах американского издания National Review журналист Майкл Брендан Дохерти (Michael Brendan Dougherty). Дохерти видит за развалом СССР и "лагеря социализма" не железную поступь невидимого "бога истории", а действия вполне материальных политиков:
"Наигранный оптимизм Горбачева и его странная пассивность были „конвертированы“ в гибель Советского Союза ловкими политиками соседних стран. Среди них — венгерский премьер Миклош Немет и немецкий канцлер Гельмут Коль. Но не надо забывать и о помощи, которую оказали этим разрушителям оказавшиеся очень даже дальновидными якобы простачки-активисты Лех Валенса и Виктор Орбан. Сначала открывший границу с Западом венгр Немет, а потом и Гельмут Коль ставили нерешительного и ошарашенного Горбачева сначала перед одним свершившимся фактом, а потом перед другим. (Очевидно, имеется в виду неконтролируемый выезд граждан ГДР через венгерскую территорию в ФРГ в 1989 году, ставший возможным благодаря открытию Неметом венгерско-австрийской границы.).
Перед теми же свершившимися фактами Немет и Коль ставили и проявлявших „осторожный оптимизм“ американцев — тогда это были президент Буш-старший и госсекретарь Джеймс Бейкер...
А теперь вот авторы некрологов пишут, что Горбачев „разрушил“ железный занавес. Неправда. Падение Советского Союза и воссоединение Германии как полноправного члена НАТО — это была лавина, которая вышибла дверь. А Горбачев почему-то не захотел даже попытаться закрыть эту приоткрывшуюся дверь на засов".