G7 планирует установить потолок цен на российскую нефть

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Страны G7 хотят ввести потолок цен на российскую нефть, пишет The Economist. Такое решение – признание того, что энергетический санкции не действуют, отмечается в статье. Кроме того, установить потолок цен будет сложнее, чем кажется.
Второго сентября "Группа семи" предприняла новую попытку восстановить преимущества Запада в энергетическом противостоянии с Москвой. Она решила ввести потолок цен на закупаемую в России нефть и нефтепродукты. Эта мера может вступить в силу с пятого декабря. Смысл в том, чтобы продолжать закупки российской нефти и наполнять мировой рынок топливом, но при этом урезать Кремлю доходы от продаж и тем самым ослабить его экономику и армию. "Газпром" ответил незамедлительно. Он объявил, что проложенный в Европу газопровод "Северный поток – 1", который работал нерегулярно, а мощность его была намного ниже пропускной способности, будет перекрыт на неопределенное время – якобы из-за проблем с обслуживанием. Энергетический конфликт стал ещё более напряженным, а между тем приближается зима. Но далеко не факт, что Западу удастся восстановить свои преимущества.
Решение G7 – это признание того, что введенные энергетические санкции не действуют. Принятые меры запрещали большинству западных фирм, контрагентов и банков заниматься куплей-продажей российской нефти и нефтепродуктов. Америка уже прекратила покупать российское топливо, а Евросоюз полностью запретит импорт нефти из России пятого декабря, а нефтепродуктов пятого февраля 2023 года.
Москва закручивает гайки, европейский газ дорожает Цены на природный газ в ЕС резко выросли после того, как Россия на неопределенный срок остановила поставки топлива по "Северному потоку – 1", сообщает Bloomberg. Таким образом Москва ввергла Европу в пучину кризиса, который может вызвать рецессию крупнейших экономик и вынудить их ввести нормированное потребление.
Пока толку от санкций мало. По оценке Международного энергетического агентства, экспорт российской нефти упал незначительно – с восьми миллионов баррелей в день в январе до 7,4 миллиона баррелей в день в июле. Российские поставки в Америку, Британию, ЕС, Японию и Южную Корею сократились на 2,2 миллиона баррелей в день, но две трети из этого объема было перенаправлено в другие страны. Среди самых крупных покупателей – Китай и Индия, которые сейчас получают скидку в размере 20-30 долларов за баррель от мировых цен. МЭА полагает, что, когда европейский запрет начнет действовать в полную силу, российский экспорт черного золота снизится еще на 1,3 миллиона баррелей в день. Это чувствительный, но далеко не смертельный удар. А поскольку цены высоки, Россия по-прежнему получает солидные доходы от экспорта. По прогнозам, профицит текущего счета в стране в этом году достигнет 265 миллиардов долларов. Это будет второй в мире показатель после Китая.
G7 обсуждала эту идею несколько месяцев. Запрет на российскую нефть на Западе может сохраниться надолго – в полной мере или частично. Но другие покупатели смогут приобретать ее по схеме "Большой семерки", которая предусматривает ценовой потолок, устанавливаемый ею же. Потолок цен будет фиксированным, чуть выше себестоимости добычи. Такой режим будет распространяться на западные судоходные, страховые и торговые фирмы, которые до недавнего времени доминировали в мировом нефтяном бизнесе.
Теоретически ценовой потолок позволит добиться нескольких целей. Поставки российской нефти будут продолжаться, и это поможет предотвратить дефицит топлива в мире. Покупатели будут платить меньше, и это ослабит глобальные энергетические потрясения. У неприсоединившихся к санкциям стран возникнет стимул воспользоваться данной схемой, если ценовой потолок будет ниже 63-73 долларов за баррель, которые они платят сейчас (марка Brent в настоящее время стоит 93 доллара за баррель). У России сохранится мотивация продолжать добычу, потому что цены будут превышать себестоимость, но доходы от продажи у нее существенно сократятся.
Но у этого плана есть два потенциальных изъяна. Первый недостаток: Россия может отказаться от этой схемы, попытавшись наладить экспорт нефти через сети других, не западных трейдеров, судоходных компаний и финансистов. Эти сети намного меньше тех, которыми управляет Запад, но они приспосабливаются и растут, реагируя на действующий санкционный режим. Второй недостаток: на долю G7 приходится лишь около 45% общемирового ВВП, что на 70% меньше, чем 30 лет назад. Многие крупные страны, в том числе, Китай, Индия и Индонезия, не хотят связываться с западной внешней политикой, санкциями и эмбарго.
Китай, Россия и Иран постепенно объединяются против СШАРоссия, Китай и Иран объединяются против США, пишет Хал Брэндс для Bloomberg. Хотя их отношения нельзя назвать альянсом в американском понимании этого слова, важно то, что они работают друг с другом, и это сотрудничество может изменить стратегическую картину мира.
Китай, например, не желает поддерживать систему контроля, которую когда-нибудь могут использовать против него самого. Индия зависит от России, которая в больших количествах поставляет ей оружие и военную технику. Индонезия высказывает намерение придерживаться нейтралитета. До заявления "Большой семерки" появлялись сообщения, что Россия пыталась заманить азиатских покупателей обещаниями о долговременных скидках. Западные страны могут грозить санкциями Китаю и другим государствам за отказ от участия в схеме семерки, но это спровоцирует мощную ответную реакцию.
Одним из итогов плана G7 может стать раскол нефтяного рынка на три части. Примерно 90% общемирового объема добычи – за исключением российского сырья – будут продавать и покупать по обычным ценам. Ту российскую нефть, которую невозможно экспортировать без западной инфраструктуры, танкеров и страховки, будут продавать по схеме "Большой семерки", но это будет лишь малая её часть. По мере того, как Москва станет находить новые возможности и адаптироваться, эта доля будет уменьшаться.
Остальной объем российской добычи станут экспортировать без использования западной инфраструктуры по ценам, которые будут где-то посередине между мировыми и ценовым потолком. Доходы Москвы снизятся, но не настолько, чтобы серьезно помешать ее военным действиям. Между тем, Кремль продолжит сокращать поставки газа в Европу, и трудная зима от этого станет еще труднее. План G7 усложнит жизнь Кремлю, но сокрушительным этот удар не станет.
Обсудить
Рекомендуем