Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Грузия стала региональным узлом торговли подержанными автомобилями, пишет Eurasianet. И эта торговля процветает, сообщает автор статьи. Машины, "умершие" в США, обретают вторую жизнь на Кавказе. Россия с недавнего времени занимает второе место по объему импорта автомобилей оттуда.
Георгий Ломсадзе
Черная Toyota RAV4 прожила почти 15 лет — почтенный возраст для машины — но на фотографиях, вывешенных на крупнейшем в Грузии веб-сайте по торговле автомобилями, она кажется новехонькой. В десятках других объявлений предлагаются другие внедорожники, тоже выглядящие так, будто они только что сошли с конвейера, каким бы ни был их модельный год. Но есть одно "но".
Если проверить историю этих автомобилей по их идентификационному номеру (VIN), становится ясно, что в свое время они сильно пострадали. Многие из них были в таких тяжелых авариях, что страховые компании в США — откуда по большей части и происходят машины, ездящие по Грузии, — признали их не подлежащими восстановлению.
Из онлайн-истории этой конкретной RAV4 создается впечатление, что в США она по меньшей мере попала под поезд, да еще и не один раз. В аварии у нее снесло всю переднюю часть, а остальной корпус был смят в бесформенный ком. Машину продали на аукционе всего за несколько сотен долларов.
Но это не смутило грузинских ремонтников.
Каждый год десятки тысяч списанных американских автомобилей, в той или иной степени поврежденных, отправляют в Грузию, где целая армия автомехаников пересобирает их, переустанавливает электронику и перекрашивает кузова. В честь такого омоложения машины ей к тому же часто подкручивают одометр.
Отполировав автомобиль до идеального состояния, его выставляют на продажу. Неспециалист может даже не заметить, какое чудовище Франкенштейна скрывается за блестящим фасадом машины.
Экспорт подержанных автомобилей в Россию не снижается! На самом деле, он процветает! Удивительная реальность заключается в том, что экономические санкции не оказали никакого воздействияВесной японские СМИ сообщили о рекордном падении экспорта подержанных автомобилей в Россию в результате санкций, пишет Yahoo News Japan. Однако на деле можно говорить о незначительном временном снижении, а сейчас экспорт подержанных авто даже растет. Автор размышляет, почему санкции не оказали на Россию воздействия и даже способствовали процветанию рынка.
13.07.202200
"Американцы слишком легко ставят крест на своих машинах, — смеется Реваз Николаишвили, тбилисский торговец автомобилями, специализирующийся на компактных внедорожниках „Тойота“ и „Субару“. — Мы берем списанный автомобиль и продлеваем ему жизнь на несколько десятков лет. У нас машины ездят до последнего вздоха".
Грузия стала региональным узлом торговли подержанными автомобилями. Хотя на этом рынке господствуют индивидуальные перекупщики, его размеры велики: в 2021 году автомобили стали второй по величине статьей грузинского экспорта, уступая только медной руде и концентратам. На долю этой отрасли приходилось почти 11% совокупного экспорта из страны.
Сочетание дешевой рабочей силы, сравнительно невысоких налогов, необременительных бюрократических процедур и расположения Грузии на маршруте международных транзитов обуславливает устойчивый рост импорта и экспорта автомобилей. Пандемия затормозила работу этой отрасли, но в 2021 году она возобновилась с новой силой. Сейчас объем экспорта вновь приближается к рекордному уровню 2019 года, составившему 773 миллиона долларов.
В первой половине 2022 года был зарегистрирован головокружительный рост на 31 процент в годовом исчислении, а доля автомобилей увеличилась до 12 процентов всего экспорта.
Самыми расточительными клиентами Грузии стали ценители автомобилей из Объединенных Арабских Эмиратов: по данным государственной статистики они покупают у лицензированных продавцов новые автомобили класса люкс по средней цене 66 тысяч долларов за штуку.
Но основная часть торгового оборота приходится на продажу более дешевых машин в другие страны бывшего СССР.
"Я знаю, что ее выпотрошили и собрали заново, но сделали это качественно: она хорошо ездит и неплохо выглядит, — сказал Eurasianet.org один мужчина из Казахстана, только что опробовавший на крупнейшем в Грузии физическом автомобильном рынке в городе Рустави, совсем недалеко от Тбилиси, Toyota Land Cruiser 2021 года выпуска. — К тому же, чем новее и моднее машина, тем больше смысла покупать ее здесь, потому что у нас гораздо выше налоги и сборы на подержанные автомобили".
Покупателям из Казахстана, расхаживающим по огромным стоянкам рынка в Рустави, больше всего нравится Toyota Camry, предпочтительно не старше трех лет. Поскольку таможенные пошлины в Казахстане рассчитываются пропорционально объему двигателя, количеству лошадиных сил и возрасту автомобиля, этот седан эконом-класса нового поколения со скромным двигателем объемом 1,8 литра стал у казахов настоящим бестселлером, говорят продавцы из Рустави.
Другой казахстанский покупатель в Рустави сказал, что может сэкономить тысячи долларов, если купит в Грузии трехлетнюю Camry и перешлет ее домой.
Казахстан, имеющий самую крупную на постсоветском пространстве экономику после России, занимает третье место по объему импорта автомобилей из Грузии. Лидирует в этой области соседний Азербайджан, в который поступает больше половины грузинского автомобильного экспорта.
На втором месте раньше стояла Украина, но продажи в эту страну обрушились в феврале, после начала спецоперации России. Теперь баланс сместился в сторону россиян. За первые шесть месяцев 2022 года объем автомобильного экспорта в Россию подскочил на 72 процента и составил 14 миллионов долларов.
"В этом году российский рынок заменил украинский, — сказал в телевизионной программе экономических новостей „Сакмиани дила“ („Деловое утро“) основатель компании Global Auto Import Вано Бичинашвили. — Автозаводы в России закрываются, и русские все больше покупают машины здесь".
Многие иностранные автомобилестроительные компании ушли из России после введения западных санкций. Это заставляет российских автолюбителей и торговцев автомобилями переориентироваться на соседние страны — например, Грузию и Армению.
"Взгляните на этот Porsche Cayenne, — говорит российский торговец, прогуливаясь по автомобильному рынку в Рустави в видеоруководстве по покупке машин в Грузии, — который сейчас уже попал под санкции, и, соответственно, в России его не купить". Этот консультант, которого называют только по имени — Михаил — говорит, что с учетом роста цен на автомобили в России покупатель, приобретающий в Грузии машину в возрасте трех—пяти лет, может сэкономить в среднем около 500 тысяч рублей (более 8 тысяч долларов).
Российские посетители рынка в Рустави сказали Eurasianet.org, что ремонт подержанного автомобиля в Грузии может обойтись в четыре—пять раз дешевле. "Обычно покупка и ремонт подержанной машины в Москве бывают гораздо дороже, чем здесь. Даже если провести неделю в гостинице в Батуми [главном курортном городе Грузии на черноморском побережье], все равно получается экономия, — сказал Eurasianet.org один из российских покупателей. — Так что я могу найти в Америке битую машину, переправить ее в Грузию, здесь отремонтировать, а потом привезти в Россию".
Всплеск интереса к транзиту через Грузию и Азербайджан на фоне изоляции РоссииПосле начала российской спецоперации на Украине часть грузоперевозок между Китаем и Европой стала осуществляться через Грузию и Азербайджан, пишет Eurasianet. Однако, как отмечает автор статьи, логистическая инфраструктура Кавказа не способна заменить сложившиеся цепочки торговых поставок.
06.06.202200
Сейчас растет число видеороликов на YouTube, страниц в Facebook* и Instagram* и Telegram-каналов, дающих жителям России и Казахстана советы по покупке автомобилей в Грузии. В этих материалах стоимость приобретения конкретных моделей в Грузии сопоставляется со стоимостью покупки таких же машин в своих странах. В расчеты часто включаются затраты на поездку в Грузию и проживание там в течение недели. Даже с учетом всех накладных расходов Грузия, как правило, оказывается выгоднее.
Хотя торговля подержанными автомобилями составляет столь значительную часть национальной экономики, в этой отрасли в основном работают мелкие предприниматели. Правда, на рынке присутствуют несколько крупных корпоративных игроков, но значительная часть перепродаж приходится на долю индивидуальных торговцев или небольших групп. Они находят на грузинских веб-сайтах машины, продающиеся на аукционах в США, переправляют их в Грузию, приводят в порядок и перепродают с наценкой порядка нескольких сотен долларов.
"Я хотел открыть бизнес с несколькими близкими друзьями, — говорит Николаишвили, занимающийся машинами Toyota и Subaru. — Мы перебрали несколько идей — ресторан, гостиницу, ферму — но в конце концов остановились на автомобилях. Для этого не требуется никаких инвестиций, не нужно брать кредитов. Этим может заниматься кто угодно".
*деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская