Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Польше в августе рост цен на потребительские товары составил 24 процента, пишет Onet.pl. Больше всего подорожали продукты, от которых невозможно отказаться: масло, сахар и мука. Эксперты также предупредили о росте цен на фрукты, овощи, чай, кофе и алкоголь в ближайшие месяцы.
Инфляция – это проблема, которая затрагивает всех, и о ней невозможно забыть ни на минуту. Каждый день, делая покупки, мы видим, как растут цены. Согласно анализу, в августе они выросли в среднем почти на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самый большой рост связан с основными продуктами питания, от которых невозможно отказаться.
Согласно анализу более 40 тысяч цен, в августе этого года покупки в магазинах обошлись дороже в среднем на 23,7%, чем годом ранее. Двухзначное повышение охватило все изученные категории. Сильнее всего подорожали жиросодержащие продукты, на этот раз на 58,9%. Например, растительное масло подорожало на 73,2%. Цены на маргарин выросли на 58,4%, а на сливочное масло – на 45,2%. В свою очередь, сахар подорожал на 92,2%, что существенно повлияло на цены сыпучих продуктов. Мука и макароны подорожали почти на 40%. Во всей этой категории отмечается рост цен на 42,1%. Из этого следует, что вышеупомянутые группы товаров сильнее всего влияют на общее увеличение цен в магазинах. Наименее серьезное изменение касается фруктов – скачок на 13,2%. Чай, кофе и алкоголь подорожали на 13,9%, а овощи – на 15,2%.
Двузначный рост
Согласно циклическому отчету "Индекс цен в розничных магазинах" от UCE RESEARCH и Высших банковских школ, в августе этого года в магазинах отмечен рост цен в среднем на 23,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для сравнения, в июле рост цен составил 18,6%. В последнее время в каждой из 12 проанализированных категорий наблюдался двузначный рост. Анализ охватил 52 наиболее популярных потребительских продукта. Всего было проанализировано более 40,4 тысяч розничных цен из более чем 40,6 тысяч магазинов, которые принадлежат 63 торговым сетям.
Новый кризис туалетной бумаги указывает на то, что инфляция все еще зашкаливаетЗакупать туалетную бумагу в начале пандемии было мудрым финансовым решением, пишет обозреватель Bloomberg Хавьер Блас. Сегодня цены на неё растут, а рулоны становятся короче и уже. Аналогичная ситуация складывается во всех отраслях промышленности.
08.09.202200
"Основной причиной двузначного роста цен на продукцию во всех категориях стало повышение себестоимости продукции. При значительном, быстром и устойчивом скачке цен на носители продукции потребителям, к сожалению, придется привыкнуть к резким и неожиданным изменениям цен на потребительские товары. Такое положение дел будет продолжаться до тех пор, пока ситуация на энергетическом рынке не стабилизируется. Из-за крайне нестабильной мировой экономики и геополитической ситуации очень трудно предсказать, когда это может произойти. В настоящее время нет никакой положительной информации по этому вопросу", – говорит Хуберт Гонсиньский (Hubert Gąsiński), эксперт и преподаватель Высшей банковской школы в Варшаве.
Инфляционный процесс прогрессирует, что подчеркивает доктор Анджей Мария Фалиньский (Andrzej Maria Faliński), который в течение многих лет занимал пост генерального директора Польской организации по торговле и дистрибуции (POHID). Как отмечает эксперт, происходит выброс денег на рынок, рост цен на энергоресурсы и саму энергетику. Увеличиваются и расходы компаний. Кроме того, слабая валюта приводит к ограничению возможностей импорта и внешнего финансирования. О спецоперации и климатических факторах даже упоминать не стоит. Кроме того, Польша де-факто отказывается от европейских денег и ухудшает свои позиции на основных экспортных рынках, то есть в Германии и Франции.
"Желательно, чтобы правительство переключилось с раздачи денег на экономику. Так оно только подливает масло в инфляционный огонь. А могло бы сосредоточиться на использовании этих средств для обеспечения поставок стратегических продуктов. Это лучше сбалансировало бы рынок и способствовало бы снижению цен", – комментирует доктор Томаш Копысяньский (Tomasz Kopyściański), экономист из Высшей банковской школы во Вроцлаве.
Что вызывает рост цен?
Согласно отчету, в августе сильнее всего подорожали жиросодержащие продукты: на 58,9%. В этой категории мы видим, что цены на растительное масло выросли на 73,2%, маргарин – на 58,4%, а сливочное масло – на 45,2%. По мнению Марцина Лузинского (Marcin Luziński), экономиста Santander Bank Polska, это результат спецоперации за нашей восточной границей. Россия и Украина – крупные производители растительных жиров. Снижение поставок из этих стран приводит к росту цен, что, в свою очередь, также влияет на цены на заменители сливочного масла и других жиров. По словам эксперта, проблемы на этом рынке могут затянуться.
"Погода играет против отечественного производителя растительных жиров. В случае с продуктами животного происхождения наблюдается рост стоимости кормов, энергии, топлива, труда и кредитов. Это тенденция, наблюдаемая по крайней мере в течение года, которая в последнее время ускоряется. Для потребителей это плохая новость. Дешевле не будет, и это надолго, потому что причины роста цен не исчезают", – объясняет доктор Фалиньский.
На втором месте в рейтинге, демонстрирующем наибольшее увеличение цен, находятся сыпучие продукты – 42,1%. На такой скачок повлиял главным образом сахар – 92,2%. Кроме того, сильно выросли цены на муку – на 37,9%, макароны – 36,8%, а также рис – на 29,9%. Доктор Мариуш Дзивульский (Mariusz Dziwulski), эксперт по анализу агропродовольственного сектора банка PKO BP, сообщает, что цены на сахар на мировых рынках упали в августе до самого низкого уровня с июля 2021 года.
"Рост цен на сыпучие продукты был обусловлен главным образом повышенным спросом потребителей, делающих запасы на зиму. Кроме того, его вызвала паника среди поляков. Производители и продавцы воспользовались этим, подняв цены. Дальнейший рост в этой категории уже не будет таким впечатляющим из-за охлаждения эмоций потребителей", – констатирует доктор Хуберт Гонсиньский.
Третье место в рейтинге повышения цен принадлежит так называемым прочим продуктам – 30%. Корм для собак вырос на 48,2%, для кошек – на 34,9%. Детские подгузники подорожали на 6,8%.
"Корма для животных производятся в основном из жиросодержащих продуктов и продуктов животного происхождения, которые в последнее время подорожали больше всего. Кроме того, производство таких товаров требует значительного количества энергии, которая на данный момент наиболее дорогая", – добавляет доктор Томаш Копысяньский.
Меньшие, но значительные скачки
В связи с ростом себестоимости продукции в пятерку самых дорожающих продуктов не могло не войти мясо – 25,8%. Цены на говядину выросли на 28,2%, птицу – на 25,7%, свинину – на 23,5%. А на пятом месте в рейтинге дороговизны находится молочная продукция – 25,7%. В этой группе товаров особенно подорожали такие продукты, как сыр и молоко – на 39% и 28,9% соответственно.
"Молочные продукты дорожают из-за ограничений на доступность кормов и увеличения затрат на производство и переработку. В августе во всем Европейском союзе цены на молоко и молочные продукты подскочили. Несмотря на это, по-прежнему сохраняется высокий спрос, что также приводит к росту цен. И все же, благодаря лучшим, чем ожидалось, урожаям, есть шанс исправить ситуацию в ближайшие месяцы", – подчеркивает доктор Томаш Копысяньский.
Добро пожаловать в страдающую от санкций Россию, где цены снижаются, в то время как британцы мучаются из-за стремительной инфляцииБорис Джонсон обещал "порвать" российскую экономику, но вышло все совсем наоборот. Уровень жизни упал не в России, а в Британии, отмечает московский корреспондент The Sun. Достаточно посмотреть на счета за отопление и цены на продукты и бензин.
05.09.202200
Меньше всего подорожали фрукты – 13,2%, чай, кофе и алкоголь – 13,9%, а также овощи – 15,2%. Как прогнозирует Юлита Прызмонт (Julita Pryzmont) из Hyper-Com Poland, меньшая динамика роста цен на овощи и фрукты по сравнению с другими продуктами, вероятно, не продержится долго. Скачок стоимости газа пошатнул производство азотных удобрений, а, следовательно, и побочного продукта – углекислого газа, который используется при производстве, например, пива. Поэтому эксперт ожидает, что в ближайшее время мы увидим последствия этого в виде быстрорастущих в следующем сезоне цен на фрукты, овощи, чай, кофе и алкоголь, производимый, например, из картофеля.
"Цены на фрукты и овощи в Польше зависят в основном от внутреннего предложения. Предварительные данные показывают, что урожай в этом году будет неплохим, что приведет к более медленному росту цен в этих категориях. Что касается алкоголя, думаю, что домохозяйства могут снижать спрос на товары, которые не являются ключевыми. И это влияет на более низкий рост цен на такие продукты", -– резюмирует экономист из Santander Bank Polska.