Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Нарендра Моди примет участие в саммите ШОС, и этим он демонстрирует миру многосторонность своей политики, пишет The Hindu. Автор считает, что запланированная встреча Моди с Путиными в рамках ШОС станет знаковой.
Участие Индии в саммите ШОС является четким сигналом о стремлении Дели к многостороннему сотрудничеству со своими партнерами по всему миру.
В своей книге "Путь Индии" министр иностранных дел С. Джайшанкар высказывает критику традиционной политики "неприсоединения", проводя различие между "оптимистическим неприсоединением" прошлого, которое, по его мнению, потерпело неудачу и теперь должно уступить дорогу путь более реалистичным "будущим многосторонним обязательствам". Он пишет: "Такую политику лучше всего вести на многих фронтах, исходя из того понимания, что прогресс на одном фронте усиливает прогресс на всех остальных".
Объявляя о своем посещении саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Самарканде (Узбекистан) на этой неделе (15 и 16 сентября), премьер-министр Нарендра Моди, безусловно, заговорил на языке решительных практических действий, как и другие лидеры, заявившие о своем участии в этом важном международном мероприятии. Ведь речь идет об очной встрече мировых лидеров, несмотря на то, что продолжающиеся болезненные отголоски пандемии COVID-19, конфликт на Украине, предстоящий съезд китайской компартии (в октябре) и наводнения в Пакистане вполне могли дать им повод провести саммит по обыкновению виртуально — как они делали это в течение последних двух лет. Вместо этого саммит ШОС в Узбекистане соберет аншлаг: 15 лидеров восьми государств-членов из Центральной Азии, Китая, Индии, Пакистана и России, а также государств-наблюдателей — Беларуси, Монголии и Ирана (который станет членом ШОС в этом году) и приглашенных лидеров Армении, Азербайджана, Турции и Туркменистана (Афганистан приглашен не был).
Выравнивание баланса между блоками
Еще до начала саммита премьер Моди своими планами присутствовать на нем посылает миру ряд месседжей. Начнем с того, что этот визит укрепляет его приверженность той индийской внешней политике, которая служит уравновешиванию ее участия в различных блоках, противопоставляя членство Индии в ШОС и БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) ее членству в четверке QUAD (Австралия, Индия, Япония, США), а также в группе I2U2 (Индия-Израиль-США-ОАЭ) и Индо-Тихоокеанской экономической основе для процветания (IPEF). Эта линия Индии была подчеркнута совсем недавно, когда она присоединилась к возглавляемым Россией армейским учениям "Восток" вместе с Китаем и запланировала проведение контртеррористических учений SCO-RATS (или Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества), в то время как ВВС Индии участвовать в австралийских военных учениях Pitch Black, а индийская армия планирует в следующем месяце учения с США (Yudh Abhyas) недалеко от линии фактического контроля (Линия фактического контроля — демаркационная линия между Индией и Китаем, долгое время бывшая непризнанной юридически, но являющаяся границей де-факто. Линия имеет протяжённость 4057 км в длину и включает три участка: западный, центральный и восточный — прим. ИноСМИ). На диаграмме Венна (Диаграмма Венна — схематичное изображение всех возможных соотношений нескольких подмножеств универсального множества — прим. ИноСМИ) Индия являлась бы единственной страной, попадающей в зону пересечения интересов всех этих групп.
Индия постепенно отказывается от нейтралитета в российско-украинском конфликте и занимает более пророссийскую позициюИндия продолжает поддерживать отношения с Россией и импортирует ее нефть в обход санкций США, сообщает SCMP. По мнению автора, нейтралитет, о котором заявляет Нью-Дели, на самом деле — "тихая" пророссийская позиция.
30.08.202200
Еще одна линия водораздела этой индийской политики — противопоставление идеи "ценности превыше национальных интересов", или западного бренда "коалиции демократий", евразийскому бренду "коалиции общих целей". Стоит отметить, что членство в ШОС не основано на традиционной политике неприсоединения Индии. Хотя премьер Моди пропустил все саммиты Движения неприсоединения за время своего пребывания в должности (единственный премьер-министр Индии, сделавший это, за исключением исполняющего обязанности премьер-министра Чарана Сингха в 1979 году), он решительно выступил за присоединение Индии к ШОС в 2017 году. В следующем году Индия примет у себя саммит Шанхайской организации и, как ожидается, пригласит всех членов, в том числе президента Китая Си Цзиньпина и премьер-министра Пакистана Шехбаза Шарифа, что покажет, насколько далеко Нью-Дели готов зайти в своих обязательствах перед ШОС.
О российском Путине
Следующий ряд сигналов, которые господин Моди посылает вовне, предназначена отдельным членам ШОС, независимо от того, будет ли он проводить встречи один на один с каждым из их лидеров в кулуарах саммита или нет.
Прежде всего — президенту России Владимиру Путину, который находится в осаде Запада из-за своей спецоперации на Украине. С февраля Индия отказывается прислушиваться к просьбам США и Европы одобрить критические по отношению к России резолюции ООН и чаще всего воздерживается при голосовании по ним. Правительство Моди не только отвергло призывы сократить импорт российской нефти, но и сделало прямо обратное: импорт российской нефти подскочил с 0,66 миллиона тонн в первом квартале до 8,42 миллиона тонн во втором квартале этого года. Следует особо отметить, что частично принадлежащий "Роснефти" нефтеперерабатывающий завод Nayara Energy в Гуджарате импортирует большую часть российской нефти, в основном для экспорта произведенных из нее нефтепродуктов. Во время виртуального выступления на Восточном экономическом форуме, проводившемся под руководством Путина на прошлой неделе, премьер Моди также сказал, что Индия хочет и дальше укреплять энергетические связи с Россией, опираясь на инвестиции индийского государственного сектора в размере 16 миллиардов долларов, уже вложенные в российские нефтегазовые месторождения. Саммит Моди-Путин в этот момент станет очень мощным сигналом для западных лидеров, которые планируют бойкотировать Путина на предстоящем саммите G-20 на Бали в ноябре.
Автор: Сухасини Хайдар (Suhasini Haidar)