Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
ЕС перестанет покупать российскую нефть и нефтепродукты, и зимой начнутся перебои с поставками, пишет Dir.bg. Россия непременно ответит: эксперты опасаются, что будет полностью прекращена подача газа. Тяжелые времена для Европы могут затянуться надолго.
Маринела Арабаджиева
В результате падения цен на нефть тенденция к удешевлению топлива, особенно бензина и дизеля, сохраняется вот уже месяц. Так, за последний месяц бензин А95 подешевел на 0,19 лева за литр или на 5,88%. Если 19 августа он стоил 3,23 лева за литр, то 18 сентября уже 3,04 лева. Однако в годовом исчислении сохраняется рост цен – по сравнению с 18 сентября 2021 года цена базового A95 увеличилась на 0,77 лева за литр (на 33,92%).
Дизель также подешевел за последний месяц, но значительно меньше, чем бензин А95 – на 0,07 лева за литр или на 2,08% – с 3,37 лева за литр 19 августа до 3,30 лева за литр 18 сентября.
Как с бензином, так и с дизелем в годовом исчислении картина иная. По сравнению с 18 сентября 2021 года рост цен на дизельное топливо с учетом уже упомянутого падения составляет 46,02% или 1,04 лева за литр.
В случае пропан-бутана снижение цены за последний месяц составляет 0,09 лева за литр (7,26%), так как по данным Fuelo.bg в августе он стоил 1,24 лева, а в сентябре уже 1,15 лева. Однако, в отличие от бензина и дизеля, в годовом исчислении здесь хотя и не значительное, но снижение – на 1,71% или на 0,02 лева за литр. Дороже всего пропан-бутан стоил в период с 6 по 14 мая – 1,61 лева за литр.
Диаметрально противоположная ситуация с метаном, где сохраняется восходящий тренд. Здесь рост цен за последний месяц составляет порядка 8,91% (плюс 0,48 лева за килограмм). То есть, если 19 августа метан стоил 5,39 лева за килограмм, то 18 сентября его цена уже поднялась почти до 6 левов – 5,87 лева.
В годовом исчислении поразительный скачок – плюс 210,58%.
Несомненно, в основе движения уровней цен на болгарских АЗС лежат цены на нефть и газ на мировых рынках. Вмешательство правительства – скидка в размере 25 стотинок за литр – было встречено тепло и несколько успокоило розничных потребителей. До выборов особых изменений не предвидится, наоборот, при сохранении нынешних условий до конца ноября – середины декабря ожидается затишье. Тем более, что летний туристический сезон закончился. После переговоров президента и правительства с руководством НПЗ в Бургасе – "Лукойл Нефтохим Бургас" также ожидается, что все будет более-менее спокойно.
Однако в долгосрочной перспективе ситуация изменится. И дело не в "погоде дома", а в полной зависимости от внешних факторов. 5 декабря вступает в силу эмбарго ЕС на импорт российской нефти, 5 февраля – на импорт нефтепродуктов. Одновременно с этим ожидается введение потолка цен на российскую нефть. За очень редким исключением аналитики предупреждают, что цена на нефть марки Brent вырастет до 125-130 долларов за баррель. Для сравнения: цена на Brent на лондонской бирже ICE за последний месяц (18.08 – 16.09) колебалась в диапазоне 95,76 – 91,35 доллара за баррель.
Ожидаемые изменения на нефтяном рынке
С весны полным ходом идет перенаправление российских нефтяных грузов, но окончательно новое положение вещей установится не раньше, чем через год. На сегодняшний день можно сделать несколько выводов.
По мнению аналитиков энергетической компании Kpler, ежедневно прослеживающей грузоперевозки, Россия может найти новые рынки сбыта для половины нефти, которая с декабря будет запрещена Европейским Союзом. В своем исследовании компания отмечает, что в течение предстоящей зимы Индонезия, Пакистан, Бразилия, ЮАР, Шри-Ланка и некоторые страны Ближнего Востока могут покупать у России до 1 миллиона баррелей сырой нефти в сутки.
На российскую нефтяную промышленность приходится около 10% мирового производства, и она считается ключевым источником дохода для страны, уже столкнувшейся с жесткими санкциями после ввода войск на Украину. Напомним, что нефтяные доходы российской стороны во много раз превышают ее доходы от природного газа. Страны-члены ЕС продолжают закупать российскую нефть, но в декабре вступает в силу запрет на большую часть нефти сорта Urals, а в феврале и на нефтепродукты. Это означает прекращение импорта российской сырой нефти в объеме 1,3 миллионов баррелей в сутки с 5 декабря, а затем нефтепродуктов - 900 тысяч баррелей в сутки.
Банк международных расчетов предупреждает Запад: отказ от российской нефти чреват глобальным продовольственным кризисомВ случае отказа от российской нефти миру грозит продовольственный кризис, пишет The Times. В качестве биотоплива будет использоваться зерно, что вызовет рост дефицита продовольствия, предупреждают эксперты.
20.09.202200
Как говорится в недавно опубликованном отчете МЭА, если этот объем не будет перенаправлен в другие регионы, в России ожидается падение добычи нефти почти на 2 миллиона баррелей в сутки по сравнению с периодом до 24 февраля.
После отказа некоторых европейских покупателей российские компании уже перенаправили свои поставки в Азию, в основном в Индию и Китай. Все эти проблемы привели к тому, что нефть марки Urals продается со все более существенной скидкой по сравнению с Brent – по последним данным, 40%.
Перераспределение мировых потоков сырой нефти также может привести к вытеснению части экспорта других стран-членов ОПЕК+. По мнению аналитиков Kpler, Нигерия может потерять долю рынка в Индонезии, а Саудовская Аравия – в Пакистане.
Ближний Восток, который, возможно, этой зимой будет поглощать до 500 тысяч баррелей российской нефти в сутки, сможет перенаправить на экспорт нефть, ранее использовавшуюся на внутреннем рынке. Еще больше ситуацию осложняет предложение о "потолке" цены на российскую нефть.
Если ЕС перестанет покупать российскую нефть, а затем и нефтепродукты, зимой начнутся перебои с поставками. Независимо от того, есть ограничения на покупки или их нет, цены будут расти. Кроме того, предполагается, что повышение уровня цен может произойти во время промежуточных выборов в США, а также совпасть с острой нехваткой газа в Европе.
Проблема с поставками может и не нанести большого ущерба мировой и европейской экономике, однако, несмотря на возможность восполнения дефицита, переброски грузов, риски сохраняются: из-за сохранения и усиления тенденции перекачки нефти с одного танкера на другой в море. Возрастет опасность нанесения ущерба окружающей среде, но здесь мы не будем останавливаться на этом. В целом на цены будет оказано влияние.
Газовый рынок
С газом – критической линией в продолжающейся энергетической войне в Европе – дела обстоят иначе. Эксперты уверены, что зимой российский трубопроводный газ не найдет достаточного рынка сбыта. Причин несколько – отсутствие геополитической поддержки, разрушенный спрос в Европе, рецессия и возобновляемые источники энергии. Эксперты уверены, что политика, которую проводят европейские власти, не только может, но и в целом будет опасна для западной экономики.
Как показывают предварительные ожидания, Россия может манипулировать ситуацией так, чтобы прекращение импорта российской нефти совпало с прекращением подачи газа. Больше всего это затронет Германию, не меньшее влияние будет и на другие страны, что приведет к перераспределению газа из других источников импорта и закрытию заводов. Не следует исключать, что это совпадет с высокими ценами на нефть, учитывая тенденцию к переориентации части производства с газа на нефть.
Рынок газа намного меньше рынка нефти, его транспортировка дороже и не такая гибкая. Это делает международные газовые рынки более хрупкими и трудными для восстановления после сильного потрясения летом этого года. На данный момент европейский газовый рынок практически сломан, что влияет на международный газовый рынок, и российская сторона наверняка осознает, что терять ей больше нечего. Конечно, есть важные детали, которые нельзя упускать из виду, учитывая подготовку Европы к реформе газового рынка. Говорят, что Россия – ненадежный поставщик, однако если мы обратимся к более ранним выступлениям европейских политиков, то обнаружим, что этому предшествовали разговоры о полном отказе от российского газа в 2025 году. А если мы вернемся во времена расследования против "Газпрома", то наткнемся на еще один шаг – изменение формулы газовых контрактов, с привязки к цене нефти на привязку к цене газа на спотовом рынке.
Теперь Европейская комиссия хочет реформировать TTF, но это займет время и не произойдет по мановению волшебной палочки. Цель — отвязка от цены на электроэнергию, но вопросов крайне много, а эксперты непреклонны: намерения благие, но политическое вмешательство разрушит рынок окончательно. Поскольку из-за отказа Европы нет трубопроводного газа, а поставщики СПГ настаивают на долгосрочных контрактах, непонятно, что будет дальше. Остается большой вопрос – что все это значит для экономики. Прогнозы о тяжелых временах могут растянуться как минимум до середины десятилетия. А может и дальше?