Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Европа и весь мир испытывают острый дефицит удобрений, пишет Forbes. Введение санкций против российских производителей этого крайне необходимого для сельского хозяйства ресурса равносильно выстрелу себе в ногу.
В Barclaysзаявили, что ЕС движется по направлению к “глубокой рецессии”, Goldman Sachs называет ситуацию в Европе “ужасной”, а FTSE Europe вот-вот станет проблемным активом, на сей раз из-за дефицита удобрений.
Европа находится в режиме кризиса уже два года, а, может, и больше, если считать глобальную рецессию 2008 года и выход Великобритании из Евросоюза. Одна составляющая энергетическая, другая связана с продовольствием и необходимыми для этого ресурсами, многие из которых являются производными нефти и газа или требуют больших энергетических затрат для производства. Причинами стали неверный выбор стратегии и российско-украинский конфликт. Вот последнее “достижение” ЕС в стрельбе по самому себе.
25 августа норвежская Yara International заявила, что сокращает производство азотных удобрений на фоне резкого роста цен на природный газ, что еще сильнее скажется на продовольственной инфляции в регионе, и без того страдающем от высоких цен на сырьевые товары.
Другие компании по производству удобрений в Европе временно прекращают деятельность из-за затрат на сырье, в основном природный газ. Ситуация ухудшается из-за приостановленных "Газпромом" поставок по "Северному потоку", трубопроводу из России в Германию, который был для Западной Европы одним из основных источников импорта газа. Так Путин наказал ЕС за поддержку Украины.
Тем не менее, в последнее время цены на природный газ упали из-за обналичивания денег спекулянтами после резкого роста цен. Снижению также способствовали отмена Великобританией запрета на добычу методом ГРП и разговоры о возвращении к ядерной энергетике.
Ценам на природный газ придется продолжать падение, поскольку они до сих пор превышают июньские значения, увеличившись более чем на 100 долларов за мегаватт-час.
Это особенно сильно ощущается в и без того проблематичном секторе по производству удобрений.
Вместе с Yara о планах прекратить производство азотных удобрений объявили польские Grupa Azoty и PKN Orlen. Компания CF Fertilizations из Великобритании остановила производство еще в сентябре 2021 года, сославшись на затраты, связанные с ископаемым топливом.
Как метко отметил автор статьи в Newsweek от 6 сентября, энергетический кризис превращается в продовольственный. Около 70% затрат на производство удобрений приходится на стоимость природного газа. Европе нужно, чтобы цены продолжили падать.
По данным аналитической фирмы CRU Group, производители удобрений в ЕС теряют около 2000 долларов на каждую тонну производимого аммиака. (Аммиак состоит из одного атома азота и трех атомов водорода и является ключевым компонентом в производстве удобрений.) В начале 2021 года тонна аммиака обходилась фермерам Западной Европы в $250 за тонну, а сегодня продается примерно по $1250.
"Устранить" Россию по максимуму
Россия хоть и оказалась отрезана от рынка, рост цен на ее продукцию (например, удобрения) говорит о том, что компании пока выдерживают санкции.
На долю России приходится примерно 10% мирового производства и 20% международной торговли удобрениями. Сентябрьское соглашение ООН о разблокировании поставок украинских и российских удобрений и зерна в черноморские порты стало крупнейшим прорывом за все время конфликта. Правительство России заявило, что сделки недостаточно, она не устраняет ограничения и сложности на более глубоких уровнях цепочки поставок.
Прямых запретов на российские удобрения нет, зато есть косвенные санкции в отношении владельцев и руководителей компаний, финансов, оборудования, запасных частей, а также логистические ограничения поставок морским и железнодорожным транспортом через страны Балтии.
В марте Россия приняла ответные меры против Европы и приостановила экспорт удобрений, но изменила позицию, когда стало ясно, что под удар попадают клиенты из других стран, куда удобрения поступают через Европу –в той же Африке.
В прошлом Россия уже вводила ограничения на экспорт некоторых удобрений. Например, я ноябре 2021 года с целью увеличения поставок для местных фермеров. Кризиса на рынке удобрений тогда не было, как не было и угрозы резкого падения цен на природный газ. Все закончилось в феврале, когда на Украине разразился конфликт.
С тех пор российские удобрения и все необходимое для их производства идет в обход, особенно это касается Латвии, Литвы и Эстонии. Три прибалтийских государства вот уже 10 лет находятся в состоянии холодной войны с Россией с ограничением железнодорожного транзита и перевалки грузов в портах. А ведь это важный маршрут поставок российских удобрений в Европу. В одном из эстонских портов застряло 80 000 тонн удобрений, создавая угрозу для местного населения.
В России не хватает портовых терминалов, чтобы обойти ограничения. Цепочка поставок создавалась с учетом транспортировки через страны Балтии, и изменить ее в одночасье нереально. Экспортные возможности России там также ограничены.
10 августа 2022 года торговая комиссия Европейского союза опубликовала обновленную информацию о российских санкциях, в том числе правила перевозки определенных грузов из России: угля и других твердых ископаемых видов топлива, а также удобрений. Страховщикам и судоходным компаниям сообщалось, что рестрикции в отношении компаний, обслуживающих экспорт ряда удобрений, распространяются на поставки в любую точку мира, на финансирование и страхование компаний ЕС, независимо от страны происхождения. То есть компания-поставщик сырья в Россию со штаб-квартирой в Европе тоже столкнется с санкционным риском. Российские удобрения попали в своего рода чистилище, а доступ к морским маршрутам стал кошмаром законопослушности. Сейчас украинское зерно вывозится из страны и попадает в Европу.
Крупнейшие российские компании по производству удобрений – ни одна из них под санкции не попала – также испытывают финансовые трудности из-за того, что Европа заморозила их банковские счета. Иногда европейские банки принимают платежи из опасений получить санкционные штрафы. Ограничение возможностей для проведения финансовых операций превратило российскую торговлю удобрениями в трехногую лошадь, с трудом ковыляющую по направлению к европейскому сельхозрынку, где ее все еще ждут.
В некоторых случаях персональные санкции в отношении определенных физических лиц делают ее недоступной или менее привлекательной для импортеров. 15 марта 2022 года из-за введенных ЕС санкций свой пост покинул главный исполнительный директор группы "ЕвроХим" Владимир Рашевский. Основатель компании Андрей Мельниченко также попал под санкции. Швейцария отреагировала спокойно.
“Будучи швейцарской компанией, ЕвроХим по закону обязан соблюдать швейцарское законодательство, включая санкции, — заявил в июне представитель Государственного секретариата страны по экономическим вопросам в интервью агентству Рейтер. — Его руководство должно принять необходимые меры в рамках швейцарской правовой системы, чтобы позволить компании существовать и дальше”.
Вот что заявил о политике санкций председатель правления “ЕвроХима” Самир Брихо: "Мы отметили для себя недавние заявления Европейской комиссии, но мы пока не видели ни какой-либо защиты, ни несоответствия между целями ЕС и реальностью".
И "ЕвроХим" в этом не одинок. Один из крупнейших в мире производителей калийных удобрений "Уралкалий" тоже избежал санкций, в отличие от его главного акционера Дмитрия Мазепина, миллиардера и известного фаната "Формулы˗1". В марте он уступил контроль над компанией, сократив собственную долю до 48%. Аналогичным образом пришлось поступить и генеральному директору "ФосАгро" Андрею Гурьеву.
20 августа 2022 года генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш объявил, что совместно с США и ЕС Организация работает над преодолением препятствий для выхода российских удобрений на мировые рынки.
“Существует определенное количество препятствий и трудностей с точки зрения транспортировки, страхования и финансирования, которые необходимо решить. Без удобрений в 2022 году может не хватить еды в 2023. Получение большего количества продуктов питания и удобрений из России необходимо для успокоения рынков и снижения цен для потребителей”, — заявил он.
Аграрии страдают от неопределенности. Они не знают условий дотаций и боятся, что им не хватит удобренийЕвропейские аграрии переживают тяжелые времена, пишет iDNES. Помимо высоких цен на энергию и топливо, перед ними встает и другая проблема — дефицит искусственных удобрений. То, что приходит из Африки в качестве замены российским, не хватит, да и качество оставляет желать лучшего.
14.09.202200
Крупнейшие российские компании обеспокоены тем, что санкции в отношении их руководителей, включая тех, кто ушел в отставку или отказался от права собственности, усложнят взаимодействие с Европой.
6 сентября министр иностранных дел России Сергей Лавров сообщил, что выступил в ООН по вопросу продовольствия и удобрений, но особого доверия к нему там не испытывают из-за поддержки спецоперации на Украине.
"Мы продолжаем преодолевать препятствия в рамках существующих санкционных режимов, чтобы облегчить экспорт российского зерна и удобрений", — заявил ранее в этом месяце представитель ООН Стефан Дюжаррик.
В августе информагентство "Интерфакс" со ссылкой на министра торговли России Дениса Мантурова сообщило, что в первом полугодии экспорт удобрений упал на 7%.
Однако благодаря повышению цен у российских компаний все в порядке, хотя для американских инвесторов они по-прежнему под запретом. "ФосАгро", которая раньше торговалась на Лондонской фондовой бирже и испытала падение акций с максимума в 23,64 до 0,05 фунтов стерлингов, в отчете о прибылях от 18 августа сообщила, что за первое полугодие 2022 года выручка увеличилась на 90,9% и составила 336,5 млрд рублей ($4,4 млрд). Продажи удобрений выросли на 10,2% в годовом исчислении и почти достигли 5,7 млн тонн.
Для Кремля это не шальные деньги. Доходы от продажи удобрений составляют одну десятую процента российского бюджета. Вводить санкции против производителей удобрений, пока Европа и весь мир испытывают их острый дефицит, имеет не больше смысла, чем стрелять себе же в ногу.