Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Россия четко озвучивает свои цели, но Запад продолжает ее игнорировать, пишет Asia Times. В США и Европе отмахиваются от заявлений и действий Москвы, поскольку привыкли к иному стилю поведения, объясняет автор.
Роберт Довер (Robert M Dover)
Когда 21 сентября Владимир Путин выступил на российском телевидении, он хотел донести до своих слушателей три четкие и важные мысли.
Первая мысль: угроза ядерной войны реальна и серьезна. Вторая: частичная мобилизация и спешное внесение изменений в закон о военной службе и ужесточение уголовной ответственности за дезертирство и уклонение – это признак решимости, непреклонности и шаг в сторону всеобщей мобилизации. И третья мысль: присоединение Донецка и Луганска больше не подлежит обсуждению.
Что касается аннексии, Путин показал, что его ближайшие военные цели ограничены этими двумя регионами. Это дает возможность ограничить масштабы конфликта и предоставляет Путину шанс свернуть с нынешнего пути так, чтобы не потерять лицо в глазах российского общества и гораздо более значимой аудитории политической элиты – ради собственного выживания.
Важно отметить, что в речи российского президента присутствовали и второстепенные сигналы, к которым, тем не менее, западным политикам необходимо прислушаться, если они хотят действовать следующие несколько недель или месяцев в условиях относительной безопасности.
В основе выступления Путина лежит Национальная стратегия безопасности России 2021 года, в которой прописаны планы вплоть до 2035 года. Концентрироваться на украинском конфликте и на том, что Путин писал об Украине в прошлом году, – это ошибка, поскольку они второстепенны по отношению к большой стратегии России.
Запад не слушает
Российское правительство четко озвучивает, чего оно стремится достичь, но Запад не прислушивается к нему и не хочет понимать эти сигналы. Затем политическая машина России начинает действовать, чтобы реализовать эти амбиции, и проверяет, какой ценой этого можно достичь.
Незамедлительные последствия для мира из-за частичной мобилизации в РоссииОбъявление Путиным частичной мобилизации в России повлияло на мировые рынки, сообщает Ad-Diyar. Трон доллара пошатнулся, курс евро упал, а фондовые рынки европейских компаний рухнули. Если Запад не опомнится и не прекратит вмешиваться в конфликт на Украине, мир ждут последствия похуже, считает автор статьи.
27.09.202200
Западные комментаторы слишком часто отмахиваются от риторики и действий России, называя их "бряцанием оружием". Так происходит, потому что действия и заявления Москвы часто не согласуются с тем, как привык говорить и вести себя западный политический класс.
Западу необходимо отнестись к позиции России более серьезно и создать барьеры, чтобы она не смогла достичь своих целей. Эти барьеры должны принимать форму как наказаний, так и стимулов.
Отправка на Украину оружия на миллиарды долларов после начала российской спецоперации – это пример запоздалой реакции Запада. В идеале это оружие необходимо было поставить до начала спецоперации, поскольку Россия четко давала понять, что она планирует ее осуществить.
В Стратегии национальной безопасности России 2021 года технологическое совершенствование, экономическое процветание и национальная безопасность представлены в качестве взаимосвязанных задач. В ней нашло отражение беспокойство в связи с тем, что американские военные технологии развертываются у самых границ России (это стало одним из предлогов для начала спецоперации) и что российская культура испытывает на себе негативное влияние западного культурного импорта.
Все эти стратегические исходные параметры были заложены задолго до начала спецоперации на Украине, и с тех пор они усиливаются. В этом контексте и нужно рассматривать речь Путина.
Этот фундаментальный разрыв между позициями России и Запада сконцентрирован на одном философском и на одном практическом элементе. В философском смысле обе стороны попали в своего рода ловушку мышления: им кажется, что всё, что они сами делают и говорят, совершенно разумно, логично и правильно. А всё, что делает противоположная сторона, неразумно, нелогично и враждебно.
Нарушение доверия
Это всерьез мешает России и Западу начать переговоры и попытаться удовлетворить потребности друг друга. С точки зрения Великобритании, нападения на бывших российских граждан в Лондоне и Солсбери сигнализируют о фундаментальном нарушении общепринятых правил игры.
В случае с покушением на Сергея Скрипаля и его дочь в 2018 году объема примененного вещества нервнопаралитического действия могло хватить для того, чтобы убить тысячи жителей Солсбери. Из-за этого инцидента Великобритания и Запад в целом перестали воспринимать Россию как надежного и разумного партнера по переговорам.
В практическом смысле российские власти рассматривают военный конфликт на Украине как борьбу за выживание, тогда как Запад видит в нем осознанный выбор. Для Путина Украина – это буферная зона, отделяющая Россию от вооруженного ядерным оружием альянса НАТО, крайне важный выход к Черному морю и страна, населенная братским народом, который теперь по какой-то причине перенимает идеологию враждебного Запада.
Конфликт между Русской православной церковью и украинскими законами касательно прав сексуальных меньшинств не был представлен в качестве одной из ключевых причин для начала спецоперации на Украине. Однако в Стратегии национальной безопасности 2021 года "традиционные ценности" были названы ключевыми ориентирами для всех представителей более широкого русскоязычного сообщества.
Эта формулировка охватывает всех русскоязычных людей, даже тех жителей Украины, которые не считают себя русскими. Это попытка объединить людей по языковому признаку.
Вторая мировая война, которую в России называют Великой Отечественной, играет чрезвычайно важную роль в том, как русские характеризуют текущий конфликт, – подобно тому, как британцы концентрируются на "духе" Лондонского блица. Тот факт, что Путин называет врагом "коллективный Запад", свидетельствует о том, что президент пытается представить нынешний конфликт в качестве отечественной войны – как усилия по защите родины.
Между тем высказывания Путина о территориальной целостности необходимо рассматривать в контексте суверенитета и независимости, которые тоже являются ключевыми темами Стратегии национальной безопасности.
Это непосредственным образом касается Украины, поскольку здесь встает вопрос о контроле над Черным морем и его транзитными маршрутами. Доступ к этим морским путям стал причиной аннексии Крыма Россией в 2014 году.
Планы по применению ядерного оружия
Рассматривая украинскую ситуацию как экзистенциальный конфликт, Путин подчеркнул свою готовность поднять вопрос о применении ядерного оружия.
Как расшифровать предупреждения Путина о ядерном оружии?Во время своего обращения 21 сентября Владимир Путин повторно предупредил НАТО о последствиях вмешательства в украинский конфликт. Автор статьи в Washington Post попытался "расшифровать" предупреждения российского лидера и дать оценку вероятности применения ядерного оружия.
25.09.202200
"Территориальная целостность нашей Родины, наша независимость и свобода будут обеспечены, подчеркну это ещё раз, всеми имеющимися у нас средствами. А те, кто пытается шантажировать нас ядерным оружием, должны знать, что роза ветров может развернуться и в их сторону", – заявил президент. Это практически прямая угроза.
Референдумы, которые были спешно организованы в Донецкой и Луганской областях, позволят России заявить свои права на эти территории. А затем любая попытка вернуть их в состав Украины будет рассматриваться как веский повод для ядерного ответа.
Бывший советник Путина, генерал, а ныне общественный деятель и политолог Сергей Марков заявил сегодня утром в интервью BBC Radio 4, что эта угроза относится и к тем, кто находится за пределами Украины.
В настоящий момент российские власти продвигают идею о том, что этот конфликт представляет собой оборонительную борьбу России за собственное выживание. Запад не в силах изменить этот нарратив внутри страны. Однако Западу необходимо понять, насколько угроза серьезна.
Если Запад хочет избежать катастрофической континентальной войны, ему необходимо всерьез подумать над тем, как можно добиться смягчения напряженности и на какие уступки он готов пойти ради этого.
Роберт М. Довер – профессор кафедры разведки и национальной безопасности в Университете Халла.