Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Авария на нитках "Северного потока", вероятно, была диверсией, однако за ней вряд ли стоит Европа, пишет Dünya. ЕС невыгодно устраивать утечку газа, в котором он нуждается накануне зимы. Значит, саботаж устроил другой игрок международной арены, жаждущий провала России и распространения своего влияния.
Тот факт, что Россия прекратила подачу газа в Европу, лишил ее звания надежного поставщика. При этом утечка на "Северном потоке" может сыграть определяющую роль в том, какая логистическая инфраструктура в области природного газа появится в будущем.
Прекращение Россией поставок газа в европейские страны в последние недели стало важнейшим событием с точки зрения региональных и глобальных энергетических балансов. Данный шаг положил конец сохранявшейся почти полвека репутации России как надежного поставщика природного газа. На самом деле также можно посчитать, что Москва увидела неизбежность утраты этого звания и поэтому демонстративно пошла на ограничение газа Европе. Вы можете спросить, откуда все это взялось, однако за последние годы в логистике в сфере природного газа много воды утекло, многое изменилось, и формирование новых балансов тоже было неизбежным.
Как? Попробуем объяснить...
Еще 15 лет назад в европейских странах никому и в голову не приходил какой-либо иной метод подачи природного газа для широкого использования, кроме транспортировки по трубопроводам. Как и использовать природный газ в сжиженном виде, то есть в виде СПГ. В конце концов сжижение продукта и его последующее превращение обратно в газ требовало значительных затрат энергии, что неизбежно делало СПГ гораздо более дорогостоящим по сравнению с трубным газом.
Однако такие страны, как Япония и Южная Корея, уже давно использовали СПГ, доставляемый морским путем. За последние десять и особенно последние пять лет Европа также во многом продвинулась вперед в сфере транспортировки и распределения природного газа в сжиженном виде. Большую роль в этом сыграли серьезные инвестиции США в сланцевый газ (shale gas). США, которые в прошлом были импортером природного газа, благодаря инвестициям в сланцевый газ сумели не только удовлетворить собственные потребности, но и начать экспортировать голубое топливо. Однако для экспорта добывать газ было недостаточно. Также нужны были каналы сбыта. А путь к этому пролегал через возможность продавать газ на старый континент, а именно — в европейские страны, которые являются крупнейшим рынком потребления голубого топлива.
США поставляют сланцевый газ в Европу
Конечно, перед созданием такой инфраструктуры, которая сделала США поставщиком газа в Европу, существовали серьезные препятствия. Прежде всего США нужны были терминалы для преобразования природного газа в СПГ и его загрузки в танкеры. США сразу же приступили к работе. На атлантическом и тихоокеанском побережьях терминалы, ранее созданные для получения СПГ, начали трансформироваться в терминалы по наливу и отгрузке СПГ, а наряду с ними — строиться новые наливные мощности.
Терминалы по приему СПГ в Европе
А на атлантическом побережье Европы тем временем создавались терминалы по приему СПГ. Безусловно, все это требовало больших капиталовложений. Для того чтобы добраться до желаемой точки, нужно было пройти долгий путь. В то время как США и европейские страны, даже Турция, сосредоточились на работе над этим, Россия тоже не сидела сложа руки. Москва, с одной стороны, строила новые маршруты передачи своего природного газа к воротам Европы, с другой — предпринимала шаги и продвигалась на новом, развивающемся рынке СПГ.
"Турецкий поток", "Северный поток — 2" и "Сила Сибири"
В числе новых газопроводов Россия построила "Турецкий поток", призванный передавать газ по дну Черного моря в Турцию, а оттуда — в Европу, и "Северный поток – 2", предназначенный для транспортировки голубого топлива в европейские страны, прежде всего в Германию, по дну Балтийского моря. Готовясь продавать свою продукцию на Западе, Россия не обходила вниманием и Восток. Трубопровод, нацеленный на передачу газа из России в Китай, получил название "Сила Сибири".
Политические факторы
В то время как во всем мире одновременно вкладывались инвестиции в строительство газопроводов, терминалов по приему и отгрузке СПГ, а также танкерного флота для перевозки СПГ, произошло множество экономических, политических и военных кризисов, способных повлиять на энергетический вопрос. Среди них были гражданская война в Сирии, присоединение Крыма, война в Нагорном Карабахе Азербайджана, оккупированном Арменией. Также полезно вспомнить и такие события, как уничтожение российского самолета в турецком воздушном пространстве во время конфликта в Сирии.
Конец мифа о надежном поставщике
В ходе всех этих конфликтов и кризисов в ближних и дальних регионах всегда обсуждался вопрос о том, будет ли Россия использовать природный газ в качестве оружия. И вот из всех этих процессов проистекало звание России как надежного поставщика газа, которое подкреплялось тем аргументом, что "даже во время горячих конфликтов она не отключала природный газ". В первые полгода спецоперации России на Украине, начавшейся 24 февраля 2022 года, это звание сохранялось, несмотря на политику "нет оплаты в рублях — нет газа", а в последние недели — окончательно исчезло. Россия, которая ранее несколько раз ограничивала подачу газа по "Северному потоку — 1" на основании технических неисправностей, наконец, объявила о прекращении поставок газа в Европу.
Боязнь замерзнуть этой зимой в Европе
Опасения Европы о том, не замерзнет ли она этой зимой, которые начали нарастать с середины лета, после того, как прекращения Россией поставок газа достигли апогея. Активизировались усилия по принятию мер для предотвращения такого развития событий. В числе наиболее известных из них можно назвать энергосбережение, отключение витринного освещения, расширение возможностей альтернативного энергоснабжения, повторный ввод в строй некоторых энергетических объектов, которые ранее были выведены из эксплуатации или должны были быть закрыты, такие как угольные и атомные электростанции.
Хранилища были заполнены
Тем временем стали предприниматься попытки максимально заполнить старые и вновь построенные объекты по хранению природного газа, и можно сказать, что, как раз перед тем, как Россия отключила газ, газохранилища в европейских странах были заполнены практически полностью (средняя загрузка была выше 85%).
Энергетические войны и горячий конфликт
Газовые войны, которые всегда были на повестке дня на фоне конкуренции разных поставщиков энергии и, следовательно, маршрутов энергопоставок в 1990-е годы, а также усилий Евросоюза по разработке законодательства для снижения зависимости от России (обеспечения конкуренции и так далее) в 2000-е годы, сегодня, вслед за украинским конфликтом, эволюционировали совершенно в другом направлении. Шаги Европы по введению эмбарго на российский газ и нефть, чего так жаждали США, прилагая интенсивные усилия для этого, стали приносить результаты.
В то время как потребность в российском газе сохраняется...
В то время как европейские страны с неохотой продолжали использовать российский газ, под влиянием эмбарго российская нефть стала находить покупателей по цене на 30% дешевле своих аналогов на международных рынках. Дело в том, что охват санкций был расширен и страны, собиравшиеся покупать российскую нефть, столкнулись с американской угрозой. Именно после этих событий Россия перекрыла газ европейским странам, которые долгое время вели различные приготовления к тому, чтобы не покупать российские энергоресурсы.
Пробоины в "Северном потоке"
После того как Россия после почти 40-летней репутации надежного поставщика газа перекрыла подачу голубого топлива в европейские страны и отказалась от этого звания, всех стал волновать вопрос о том, как дальше будут развиваться события. Европейские страны продолжали готовиться к зиме без российского газа, при этом сигналы Владимира Путина в духе "согласитесь запустить “Северный поток — 2”, и мы откроем газовые вентили", судя по всему, не нашли особого отклика. Однако произошло еще одно интересное событие: пришла новость о том, что на газопроводе "Северный поток", который годами питал Европу, произошла утечка газа одновременно в трех разных местах.
Все называют это саботажем, но...
Заставить людей поверить в то, что утечка газа, возникшая в самый разгар напряженности, является случайностью, нелегко. Большинство, конечно, верит в саботаж. Так от кого же могла последовать такая атака на трубопровод? Разумеется, возможно много сценариев. Европа, зная, что, если российского газа не будет, она столкнется с нехваткой энергии этой зимой, и пытаясь принять меры по предотвращению этого, может вывести из строя трубопровод, по которому она имела бы возможность получать газ в случае достижения соглашения? Это низкая вероятность.
Американский след или российское упрямство?
Может ли в этом событии быть след другого игрока, например, желающего, чтобы Европа разорвала свои связи с российским трубным газом и окончательно сожгла мосты с Москвой, начав действовать вместе с этим игроком, а именно — США? Или неужели нельзя подумать, что Россия, желая загнать Европу в угол, чтобы открыть газопровод "Северный поток — 2", который она достроила и уже практически полностью сдала в эксплуатацию, затеяла рискованную игру? У нас недостаточно информации для того, чтобы ответить на эти вопросы. Однако можно сказать, что, после того как Россия перекрыла подачу газа в Европу, в логистике в области природного газа ничего не будет так, как прежде.
Хорошо, а что будет дальше?
Если природный газ продолжит сохранять свое место в мировом энергопотреблении, то не нужно быть пророком, чтобы понимать, что с точки зрения логистики на передний план выйдут в большей степени сжиженный и сжатый природный газ. Природа не приемлет пустоты, а сильный не признает правил и законов. Очевидно, что трубопроводов будет недостаточно для транспортировки и распределения природного газа, который постепенно все больше используется поставщиками и потребителями энергии. Фактически можно говорить о том, что мир будет двигаться к широкой инфраструктуре СПГ, которая обеспечит безопасность энергоснабжения. Подобно тому как существуют неограниченные возможности поставок нефтепродуктов, прежде всего бензина и дизельного топлива, можно двигаться к аналогичной точке и в сфере природного газа. Правда, учитывая, что "киловатт-час (кВт-ч)" на сегодняшний день стал более распространенным выражением в энергии, чем "кубический метр" или "тонна", нельзя исключать, что отрасль может развиваться в других, пока непредсказуемых, направлениях.
Автор: Мехмет Кара (Mehmet Kara)