Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Гегемоном считается государство, задающее правила игры на международной арене. Сейчас этот "титул" принадлежит США, пишет Toyo Keizai. Однако текущий глобальный конфликт подталкивает Россию и Китай к объединению. Вместе они могут стать новым гегемоном, и Запад поможет им в этом сам, считает автор статьи.
Китай пытается добиться гегемонии нового типа за счет "Одного пояса, одного пути". Россия погружается в изоляцию из-за военной спецоперации на Украине.
Что произойдет с мировым порядком, если эти две страны объединят свои усилия?
На этот вопрос отвечает историк экономики Тосиаки Тамаки (Toshiaki Tamaki), опубликовавший книгу "Полная экономическая история тарифов и логистики". Она переосмысливает мировую историю с точки зрения экономики и рассматривает условия создания государств-гегемонов.
Что такое гегемония?
Термин "гегемония" используется повсеместно. Безусловно, ему трудно дать четкое определение, но простого "это страна с подавляющим политическим, военным или экономическим превосходством" недостаточно для академического анализа. Я придерживаюсь такого мнения уже много лет.
В моей книге "Полная экономическая история тарифов и логистики" дается более общая формулировка гегемонии. Она рассматривается с точки зрения исторической перспективы.
Как вы знаете, в течение многих лет под экономической мощью подразумевалась промышленная. Предполагалось, что страна, производящая большее количество продукции, является гегемоном.
Между тем по мере снижения доли промышленности в ВВП, роста финансового сектора и появления компаний с очень крупными нематериальными активами, такими, как "большая пятерка" GAFAM, в качестве основного фактора экономической гегемонии стали рассматривать так называемые платформы.
Часто говорят о том, что это трансформировало глобальную экономическую структуру, но так ли это на самом деле?
Тут играет роль то, что значит гегемония. По мнению британского экономиста Сьюзан Стрэндж (Susan Strange), понятие "структурная власть" относится к государствам, которые могут устанавливать и обеспечивать соблюдение правил игры в международном политическом и экономическом порядке. То есть "структурная власть" — это, по сути, и есть гегемония.
Китайско-российская газовая сделка в юанях и рублях — еще одна попытка ослабить гегемонию доллара По мнению экспертов, за счет оплаты поставок газа в рублях и юанях Россия и Китай хотят защитить себя от давления Запада, пишет SCMP. Автор подчеркивает, что они уже давно пытаются расширить торговлю энергоносителями, чтобы ослабить зависимость от доллара.
08.09.202200
Другими словами, страну-гегемона можно определить как государство, которое может устанавливать правила игры в своих интересах. Если перефразировать, государство, задающее платформу, является гегемоном.
Следует отметить, что такая ситуация не изменилась с незапамятных времен. Именно этот постулат лежит в основе моей книги. Размышляя таким образом, я освободился от индустриального взгляда на историю. Пожалуйста, не поймите меня неправильно. Я не пытаюсь принизить значимость промышленности, но я считаю, что увеличение индустриального производства — не то же самое, что завоевание гегемонии. В конечном итоге гегемон – это страна, которая может решать, что правильно, а что нет.
Слияние цивилизаций
Некоторые читатели могут подумать, что я написал книгу, анализирующую межгосударственные конфликты. Но у меня были другие намерения.
Люди появились в Африке 50–70 тысяч лет назад и распространились по всему миру. Другими словами, человек — это homo mobilitas, уже в названии заложена мобильность. Вместе с человеком двигались товары и информация, а также культура. Не все рассеянные по миру люди вели оседлый образ жизни. В результате homo mobilitas происходило слияние цивилизаций. Это привело к развитию логистической системы. Исследования, посвященные перемещениям, неизбежно затрагивают вопросы логистики, но не все люди это понимали.
Известно, что месопотамская и индская цивилизации взаимодействовали. Торговые отношения между Востоком и цивилизацией Хараппы укрепились после объединения Месопотамии и Египта. Это привело к созданию экономической зоны, простирающейся от современного Ближнего Востока до Индии.
Финикийская торговая зона достигала Гибралтарского пролива, покрывая пространство от Средиземноморья до Индии. Это объединяло довольно большую часть евразийского континента c экономической точки зрения.
Китайская цивилизация, зародившаяся в долине Хуанхэ, постепенно расширялась по суше. Экономика крепла по мере развития государственности во время династий Ся, Шан и Чжоу, а также на протяжении периодов Чуньцю и Чжаньго. Династия Цинь, объединившая Китай в 221 году до нашей эры, стандартизировала единицы измерения и письменность. Циньские власти активно вмешивались в экономику и работали над ее ростом, а также сформировали единый рынок. Подобная система была движущей силой экономического роста Китая. Ее продвигали сменяющие друг друга правительства, будь то ханьцы или кочевники.
Мир на Украине или мировая гегемония США? Америка должна решатьАмерика утратит мировую гегемонию уже в течение ближайшего десятилетия, считает автор статьи TNI. Слишком сильны настроения против нее у незападного мира. Но недавнее заявление Путина дало США "странную" возможность сформировать новый миропорядок.
27.09.202200
Китайская система становилась более централизованной, а императорская власть усиливалась. Начиная с династии Тан, Китай развивал как морскую, так и сухопутную торговлю, и до правления императора Цяньлуна (1735-1795 годы) это была самая богатая страна в мире.
Контратака Европы
В течение многих лет Европа оставалась бедным регионом по сравнению с Китаем. Это объясняется тем, что она расположена в высоких широтах со скудной флорой. В VII веке ее окружили и отрезали от внешнего мира исламские державы.
Считается, что в Средние века благодаря импорту специй процветала Италия, но их доставляли азиатские корабли с Молуккских островов в Юго-Восточной Азии в египетскую Александрию, итальянские купцы просто распространяли продукцию в Европе. Португальцы же отправились прямо на Молуккские острова через мыс Доброй Надежды. Они не просто ввозили пряности, но сумели добраться до Японии.
На протяжении долгих лет Европа расширялась за пределами континента, а Китай не выходил из Азии. Это стало основным фактором того, что два региона поменялись местами с точки зрения экономической мощи.
Европейцы присвоили морские пути в Индийском океане, Юго-Восточной и Восточной Азии, первоначально принадлежавшие азиатам.
Если человечество — это homo mobilitas, то европейцы, переселявшиеся после эпохи Великих географических открытий, были типичными представителями своего вида в раннее Новое время, вскоре у них появились колонии по всему земному шару.
Более того, Европа укрепляла свои связи с Новым Светом, создавая сахарные плантации и импортируя среди прочего картофель. Тем самым она повысила свои условия жизни. Хотя определить конкретный период представляется невозможным, вполне вероятно, что уровень жизни в Британии и Китае поменялся местами во время правления императора Цяньлуна — первая стала богаче. Такая перемена была следствием британской промышленной революции.
Становление комиссионного капитализма
В конце XVIII века в Великобритании успешно завершилась промышленная революция, и она стала первой в мире индустриальной страной. Но в гегемона она превратилась по другим причинам. Торговый баланс государства изначально был дефицитным, он не сформировал платформу. Важным моментом здесь является то, что британцы брали комиссионные.
Bloomberg (США): Путин и Си разоблачают великую иллюзию капитализмаАмериканская концепция однополярного мира во главе с США потерпела крах, пишет Bloomberg. Идеи безудержной глобализации мировой экономики провалились. Силу набирают альтернативные Западу игроки, прежде всего — Россия и Китай, и события на Украине — еще одно доказательство этого процесса.
30.03.202200
Такой вид заработка не на виду, поэтому комиссии не придавали большого значения в истории экономики. Но в контексте платформы она чрезвычайно важна. Дело в том, что другим странам приходится платить комиссию за использование платформы, созданной гегемонией.
Экономическая деятельность похожа на азартные игры. Участники платят организатору взносы. Организатор предоставляет участникам платформу и за берет комиссию. К началу XX века Великобритания практически в совершенстве освоила эту систему.
Первая в мире промышленная революция произошла в Великобритании в конце XVIII века, но уже в ХХ Германия и США обогнали британское промышленное производство. Считается, что фокус Лондона сместился с промышленности на финансовый сектор, но к этой теории не стоит относиться серьезно, поскольку она не учитывает значимость экономик других стран.
Неоспоримо то, что в ХХ веке Великобритания уступила звание главного мирового производителя Германии и США. Но при этом она была крупнейшей судоходной страной и транспортировала товары, которые страховала местная компания Lloyd's.
Великобритания контролировала судоходство, а также проложила большую часть телеграфных линий в мире. Преимущественно, коммерческая информация поступала через британский телеграф.
Соединенное Королевство не только стало глобальным информационным центром, но и получило иные экономические преимущества, включая денежные переводы. По мере развития международной торговли все больше транзакций проходило через Лондон. С помощью морских перевозок и телеграфа Великобритания сформировала систему, приносившую ей выгоду в виде комиссионных.
Она могла больше не быть передовым производителем, но наращивала богатство, пользуясь экономическим ростом других стран. Британия стала государством комиссионного капитализма, позиции которого остаются прочными и сегодня, настоящей финансовой империей.
Согласно исследованию Налоговой комиссии ОЭСР, 22 из 35 регионов, входящих в список территорий с льготным режимом налогообложения, относятся к Великобритании. Это показывает, что между налоговыми убежищами и Британской империей существовала тесная связь.
Сменится ли гегемония?
После Второй мировой войны звание гегемона перешло от Великобритании к США. Справедливо будет сказать, что современное общество в значительной степени построили две англосаксонские страны. Хотя сегодня экономическая сила Америки значительно ниже, чем раньше, факт остается фактом: она по-прежнему является мощнейшей державой.
Новая холодная война может затормозить научный прогрессОдной из главный жертв новой холодной войны может стать сотрудничество в сфере науки, пишет The New York Times. Автор статьи с сожалением констатирует "новое раздвоение мирового порядка", но надеется, что уже наработанные связи между Западом и Востоком удастся сохранить.
23.08.202200
Как изменится гегемония в будущем?
Холодная война закончилась в 1991 году, когда перестал существовать СССР. Тем не менее сейчас складывается обстановка, которую можно назвать новой холодной войной — между США и Китаем с Россией (некоторым такое противопоставление может не понравиться).
Когда в 1991 году Украина обрела независимость, в стране поднялась волна патриотизма. В 2004 году произошла "оранжевая революция", в результате которой президентом стал сторонник Запада. В ответ Москва прекратила поставки газа в Киев.
В феврале 2022 года Россия начала спецоперацию на Украине. Эта попытка президента Владимира Путина возродить сильную страну вызвала мощное противодействие со стороны НАТО.
Новая холодная война охватывает как политику, так и экономику
Новая холодная война — это не только политическое, но и экономическое событие. Сотрудничество Китая и России может привести к созданию единой экономической зоны, охватывающей всю Евразию, что с учетом идеи "Один пояс, один путь", которую в настоящее время продвигает Пекин, порождает возможность строительства новой экономической системы.
Более того, страны G7, за исключением США и Японии, входят в Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, который поддерживает "Один пояс, один путь". То есть существует вероятность того, что западноевропейские страны сами внесут вклад в формирование новой гегемонии. Способность Китая и Россия выйти победителями в новой холодной войне будет зависеть от того, смогут ли они заложить основы этой системы и обуздать ее.
Поскольку Китай уже установил политический контроль над Гонконгом, его финансовые рынки могут оказаться в распоряжении КНР, и тогда финансовая мощь Пекина возрастет. Кроме того, есть вопрос контроля движения средств через налоговые гавани. В первую очередь роль налоговых убежищ заключается в распределении денег любого государства. Есть ли вероятность того, что Россия и Китай используют налоговые убежища через финансовые рынки Гонконга для получения огромной прибыли?
Помимо всего прочего, Китай может потеснить США и заставить международные организации играть по своим правилам. Если Москва и Пекин преуспеют в этом, то на евразийском континенте возникнет коалиция гегемонистских стран, использующая наследие Британской империи. Великобритания и США могут сами породить следующую гегемонию.
Мы с вами живем в эпоху, когда это может стать реальностью.
Автор – Конацу Химэда (Konatsu Himeda)