Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Российский экспорт СПГ стремительно растет, и Европа покупает его как ни в чем не бывало, сообщает Bloomberg. Западные страны ввели санкции против российской нефти, но газ не тронули. И теперь продолжают платить за него по рыночным ценам.
Хавьер Блас (Javier Blas)
Если бросить взор на юго-восток от афинского Акрополя, то силуэт танкера "Псков" едва заметен на фоне лазурных вод Эгейского моря. Однако внутри его темно-синего корпуса длиной почти 300 метров таится целое сокровище: партия сжиженного природного газа.
С тех пор, как Россия практически перекрыла поставки трубопроводного газа и шантажирует континент энергоресурсами в своей борьбе против Украины и ее западных союзников, в Европе воцарилась нехватка СПГ. В ее портах швартуются десятки газовозов формата "Пскова" из дружественных стран. Их грузы принесут этой зимой в дома европейцев свет и тепло.
Но "Псков" прибыл в Грецию не из союзной Западу страны вроде Катара. Нет, по иронии судьбы судно прибыло из самой России. И не из какого-нибудь ничем не примечательного порта. Это первая партия с нового терминала, откуда идет тот же самый газ, что еще пару недель назад поставлялся в Германию. Новый объект расположен рядом с печально известной насосной станцией "Портовая" на ныне недействующем газопроводе "Северный поток — 1".
Российский СПГ для Европы
Как бы это ни казалось неправдоподобным, "Псков" — звено обширной и стремительно растущей торговли, которой уделяется поразительно мало внимания, несмотря на ее политическое и экономическое значение. Между тем под шумок Россия по-прежнему продает СПГ на сотни миллионов долларов — причем тем самым странам, которые ввели против Москвы санкции.
И это мощное оружие в энергетическом арсенале. Хотя Россия славится скорее обширным экспортом трубопроводного газа, она занимает четвертое место в мире по экспорту СПГ, уступая лишь Катару, Австралии и США, но опережая Малайзию и Нигерию.
Продажи СПГ хоть и не так велики, как до недавних пор у трубопроводного экспорта, но остаются важным источником денег. "Похоже, Кремль одержал геополитическую победу, сохранив доходы от глобальных продаж СПГ неизменными", — считает научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета в Нью-Йорке Анн-Софи Корбо.
Ключевой игрок
Западные страны ввели санкции против российской нефти, но газ не тронули. Таким образом почти 80% кремлевского экспорта СПГ ушло в европейские и азиатские страны, которые и ввели карательные меры против Владимира Путина. Однако они продолжают платить за газ по рыночным ценам и переводят деньги сторонникам российского президента.
За вычетом Китая, основная часть покупок приходится на Японию, Францию и Испанию. Согласно оценкам, основанным на данных отслеживания танкеров, если нынешний уровень отгрузки сохранится, продажи российского СПГ станут в 2022 году рекордными. С января по сентябрь средние поставки составляли 2,78 млнметрических тонн в месяц по сравнению со средним показателем в 2,62 млн за 2021 год и 2,56 млн в допандемийном 2019 году.
Испания, шестой по величине покупатель СПГ в мире, в 2022 году завезла из России рекордный объем. Свой ежегодный рекорд вот-вот побьет Бельгия. А Франция с января по сентябрь купила примерно на 6% больше, чем за весь 2021 год.
Из России c СПГ
С началом конфликта на Украине России удалось вывести экспорт СПГ на исторический уровень.
Это говорит о том, что Россия по-прежнему целится в ахиллесову пяту Европы и Северо-Восточной Азии — их зависимость от природного газа. В Японии этот геополитический инструмент уже работает: Токио если и осуждает Россию, то весьма робко. Если ведущие американские и европейские энергетические компании вроде Exxon Mobil и Shell Россию покинули, то японское правительство посоветовало своим энергетическим гигантам остаться. Кроме того, Япония настаивает на исключении нефти с ключевого российского месторождения из предложенного "Группой семи" потолка цен.
Поставки СПГ доказывают также, что Россия играет с западными покупателями в кошки-мышки: одни каналы закрывает, а другие открывает, наживаясь на рекордных ценах и используя их ради политического и экономического влияния. Это часть экономической гибридной войны, а Путин в ней поднаторел, еще служа в КГБ.
Строит ли Европе покупать российский СПГ и в дальнейшем? Нравственный аргумент очевиден: разумеется, нет. И уж, конечно, не с терминала, построенного в обход вышедшего из строя "Северного потока — 1".
Однако экономический аргумент далеко не столь однозначен: в следующем году Европе пригодятся все имеющиеся поставки, чтобы пополнить хранилища к началу нового отопительного сезона. Как заявил ранее на этой неделе Международный валютный фонд: "Зима 2022 года будет для Европы сложной, но зима 2023 — наверняка еще хуже". Если конфликт на Украине продолжится, поставки более чем пригодятся. Европе будет выгоднее избежать перебоев с энергией, чем лишить Россию дополнительных доходов. Поэтому чисто с экономической точки зрения логично не прекращать закупки у Москвы.
Но геополитическая подоплека ничуть не сложнее нравственной: пока Европа покупает российский газ, будь то по трубопроводу или с газовозов вроде того же "Пскова", она будет во власти Путина. Это рынок продавца, а он — не кто иной, как президент России. И он может закрыть вентиль или остановить корабли, как только пожелает.
Хавьер Блас — обозреватель Bloomberg, специалист по энергетике и сырью. Бывший репортер Bloomberg News, редактор по сырьевым товарам Financial Times, соавтор книги "Мир на продажу: деньги, власть и торговцы богатствами Земли"