Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Несмотря на огромные запасы газа на Ближнем Востоке, поставлять его в Европу в больших объемах страны региона не могут, пишет The Economist. Это объясняется рядом причин, в том числе нехваткой экспортной инфраструктуры и ростом внутреннего спроса.
Израильское правительство крайне редко соглашается в чем-либо с "Хезболла" – ливанской военизированной шиитской организацией и политической партией. Однако 11 октября после нескольких месяцев переговоров под руководством американцев им все же удалось договориться. На момент публикации нового выпуска Economist сделка с Ливаном ожидала рассмотрения в парламенте Израиля.
В наше время это нельзя считать полноценным миром: хотя в соглашении обозначена морская граница Израиля с Ливаном, оно не сможет положить конец долгой войне между двумя странами. Тем не менее, это достижение весьма впечатляет, к тому же для Запада оно очень своевременно. Сделка откроет доступ к новым газовым ресурсам, в которых Европа отчаянно нуждается теперь, когда ей необходимо найти альтернативу поставкам из России, прерванным после начала военного конфликта на Украине.
На дворе энергетический кризис, а Европа расслабиласьЕвропейским политикам нужно перестать вести себя так, словно энергетический кризис – это проблема на один год, пишет The Economist. Следующей зимой регион может столкнуться с ещё большими проблемами, которые подорвут поддержку Украины.
14.10.202200
На Ближнем Востоке находятся девять из 20 стран с наиболее крупными разведанными месторождениями природного газа. Катар, ведущий мировой экспортер сжиженного природного газа (СПГ), планирует увеличить добычу на 43% уже к 2026 году. Израиль и Ливан надеются, что их соглашение о морской границе позволит им находить новые ресурсы в прежде спорных водах. Спустя несколько часов после согласования сделки высокопоставленные представители французского гиганта TotalEnergies встретились с ливанскими чиновниками. Ранее в этом месяце британская фирма Energean начала эксплуатационные испытания на израильском месторождении "Кариш" недалеко от границы.
Однако сочетание геополитических реалий и плохого управления мешают эффективно использовать эти ресурсы. Даже просто вывести товар на рынок может оказаться сложной задачей. Средств для транспортировки газа из восточного Средиземноморья в Европу довольно мало. Вопрос о строительстве трубопровода обсуждается годами. Он мог бы пролегать по короткому маршруту на север в Турцию и соединяться с уже существующими трубопроводами, ведущими в страны Евросоюза. Но для этого ему придется пересечь территорию Кипра, что пока невозможно по политическим причинам. Труба может идти до самой Греции и, возможно, дальше до Италии. Но для этого придется построить самый длинный газопровод в мире, на что может уйти почти десять лет.
Поэтому пока у нас остается лишь вариант со сжижением. В распоряжении Египта есть два завода по производству СПГ на побережье Средиземного моря. У Израиля и Ливана их нет. Египет импортирует газ из Израиля, чтобы затем реэкспортировать его. Даже работая на полную мощность, египетские заводы по производству СПГ смогут обеспечить лишь 2% от общего спроса в Европе (и компенсировать лишь 6% от тех объемов, которые прежде импортировались из России). На расширение мощностей уйдут годы.
Другие страны сталкиваются с трудностями в попытке увеличить добычу. Алжир, который замыкает тройку крупнейших поставщиков газа в Европу, в этом году получит рекордно высокую прибыль. В этом году государственный нефтегазовый гигант Sonatrach заработает на экспорте энергоносителей 50 миллиардов долларов – в прошлом году этот показатель составил 35 миллиардов долларов. Такое резкое увеличение прибыли объясняется ростом цен, а не наращиванием объемов добычи. Sonatrach подписал с итальянским гигантом Eni крупные контракты на расширение мощностей. Однако многие из его крупных проектов будут запущены не раньше 2024 года.
Иракские нефтяные скважины дают много природного газа, однако в этой стране нет инфраструктуры для того, чтобы его перерабатывать. Примерно половина этого газа просто сжигается. В 2020 году в Ираке сожгли почти 18 миллиардов кубических метров голубого топлива, что эквивалентно примерно 5% годового потребления в Европе. По оценкам экспертов из Колумбийского университета, газ, сожженный в процессе добычи в Северной Африке, мог бы заместить 15% европейского импорта из России, – если бы его можно было собрать.
Суровая зима — потенциальный союзник Москвы против европейцев. Нормирование цен и отключение электроэнергии в ЕвропеЕвропа может пересмотреть решение о поддержке Украины из-за сокращения поставок российского газа, пишет Al-Eqtisadiya. Энергетический кризис все дальше загоняет ЕС в угол, а ведь зима, самый непредсказуемый противник, еще не пришла. Энергетика — это однозарядное оружие, и оно выстрелило точно в цель.
14.10.202200
Но самым главным вызовом для экспорта, вероятно, является рост внутреннего спроса на газ в странах Ближнего Востока. К примеру, в Египте спрос вырос на 35% с 2015 года. Быстрое увеличение численности населения – которая в сентябре достигла 104 миллионов человек и продолжает увеличиваться на миллион каждые семь месяцев, – приводит к росту потребности в электричестве, вырабатываемом на газовых электростанциях. Правительство даже призвало автомобилистов перейти с одного топлива на другое: многие такси в Каире ездят на сжатом природном газе, а не на бензине.
Сейчас правительства запоздало принимают меры. Алжир строит новые газовые электростанции комбинированного цикла, которые способны производить примерно на 50% больше электроэнергии из того же количества топлива. Национальный регулятор считает, что к 2028 году на них будет приходиться уже 55% действующих мощностей – для сравнения в 2018 году этот показатель составлял 23%.
Между тем власти Египта призывают компании и предприятия сокращать энергопотребление, чтобы высвободить больше газа на экспорт. Такие меры расстраивают некоторых египтян, которые жалуются, что их заставляют выключать свет лишь для того, чтобы Европа могла включить отопление.