Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Имперские грезы Эрдогана

FA: кризис в экономике и управлении мешает Турции стать региональным гегемоном

© AP Photo / Mindaugas KulbisПрезидент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на саммите НАТО в Вильнюсе, Литва, 11 июля 2023 г.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на саммите НАТО в Вильнюсе, Литва, 11 июля 2023 г. - ИноСМИ, 1920, 27.12.2025
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Эрдоган стремится конвертировать дружбу с Трампом и военные успехи в Сирии в гегемонию на Ближнем Востоке, пишет FA. Однако пропасть между желаемым и действительным растет: картина возрожденного величия не вяжется с кризисом в экономике и управлении. Попытка построить внешнюю империю на таком фундаменте рискует обернуться для Анкары плачевно.
Асли Айдынташбаш (Asli Aydintasbas)
Турецкие возможности отстают от президентских амбиций
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Приехав в Белый дом в конце сентября, турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган не мог позволить себе уйти без победы. Грандиозный образ лидера Ближнего Востока, который он нарисовал для своего народа, стремительно тускнел под грузом сомнений. В попытках сохранить наследие после 23 лет у власти ему приходилось лавировать между внутренним несогласием и экономическими проблемами. Казавшаяся блестящей возможность — падение режима Асада в Сирии в декабре прошлого года при поддержке Турции — должна была упрочить ее влияние. Однако вскоре выяснилось, что одних турецких сил для восстановления разрушенной страны катастрофически недостаточно.
"Европе — крышка": 2025 год обернулся для Запада "полной катастрофой"
Надежды Эрдогана были связаны с американским президентом: союз с Дональдом Трампом мог стать для него спасительным шансом. Несмотря на трения из-за покупки российских ракет и военных операций в Сирии, Трамп разглядел в турецком лидере хорошего союзника для наведения порядка в регионе. Анкара, имевшая влияние на ХАМАС, могла быть полезна Вашингтону в переговорах с Израилем, а ее участие в восстановлении Газы и Украины выглядело логичным. Трамп, вопреки практике предшественников, явно симпатизировал нелиберальному стилю Эрдогана и его ловкости в геополитике, величая того "другом" и "сильным лидером". Турецкие стратеги же рассчитывали, что прагматичный альянс с Трампом поможет им вывести Турцию в число ведущих игроков Ближнего Востока.
И вот эта мечта, казалось, начала сбываться. Едва Эрдоган покинул Вашингтон, как его глава разведки Ибрагим Калын отправился на проходившие в Египте переговоры по Газе — пусть Анкара и была давним защитником Палестины, она впервые зафиксировала этот статус официально. А когда 13 октября перемирие было подписано, Эрдоган занял место рядом с Трампом, правителями Египта и Катара. Для его сторонников это был мощнейший символ. Более века назад британский генерал Алленби покончил с четырьмя столетиями османского владычества в Иерусалиме. Теперь же Турция возвращалась. Ее войска уже утвердились в Ираке, Ливии, Сирии. И вот теперь — сердце Святой Земли. Это выглядело как финальный штрих, возвращающий Анкаре ее историческую роль хозяина региона.
Именно такую картину Эрдоган и хотел бы навязать соотечественникам. Но реальность куда прозаичнее: амбициям президента править новым региональным порядком решительно не соответствует потенциал самой Турции. Поддержка Трампа — не более чем удачный пиар-ход. Его непредсказуемая и хаотичная внешняя политика не способна стать надежным трамплином для турецкого влияния и уж тем более — заставить соседей это влияние принять. Внутри подорванная экономика и разбалансированные государственные механизмы; вовне — растущее сопротивление, особенно со стороны набирающего силу и уверенность Израиля. В таких условиях строить Pax Turkica (Турецкий мир, калька с выражения "Pax Americana", которое долгое время лежала в основе американской идеи глобального лидерства — прим. ИноСМИ). — задача титаническая. И если Эрдогану не удастся исполнить обещание о "новой эре могущества", его может захлестнуть волна внутреннего недовольства, пока Турция будет беспомощно дрейфовать во все более опасном мире.
Рабочий визит президента РФ В. Путина в Турецкую Республику - ИноСМИ, 1920, 26.12.2025
Теперь Европа в энергетической зависимости от Турции, но Израиль предлагает выход из этой ситуацииИзраиль надеется вернуть к жизни проект Средиземноморского газопровода, который должен был соединить израильские и кипрские месторождения с континентальной Европой, пишет Israel Hayoum. Но пока что страны ЕС предпочитают покупать через Турцию газ из России и Средней Азии.

Грандиозная стратегия

Геополитическая концепция Эрдогана строится на простейшем постулате: Турция призвана не просто играть свою роль, а возглавить весь Ближний Восток. Едва утихли отголоски падения Асада, как президент провозгласил: "Турция — больше, чем Турция", заявив, что "мы как нация не можем мыслить категориями 782 тысяч квадратных километров". "Турции не уйти от своей судьбы, — продолжал он. — Кто вопрошает: „Что Анкаре делать в Ливии или Сомали?“ — тот просто слеп".
В этой риторике есть толика реализма, щедро разбавленная фантазиями. Внутри страны заработала могучая пропагандистская машина, раскручивающая кампанию "Турецкое столетие" и внедряющая в массы идею об исторической дороге к величию. Османская империя, еще недавно презираемая отцами-основателями республики как символ отсталости, была возведена в ранг эталона — образца упорядоченного многообразия. Телесериалы, псевдонаучные форумы и даже ресторанные меню с "султанскими деликатесами" рисуют ту эпоху "золотым веком", который погубили козни как внешних, так и внутренних врагов.
Силовой блок, сконцентрированный в руках президента после реформы 2018 года, также проникся идеей "турецкого мира". Армия, некогда сдерживавшая амбиции, превратилась в апологета наступательной стратегии в Ираке, Ливии, Сирии и у берегов Кипра. В документах Совбеза Турции сквозит тема: Анкара — стабилизирующая сила, несущая ответственность за эти территории и готовая навести порядок даже в Газе. В кулуарах турецкие стратеги вещают о стране как о гаранте спокойствия от Кавказа до Леванта, делая ставку на союз с дружественными режимами.
Правление Эрдогана ознаменовалось реальной экспансией турецкого влияния в регионе. Военный след Анкары тянется через Кавказ и Левант до африканского континента, а флот утверждает ее силу в акваториях восточного Средиземноморья и Черного моря. Анкара за последние десять лет выстроила сеть оборонных и охранных альянсов с целым рядом стран: от Албании и Алжира до Сомали и Туниса. В Ливии она сочетает экономические контракты с военной подготовкой и поддержкой силовых структур. В 2020 году решительная поддержка Анкарой азербайджанского наступления против Армении не только принесла стратегический успех, но и открыла турецкому бизнесу дорогу к восстановлению захваченных территорий. Теперь Турция, стремясь к нормализации с Арменией, нацелена на создание регионального экономического блока, призванного ослабить позиции Ирана и России на Кавказе и закрепить там собственные торговые интересы. Мощный рывок национального ОПК служит Анкаре как козырем в отношениях с европейцами, так и пропуском на рынки Азии и Африки. Наряду с дронами — главным бриллиантом в короне экспорта, — конвейеры частных и государственных заводов непрерывно выпускают боеприпасы, корабли, ракеты, танки и бронемашины, готовясь вскоре представить и первый турецкий истребитель.
В погоне за влиянием Анкару мало волнует, как управляются соседние страны; ее фокус — сделки, служащие ее экономике и безопасности. Таким образом, нынешняя повестка Эрдогана куда уже, чем доктрина "нуля проблем с соседями", выдвинутая ранее его же министром Давутоглу. Та стратегия, определявшая первые годы эрдогановской внешней политики, стремилась совместить традиционные западные союзы Турции с экспансией на восток, предлагая странам региона модель демократического развития для наращивания влияния. Однако Арабская весна похоронила эти планы: попытки Анкары навязать демократические преобразования в Египте, Сирии и Йемене провалились. Теперь, отказавшись от собственных демократических принципов, Турция больше не стремится менять соседей. Вместо этого она использует военную мощь и ситуативные союзы, чтобы сплотить вокруг себя авторитарные суннитские режимы.
Президент РФ В. Путин провел переговоры с президентом Турции Р. Т. Эрдоганом - ИноСМИ, 1920, 24.12.2025
Эрдоган сам создал себе проблемы с С-400Единственной причиной приобретения Турцией российских С-400 была личная обида Эрдогана на Обаму, пишет Time. И вот теперь, спустя шесть лет после сделки, он хотел бы повернуть эту историю вспять.

Тестовый полигон

Сирия сегодня служит главным испытательным полигоном для региональных амбиций Анкары. Контролируя обширные северные территории, Турция создала там параллельную инфраструктуру — школы, больницы, суды — на землях, которые при Асаде удерживали лояльные ей оппозиционеры. С приходом к власти Ахмеда аш-Шараа Турция развернула масштабную помощь новому режиму: от подготовки силовиков и охраны границ до гуманитарных поставок, закупок сельхозтехники и восстановления энергосетей. Турецкий бизнес уже готовится к участию в сирийских инфраструктурных проектах. Но ключевым достижением Анкары стало лоббистское давление на Вашингтон, Эр-Рияд и Европу с требованием снять санкции, введенные против режима Асада.
Установление дружественного режима в Дамаске открыло для Турции возможность реанимировать замороженный диалог с Рабочей партией Курдистана (РПК), десятилетиями боровшейся за независимость от Анкары. Переговоры с ее заключенным в тюрьме лидером Оджаланом, начатые в конце 2024 года, были явным жестом в сторону курдского электората внутри Турции. Уход Асада сделал компромисс с курдами более реалистичным: пока поддерживаемые США Сирийские демократические силы (СДС) — курдское ополчение, связанное с РПК, — удерживали северо-восток Сирии, они представляли для Анкары прямую угрозу. Но после падения Асада СДС вступили в трехсторонние консультации с Дамаском и Анкарой при посредничестве американского посла Тома Баррака, определяя будущий статус курдов в послеасадовской Сирии. Вопросы контроля над ресурсами, степени автономии и интеграции курдских формирований в сирийскую армию остаются спорными, однако цена срыва переговоров недопустимо высока для всех участников.
Возрожденный диалог с курдами преследует для Эрдогана высшую стратегическую цель: он позволяет отойти от догм жесткого национализма, на которых держалась его власть, и заново "примерить" на Турцию роль естественного регионального лидера. Сам Эрдоган и его союзник-ультранационалист Девлет Бахчели (еще в октябре 2024-го первым предложивший сесть за стол переговоров с РПК) теперь рисуют образ турецко-курдско-арабского альянса как краеугольного камня стабильности на Ближнем Востоке. Эта риторика отсылает к образу многонациональной Османской империи. "История, — написал Эрдоган в X, — знает множество примеров, когда единство турок, курдов и арабов приносило нам победы как дома, так и на мировой арене".
Таким образом, Эрдоган намерен представить миру собственную модель — многонациональную, но авторитарную, объединяющую разные общины под эгидой сильной суннитской власти. Для турецких исламистов эта османская формула — секрет многовекового господства, который был утрачен во времена светской республики. Успешное урегулирование в Сирии, помимо безопасности границ и сдерживания курдского сепаратизма, стало бы живым доказательством: PaxTurkicaвозможен.
Но вся эта конструкция висит на волоске. Срыв переговоров с курдами либо внутри Турции, либо в Сирии грозит обрушить хрупкое равновесие. Новый виток курдского сопротивления заставит Анкару бросить ресурсы на его подавление, лишив ее возможности вести тонкую региональную игру. А хаос у южных границ уничтожит главный пропагандистский тезис: что именно Турция, а не другие, способна принести порядок в хаотичный регион.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган - ИноСМИ, 1920, 23.12.2025
Турция берет Черное море под контрольАнкара планирует внедрить современную систему мониторинга судоходства на Черном море, пишет Haqqin. На фоне угроз со стороны беспилотников Турция считает наиболее актуальным контроль при помощи радаров, который уже действует в Мраморном море и некоторых проливах.

Хрупкая основа

Но даже в случае успеха на курдском направлении, проект "нового турецкого века" Эрдогана построен на зыбкой почве. Для обывателя, разрывающегося между счетами, имперский размах — пустой звук на фоне бытовой борьбы за выживание. Многолетние вольности в монетарной политике обернулись инфляционной спиралью и обесцениванием лиры. Возвращение "спасителя" — экс-министра финансов Мехмета Шимшека — в 2023 году ненадолго успокоило рынки, но инфляция не сдается, а инвесторы не верят. Итог закономерен: у Турции просто нет средств, чтобы оплатить восстановление Сирии — или любой иной грандиозный региональный замысел. Уже сегодня турецкая казна не вытягивает даже текущие нужды Дамаска вроде выплаты пенсий, вынуждая его протягивать руку за помощью к Катару и Саудовской Аравии, — и тем самым уступать им свое влияние.
За 20 лет сверхцентрализованная система Эрдогана начала буксовать, истощенная собственным устройством. "Все государство стоит на десятке надежных людей", — цинично заметил в беседе один высокий чин. Под этой тонкой прослойкой лояльных технократов — институциональная пустыня: ведомства, обедненные чистками и кумовскими назначениями, лишились памяти и навыков. Вся воля стянута в президентский дворец, а обездвиженная бюрократия разучилась не только предлагать, но и толково исполнять. Чтобы стать подлинным центром силы, Анкаре нужен живой, сложный государственный организм, способный годами вести экономические проекты, дипломатические партии и политические трансформации вроде сирийской или ливийской. Такой машины у Турции сегодня нет — есть лишь гигантские амбиции.
Политически Эрдоган оказался в парадоксальной ситуации: он сильнее ухватился за власть, но его социальная опора ослабла. На муниципальных выборах 2024 года его партия потерпела сокрушительное поражение, едва набрав 35% — худший показатель за все время правления. Последовавшие в марте 2025 года аресты под сомнительными предлогами мэра Стамбула Экрема Имамоглу и других оппозиционных градоначальников были восприняты как отчаянный политический заказ. Эти репрессии обнажили глубинную неуверенность режима: Эрдоган, более не верящий в победу на честных выборах, запустил маховик судебных преследований, превратив право в инструмент устрашения.
Это внутреннее ослабление напрямую бьет по региональным амбициям Анкары. Настоящее лидерство невозможно без стабильности и преемственности курса. Турецкие обещания экономической помощи должны подкрепляться ресурсами, а дипломатические инициативы — долгосрочной стратегией. Ключевые бизнес-элиты, в основном ориентированные на Запад и либеральные ценности, вряд ли поддержат авантюристический курс, особенно в условиях внутренних авторитарных закручиваний гаек и геополитической неустойчивости. Анкара не может выступать гарантом чего-либо, пока над ней висят дамокловы мечи: неясность политического будущего после Эрдогана и зыбкость альянса с администрацией Трампа.
Города мира. Стамбул - ИноСМИ, 1920, 11.12.2025
Турция сильнее Израиля... А Азербайджан наступаетТурция стала сильнейшей страной Ближнего Востока с точки зрения военной мощи, пишет Haqqin. Хорошее положение в новом рейтинге силы занимает и Азербайджан, который вместе с Израилем и Турцией создает мощный противовес Ирану.

Проблема под названием Израиль

Главной внешней помехой на пути турецких амбиций стала стремительно растущая вражда с Израилем. За год Израиль, одержав верх над Ираном и проведя ряд операций от Ливана до Катара и Сирии, превратился в бесспорного регионального гегемона. Его подавляющее военное превосходство и плотная сеть союзов просто не оставляют Анкаре пространства для маневра, лишая всякого смысла разговоры о "турецком порядке" в Леванте. В самой Турции народный гнев из-за событий в Газе, далеко выходящий за рамки электората Эрдогана, заставляет власти демонстрировать жесткое противостояние с Израилем — даже ценой усложнения отношений с США. Тель-Авив, в свою очередь, не намерен наблюдать со стороны за тем, как Анкара пытается диктовать правила игры, особенно учитывая ее поддержку ХАМАС и постоянную критику. В Израиле также опасаются, что сплоченный под эгидой Турции суннитский мир может подорвать многолетние усилия по сдерживанию соседей.
Но истинная битва разворачивается за Сирию. Уход Асада лишь обострил противостояние: Израиль любой ценой стремится не допустить, чтобы враждебная Анкара помогла Дамаску создать боеспособные военные и политические структуры, которые могут бросить вызов северным рубежам еврейского государства. Не доверяя режиму Шараа, Тель-Авив настаивает на создании буферной зоны вглубь сирийской территории площадью более 150 квадратных километров. Для Эрдогана же лояльный Турции Дамаск — ключевое звено региональной стратегии. Позиции непримиримы: Анкаре нужна сильная централизованная Сирия как надежный сателлит, обеспечивающий безопасность границ и подавляющий враждебные элементы. Израиль же делает ставку на дробление сирийской государственности через автономию меньшинств (друзов и курдов), чтобы страна никогда не смогла стать серьезной угрозой.
Эти взаимоисключающие сценарии ведут к прямой конфронтации. Военное и разведывательное присутствие двух держав в Сирии накладывается друг на друга, создавая пороховую бочку. Уже в апреле израильская авиация разбомбила место будущей турецкой базы в Пальмире. Созданная "горячая линия" для предотвращения столкновений — лишь формальная уступка реальности, в которой обе стороны методично тестируют границы дозволенного, не помышляя о настоящем диалоге, пока политические отношения остаются в глубокой заморозке.
Однако поле битвы простирается далеко за пределы Сирии. Резкая риторика Анкары по поводу Газы, ее активная защита палестинцев в международных судах и растущая разведывательная ось Израиль—Греция—Кипр превратили локальное противостояние в фундаментальный раскол. Пока обе державы будут видеть друг в друге главную региональную угрозу, они обречены на классическую дилемму безопасности: каждое действие одной стороны будет восприниматься другой как вызов, провоцируя эскалацию словесной и реальной войны (включая действия через сирийских прокси) и лишь усиливая порочный круг взаимных страхов.
Для Эрдогана это замкнутый круг. Пока Турция вынуждена оглядываться на каждый шаг Израиля в Сирии, ей не до грандиозных региональных проектов. Ее энергия и ресурсы уходят не на созидание, а на сдерживание — вместо строительства долгосрочных союзов и институтов она вынуждена реагировать, теряя из виду собственную стратегическую перспективу.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган ожидает начала заседания саммита НАТО - ИноСМИ, 1920, 25.11.2025
Турция и Ближний Восток: влияние Эрдогана в Сирии слабее, чем ожидалосьТурция делала серьезную ставку на доминирование в Сирии после падения режима Асада, пишет BZ. Однако еще несколько стран, включая Россию, изъявили претензии на влияние в ближневосточном регионе, оттеснив из него тем самым Анкару. Не все из них преследуют мирные цели, а разгребать последствия придется Эрдогану.

Трамп — "спонсор" амбиций?

Трамп стал для Эрдогана главным промоутером, обеспечив ему две ключевые вещи: выход на первые роли в региональной дипломатии и статус привилегированного партнера США по безопасности. В знак поддержки неоосманских фантазий турецкого лидера посол Том Баррак даже заикнулся о том, что османская модель миллетов — с автономией для разных общин при безусловной верности верховной власти — вполне могла бы стать путем наведения порядка на современном Ближнем Востоке.
И если раньше Вашингтон видел в турецкой экспансии в Ираке, Сирии и у берегов Кипра прямую угрозу, то при Трампе Анкаре дали карт-бланш в Сирии и место за столом главных переговорщиков. Курсы совпали: и США, и Турция хотят сильного Дамаска, свободного от иранского присутствия и курдского сепаратизма. И Вашингтон с готовностью уступил Турции ведущую роль в этой повестке — что позволяет США экономить силы, а также помогает залатать давние трещины в отношениях с важнейшим союзником по НАТО.
Но благосклонность переменчивого Трампа — ненадежный актив. Она не гарантирует прочной поддержки США и не отменяет суровых фактов. В Сирии по-прежнему доминирует израильская военная машина. Сам Трамп явно считался с Нетаньяху, яростным противником расширения турецкого влияния в Сирии и Газе. Страны Залива с подозрением следят за амбициями Анкары и при желании могут сорвать их, перекрыв финансовые потоки в Сирию, оттеснив турецкий бизнес от восстановления или урезав инвестиции в Турцию. А главное — слабая, задолжавшая и выдохшаяся турецкая экономика просто не потянет бремя восстановления Сирии и Газы, не говоря уже о постоянных дипломатических, финансовых и военных расходах, без которых настоящее лидерство невозможно.
Мечта Эрдогана о Pax Turkica — "турецком мире" — жива, но основа ее ненадежна. Провал этого проекта грозит обернуться для него спиралью внутреннего кризиса: разочарование общества и подрыв легитимности добьют и без того хрупкую экономику. Проект, задуманный как триумфальное возвращение, рискует стать памятником пропасти между масштабом замыслов и скудостью средств. Выход есть: расширить политическую базу внутри страны, восстановить институты, заручиться поддержкой элит и бизнеса. Но такой курс — прямая угроза личной власти, открывающая путь для критики и ослабляющий железный контроль. Пусть Эрдоган и грезит о величии султана, реальная Турция спотыкается у собственного порога, увязнув в трясине внутренних кризисов. Анкара, бесспорно, сохранит вес в регионе и доминирование в Сирии, но вернуть себе статус единоличного хозяина Ближнего Востока ей уже не суждено.