Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Возможно, Путин хочет втянуть Белоруссию и Молдавию в военные действия, полагая, что это даст ему определенные преимущества, считает автор TNI. Теперь российский президент сможет усиливать эскалацию, не подвергаясь особому риску ответного удара со стороны Запада.
После подрыва важного моста в Крыму и ответных российских ударов по украинским городам произошла эскалация вооруженного конфликта, в который могут быть втянуты соседние страны. Десятого октября президент Белоруссии Александр Лукашенко объявил о создании совместной российско-белорусской военной группировки. До этого он утверждал, что Киев готовится напасть на Белоруссию. В тот же день заместитель премьер-министра Молдавии Нику Попеску (Nicu Popescu) сказал, что выпущенные по Украине российские ракеты пересекли молдавское воздушное пространство. Президент страны Майя Санду впоследствии потребовала расширить полномочия полиции, чтобы подавить проходящие в стране пророссийские протесты.
Эти события свидетельствуют о том, что эскалация военных действий России на Украине может иметь два важных последствия. Первое имеет отношение к масштабам конфликта, поскольку Кремль проводит мобилизацию, а российский президент Владимир Путин грозит применением более разрушительных видов оружия, в том числе, ядерного. Второе последствие — это число участников, которое может увеличиться, так как в конфликт могут быть втянуты и другие страны. Соседи Украины Белоруссия и Молдавия — наиболее вероятные кандидаты.
Безусловно, в причастности Белоруссии к конфликту на Украине нет ничего нового. Она стала важным исходным районом для наступления российских войск на Киев в самом начале военной операции и с тех пор размещает на своей территории личный состав и боевую технику России. Тем не менее, Лукашенко не задействует белорусские войска на Украине напрямую, потому что такой шаг будет крайне непопулярен в Белоруссии, а этот президент-долгожитель уже не раз сталкивался с массовыми протестами против его правления.
Но в расчетах Лукашенко относительно непосредственного участия Белоруссии в конфликте могут произойти изменения. В последнее время Украина успешно проводит контрнаступление и уже отвоевала часть утраченной территории. А удар по Крымскому мосту усилил опасения белорусского руководства, что Киев может начать боевые действия против его страны. Лукашенко заявляет: "На Украине сегодня не просто обсуждается, а планируется нанесение ударов по территории Беларуси". Он использует это в качестве оправдания для развертывания дополнительных белорусских войск вблизи украинской границы и создания совместной российско-белорусской военной группировки, хотя его помощники называют эти меры "оборонительными".
Безусловно, у Лукашенко есть основания для беспокойства, когда он думает об отправке белорусских войск на Украину. Но эскалация конфликта может заставить его пересмотреть позицию. Российская мобилизация указывает на то, что Кремль хочет собрать больше сил для сдерживания контрнаступления. Поэтому Путин может усилить давление на Лукашенко с тем, чтобы Минск открыл северный фронт в этом конфликте, задействовав свою армию. Если белорусские объекты вблизи украинской границы подвергнутся ударам, это может стать предвестием вступления Минска в боевые действия. Белоруссия уже увеличила поставки оружия и боевой техники в Россию, а Лукашенко усиливает свою провокационную риторику в адрес Киева.
У Молдавии также имеется связь с конфликтом на Украине. На ее территории, как и в Белорусии, находится российский воинский контингент, правда, размещен он в вышедшем из состава Молдавии Приднестровье и дислоцируется там уже несколько десятков лет. Приднестровский конфликт был заморожен в начале 1990-х годов, и находящиеся там российские войска до сих пор не участвовали активно в боевых действиях против Украины. Тем не менее, это создает угрозу безопасности молдавскому государству. Россия не скрывает свое стремление отрезать Украину от Черного моря. Сделать это можно единственным способом: если российские войска в Херсоне через Одессу дойдут до Приднестровья и соединятся с находящимся там контингентом.
Таким образом, географическая близость Молдавии к Черному морю, российское военное присутствие в Приднестровье, а также прозападные и проукраинские позиции правительства Санду повышают шансы на втягивание этой страны в российско-украинский конфликт в случае эскалации. Российские ракеты едва ли случайно нарушили воздушное пространство Молдавии. Это можно истолковать как сигнал со стороны Москвы, которая намекает Кишиневу, что он ни в коей мере не застрахован от участия в конфликте. Между тем, протесты против Санду и связь этих протестов с пророссийскими олигархами указывают на то, что внутренние позиции нынешнего правительства под угрозой.
Эти события отнюдь не доказывают неизбежность российского военного вторжения на территорию Молдавии. Кремль занят боевыми действиями на Украине, а открытие нового фронта в Молдавии усилит нагрузку на и без того измотанные войска. Но Молдавия никак не защищена от российской тактики гибридной войны, поскольку Москва может провоцировать протесты и наносить киберудары по ее энергетической инфраструктуре. В этой связи стоит отметить, что из-за недавних ракетных ударов по Украине поставки электроэнергии в Молдавию сократились на 30%. А поскольку в Приднестровье уже стоят российские войска, нельзя исключать, что они примут участие в конфликте на Украине или окажут давление на правительство Санду.
Расширение географических рамок военных действий на Украине не является неизбежным. Но когда Путин рассматривает варианты действий в ответ на недавний захват Украиной новых территорий, он понимает, что у такого расширения есть явные изъяны и недостатки. Если он применит тактическое ядерное или химическое оружие, Запад начнет гораздо решительнее поддерживать Украину. А поддержка России (или по крайней мере, нейтралитет) незападными странами, такими как Китай и Индия (или по крайней мере, их нейтралитет), окажется под угрозой.
С другой стороны, Путин может втянуть Белоруссию и Молдавию в военные действия, полагая, что это даст ему определенные преимущества, поскольку он сможет усиливать эскалацию, не подвергаясь особому риску ответного удара со стороны Запада. Например, распространение конфликта на Белоруссию и Молдавию может привести к росту потока беженцев в Европу, а это подорвет единство стран-членов ЕС в их поддержке Украины. Такое расширение границ военных действий грозит дальнейшей дезорганизацией работы экономической и энергетической инфраструктуры на континенте. Война станет для Запада намного более затратной и болезненной.
Распространение боевых действий на территорию других стран создаст новые вызовы и трудности для Москвы, но Россия неоднократно доказывала, что в отношениях с Западом она отдает предпочтение тактике асимметричной войны. Это особенно верно сейчас, когда Кремль сталкивается с неудачами, скажем, на полях сражений на Украине. В этом смысле действия России в Белоруссии и Молдавии, а также реакция на такие действия со стороны их правительств и обществ станут важной лакмусовой бумажкой, помогающей понять перспективы военной операции на Украине и противостояния Москвы с Западом, которые вступают в более динамичную и непредсказуемую фазу.