Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Раньше над машинами, импортированными из стран Восточного блока, смеялись, но теперь у них появились преданные поклонники, пишет The Telegraph. Автолюбители особенно ценят их простоту, надежность и шарм, которым не могут похвастаться современные модели.
Автомобили, произведенные в странах бывшего Восточного блока, некогда были предметом шуток, но теперь у них появились преданные поклонники, пускай их и немного.
Ричард Уеббер (Richard Webber)
В Великобритании 50-ые были насыщены событиями. В это десятилетие зародилось коммерческое телевидение, покойная королева Елизавета II вступила на престол, а Фестиваль Британии (национальные выставки, которые прошли по всей Великобритании летом 1951 года – прим. ИноСМИ)обеспечил долгожданный подъем стране, которая переживала упадок после войны.
Тогда железный занавес чуть приподнялся, и впервые в истории появилась возможность официально представить на Западе автомобили из стран Восточного блока.
При производстве этих машин больше внимания уделялось их функциональности, а не внешнему облику, поэтому многие считали их бесформенными коробками. И хотя некоторые марки в конечном итоге завоевали популярность в Великобритании, многие из них продавались намного хуже, чем ожидалось – по большей части это объяснялось западным скептицизмом по отношению ко всему транспорту, произведенному коммунистами.
Однако в последние годы некоторые автомобили стран Восточного блока получили культовый статус. Преданные поклонники верят, что их машины обладают уникальным, неповторимым стилем, который не имеет себе равных среди западных моделей.
На Британском международном автосалоне 1959 года наряду с привычными "Фордами", "Ягуарами" и "Роверами" были представлены два незнакомых автомобиля, которые только прибыли в нашу страну. Обе они привлекли повышенное внимание заинтригованных посетителей.
Yahoo Japan: 21 автомобиль Восточной Европы; знакомы ли вы с авто, которые производились в коммунистическом лагере?Такие резонансные автомобили, как Trabant и «Лада» — лишь вершина айсберга автомобильной истории Восточной Европы и России, пишет Yahoo News Japan. Издание предлагает подробный и увлекательный обзор лучших автомобилей, созданных за «железным занавесом».
08.01.202200
Названная в честь самой длинной реки Европы ГАЗ-М-21 "Волга" представляла собой автомобиль представительского класса, который производили в Советском союзе на заводе ГАЗ. "Волга" пришла на замену более ранней модели "Победа". Прежде чем потерять конкурентоспособность автомобиль пережил несколько модернизаций, а его производство завершилось только к 2010 году.
"Волга" в Великобритании продавалась плохо, а вот у "Москвича" производства АЗЛК дела шли получше. Однако и он не пользовался особенной популярностью, пока в 1964 году на рынке не появился "Москвич-408".
Производители "Москвича" присматривались к рынку семейных седанов, на котором господствовал Ford Cortina. Но пристальное внимание британцев автомобиль начал привлекать только в 70-ых, когда новый импортер Satra Motors урезал на него цены так, чтобы они соответствовали стоимости намного более мелкого Mini.
Найджел Стуре (Nigel Sture), 66-летний реставратор антикварных музыкальных инструментов из Дэвона, купил красный "Москвичом-412" 1970 года выпуска три года назад на eBay за полторы тысячи фунтов.
Среди прочих характеристик автомобиля Стуре нравится его 1,5-литровый двигатель с верхним расположением распредвала. "Он достаточно энергичный для своего размера, и мне нравится его звук", – говорит реставратор. Также он ценит и другие, более необычные особенности автомобиля. "Мне нравится, что багажник можно открыть с помощью рычага у водительского сиденья и что до крышки бензобака добраться можно только при открытом багажнике", – отмечает Стуре.
"Москвич" ушел с британского рынка в 1976 году. Это решение частично объясняется разгромным докладом Ассоциации потребителей, который представили тремя годами ранее и который подверг серьезному сомнению данные о безопасности автомобиля.
К его упадку привело также появление других машин. Среди них, например, ВАЗ 2101, также известный под названием Lada 1200. Выглядел он более современно и производился также в Советском Союзе на государственном предприятии "АвтоВАЗ". Автомобиль представлял собой переработанную версию "Фиат 124", которую адаптировали под страны Восточного блока и собирали по лицензии итальянской кампании. И хотя над ним много издевались, он пользовался популярностью среди экономных водителей, желавших приобрести надежный автомобиль по приемлемой цене.
Сотрудничество "Фиата" с советским правительством имело успех по всему миру. В Великобритании в период с 1974 по 1996 год продали около 400 тысяч единиц старых моделей "Фиат", собранных коммунистами. Пик популярности пришёлся на конец 80-ых – тогда каждый год покупали около 30 тысяч автомобилей.
Стивен Флойд (Stephen Floyd), 60-летний продавец антиквариата из Глостершира, купил свой первый ВАЗ в 1984 году. Его автомобиль 1976 года выпуска, намотавший почти 184 тысячи миль, один из тех немногих, что до сих пор находятся в эксплуатации. "Сейчас их зарегистрировано всего 11, хотя некоторые из них, наверно, – это недавно импортированные машины с левым рулем", – говорит он. А поскольку ранних версий с правым рулем мало, то это значит, что цена подержанных автомобилей может достигать пяти тысяч фунтов.
"У „Лады” есть шарм и характер, которых современным машинам не хватает", – признается Флойд. Он называет и другие плюсы автомобиля. "Тут большой багажник, просторный салон, удобные сиденья, запчасти дешевые и никакой электроники, которая может сломаться. Кроме того, у неё мощный двигатель. Это заставляет меня улыбаться каждый раз, когда я сажусь за руль", – говорит он.
Надежность машины привела к высокой лояльности потребителей, хотя, как и многие модели той эпохи, она подвержена ржавчине. Флойд, однако, ни на что в мире не променяет свой ВАЗ 2110. По его словам, у того, что бы владеть автомобилем, над которым все смеются, есть ещё один спорный плюс. "В 80-ых и 90-ых я мог припарковаться где угодно, оставить окна и двери открытыми, и никто бы ничего не тронул. В те времена значок „Лада” служил сдерживающим фактором. А теперь они действительно стали модными", – рассказывает он.
Carview (Япония): именно сейчас стоит узнать о классических российских авто, которые ни в чем не виноваты! Автор японского издания решил прокатиться на редких российских автомобилях, которые сейчас продаются в Японии. Как с ними обстоят дела? Правда ли, что они хорошо продаются в последнее время? И самое главное, можно ли теперь за них рассчитываться рублями?
27.03.202200
Восточногерманский "Вартбург" – название происходит от замка Вартбург в городе Айзенах, где производили эти автомобили – впервые представили британской публике в середине 60-ых в виде самого популярной модели этой марки "Вартбург 353". Машина обладала двухтактным двигателем объемом 993 см3 и мощностью 50-57 лошадиных сил. Более поздние 1,3-литровые модели обладали четырехтактным двигателем, который использовали в ранних "Фольксваген Гольф".
Производство "Вартбург" завершилось в 1991 году. Объединение страны, произошедшее годом ранее, привело к тому, что производителей Западной и Восточной Германии начали сравнивать и, к сожалению, "Вартбург" конкурировать удавалось с трудом.
Том Лиминг (Tom Leeming), 68-летний хозяин авторемонтной мастерской из Ланкашира, владеет "Вартбург 353", импортированным из Бельгии. На нем британец с 2006 года участвует в заездах. "Я начал с исторических событий в Великобритании и также участвовал в трехдневной гонке на выносливость, – рассказывает Лиминг. – Организаторы и зрители любят его, потому что он редкий. Это единственный „Вартбург”, который участвует в ралли в Великобритании. Я действительно до сих пор вожу так, будто украл его".
Лиминг модернизировал свой автомобиль для соревнований, и это его не очень пугает. "Я работаю с этими машинами с 15 лет. Я работал в салоне, который их продавал. Я также входил в сервисный экипаж гоночной команды фабрики Wartburg, когда они участвовали в Ралли Великобритании", – рассказывает он.
Сомневаться в любви Лиминга к этому автомобилю не приходится, но он признает, что "Вартбурги" никогда не подходили – и до сих пор не подходят – всем. По его подсчетам, в Великобритании сейчас в эксплуатации находятся всего 17 машин "Вартбург 353".
"Они ржавели, не очень хорошо выглядели, палитра цветов была скудной, и владельцы часто сталкивались с проблемами с двигателем, поскольку использовали неправильное топливо, – рассказывает Лиминг. – Они могли сильно пахнуть и шуметь, но при этом были дешевыми, легкими в обслуживании, а ещё в них спокойно помещалось пять человек".
"Фиат" сотрудничал со многими производителями из Восточного блока, и польский FSO исключением не был. Первый FSO Polonez сошел с конвейера в 1978 году и стал популярен во многих уголках Европы. Однако через Ла-Манш в период с 1978 по 1990 перебралось менее 30 тысяч экземпляров.
Длинная колесная база и кузов типа хэтчбэк означали, что похвалы за свой внешний вид он не получал. Возможности двигателя тоже разочаровывали, поскольку в них использовали старые движки "Фиат 1300" и "Фиат 1500". В сущности, это была маломощная версия более раннего "Фиат 125p" в новом облике. От планов сделать автомобиль с двухлитровым двигателем отказались из-за недостатка финансирования.
Так что, несмотря на дешевизну, из-за своего веса FSO Polonez был неэкономичен, а также не очень "умен" в управлении, поскольку в нем использовали червячную передачу вместо более современной и точной реечной. "Это было словно управлять кораблем", – вспоминает один бывший владелец этого автомобиля.
Адам Ставски (Adam Stawski), 41-летний директор компании, купил серый Polonez 1983 года выпуска несколько месяцев назад по цене небольшого городского автомобиля и не может нарадоваться. Частично это объясняется приятными воспоминаниями. "У моих родителей был такой автомобиль, когда я был маленьким. Я помню, как мы ездили на нем в школу и на отдых. Когда я получил права, это был мой первый автомобиль. Теперь я купил ещё один", – рассказывает он.
И не надо забывать об украинском "Запорожце" – серии заднеприводных городских автомобилей с воздушным охлаждением. Он считался народным автомобилем, как первоначальные "Фольксваген Жук" или "Фиат 500". У него был небольшой и крепкий кузов, и он хорошо подходил для украинских ухабистых дорог.
Это "Фиат"? Нет, "Заз"! Что из себя представляет украинский автомобиль, на котором раньше ездил даже президент Путин? Запорожье – это город в низовьях Днепра. "Заз" был основан в 1863 году в качестве промышленного завода, а в начале ХХ века стал заниматься производством двигателей. Автор японского издания Yahoo News рассказывает читателям об истории "Запорожца".
29.05.202200
Производство "Запорожца" началось в 50-ые, было представлено несколько моделей, а общие продажи оцениваются в 3,5 миллиона единиц. Ранний ЗАЗ-965 короткое время экспортировали в Великобританию. В планах было также завозить ЗАЗ-968, но, к сожалению, от этой идеи отказались.
21-летний Уэйн Матушевиц (Wayne Matusevics) из Лейстершира владеет ЗАЗ-968М 1991 года выпуска – он чем-то напоминает Hillman Imp. Матушевиц считает простоту автомобиля одним из его плюсов. "С ним просто работать, но, как и у других машин с воздушным охлаждением, есть проблема с перегревом. Однако я езжу на нем ежедневно и намотал уже более десяти тысяч километров на нем за два года", – рассказывает он.
Мы, конечно же, не может не упомянуть о самом успешном проекте Восточного блока в том, что касается экспорта автомобилей, – о чехословацкой "Шкоде". Она завоевала репутацию ценностью и надежностью – эти характеристики сохраняются и по сей день, хотя бывшая государственная компания была поэтапно поглощена империей "Фольксваген" в 1991-2000 годах.
Хотелось бы, чтобы другие сегодня почти забытые производители Восточного блока не просто выжили бы, но и процветали. По крайней мере, эти автолюбители не дают их огоньку потухнуть.