Бензин дороже, чем в Германии. Отказ от российской нефти показывает, насколько дорого производство у Orlen

Business Insider Polska: в Польше зафиксированы одни из самых высоких цен на бензин в ЕС

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В Польше цены на бензин бьют рекорды, пишет Business Insider Polska. За литр горючего нужно заплатить даже больше, чем в Германии. Отказ от российской нефти обходится польским водителям слишком дорого, замечает автор.
Перед Днем всех святых заправки не радуют водителей ценами на топливо. И уже нельзя сказать, что это вина курса доллара или котировок нефти на мировых рынках, потому что здесь изменения в последнее время были очень благоприятными для водителей. Данные говорят о том, что именно польский рынок, в том числе PKN Orlen (Крупнейшая польская нефтеперерабатывающая компания. — Прим. ИноСМИ.), требует от нас на заправках относительно больших денег за свой продукт. Чем объяснить, что у нас бензин уже дороже, чем в Германии, и пятый по цене в ЕС? Перенаправление поставок нефти и топлива с востока на запад обходится нам дорого.
Еще месяц назад немецкие нефтеперерабатывающие заводы и станции снабжали своих водителей самым дорогим бензином в Европейском союзе. Речь идет о цене без налогов и акцизов, взимаемых с продажи топлива. Польские компании поставляли топливо по цене, близкой к половине европейского тарифа. Но прошел месяц, и ситуация изменилась до неузнаваемости. Отечественные нефтеперерабатывающие заводы и станции обеспечивают польских водителей бензином по одной из самых высоких цен на континенте.
По данным Европейской комиссии, опубликованным еженедельным информационным бюллетенем Weekly Oil Bulletin, цены на бензин в Польше 24 октября превысили цены в Германии. За литр 95 бензина без учета налогов у нас нужно заплатить 99,68 евроцента, что в пересчете по среднему курсу Национального банка Польши (НБП) дает 4,77 злотых за литр (остальная розничная цена – акциз). Между тем в Германии средняя цена составила 99,42 евроцента. Если учесть налоги, то цены у нас одни из самых низких в Евросоюзе, но здесь вопрос решает аппетит отдельных государств, а не эффективность системы, которая поставляет топливо.
Почему мы анализируем цену без налогов? Налоги частично искажают реальный взгляд на то, дешево или дорого поставляет топливный рынок бензин для автомобилей.
Польше все сильнее грозит энергетический кризисДля перехода на возобновляемые источники энергии у Польши нет денег, да и случится это нескоро. При этом дальнейшая зависимость от угля никаких проблем не решит, пишет Oil Price. Совсем скоро страна окажется во власти долгой и холодной зимы.
Разница между нами и Германией составляет 0,26 евроцента за литр в пользу Германии, то есть в пересчете по среднему курсу НБП – 1,25 гроша. Это не так много, но из-за разницы в зарплатах мы ожидали бы, чтобы, по крайней мере, у нас не было дороже. В конце концов, у нас более дешевая рабочая сила и покупательная способность поляков также ниже.
Часть объяснения заключается в том, что в Германии внезапно стало дешевле. Чистая цена на бензин за месяц упала на 24%. Проблема в том, что есть и другая сторона медали. Быстрее польского бензина в ЕС дорожал только французский.

Сильно подорожало только у нас и во Франции

В Польше цены в евро выросли на 11,5% за месяц, а во Франции – на 20,7%. За исключением того, что во Франции бензин дешевле, чем у нас – то есть без налогов, потому что с налогом уже дороже. 24 октября без налогов бензин стоил 72,95 евроцента, или на 27% меньше, чем в Польше. По данным Weekly Oil Bulletin, больше, чем поляки, платили только жители Дании, Эстонии, Нидерландов и Ирландии. Самые низкие цены без учета налогов были у мальтийцев и французов.
А лучше ли обстоят дела с дизелем, который необходим для грузового и общественного транспорта, а также меньшей части легковых автомобилей в Польше? Лучше, но нельзя сказать, что хорошо. Цены без налогов находятся на тринадцатом месте в ЕС из 27 стран, и здесь уже в Германии дороже, потому что у них третий самый дорогой дизель в Евросоюзе.
Польский дизель без налогов стоил 1,25 евро за литр, а немецкий – 1,33 евро. Дешевле, чем у нас, на 8,9%, – у итальянцев, на 9,5% — у словаков, на 25% — у венгров. Венгрия — понятно, они получают дешевую нефть из России, но как объяснить низкие цены у словаков?
"Я подозреваю, что у них просто есть венгерское топливо, которое сейчас является одним из самых дешевых, потому что Венгрия получает российское топливо, и поэтому стоимость ниже", – комментирует Business Insider Адам Чижевский (Adam Czyżewski), главный экономист PKN Orlen.
Обсудить
Рекомендуем