Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
США лицемерно обвиняют Россию в том, чем сами все время занимаются, – в ядерном шантаже, пишет TAC. Вашингтон не имеет права требовать от других соблюдения неядерных принципов, отмечает автор и раскрывает неизвестные ранее факты американского запугивания всего мира ядерным оружием.
Российско-украинский конфликт принял зловещий оборот из-за ядерных угроз Владимира Путина. Возможность ядерной войны особенно шокировала европейцев, полагавших, что США всегда будут защищать их от всего плохого в мире. То, что Путин может обдумывать возможность применения тактического ядерного оружия, рассматривается как дополнительное доказательство его возмутительного поведения. Однако оптимистично настроенные наблюдатели настаивают на том, что от ядерного оружия будет мало толку, и рекомендуют игнорировать заявления российского лидера.
Другие союзники более пессимистичны, что заставило некоторых из них даже пригрозить возмездием. Например, советник по национальной безопасности Джейк Салливан предупредил о нераскрытых подробно "катастрофических последствиях". Менее авторитетные эксперты, такие как Дэвид Петреус, выступают за то, чтобы рискнуть Армагеддоном, напав на вооруженные силы Москвы, и, по-видимому, полагая, что Путин, чья личная судьба может зависеть от исхода конфликта, смиренно отступит и признает поражение. К счастью, президент Джо Байден мыслит все же более ответственно и стремится предотвратить ядерный пожар.
Хотя именно этого и следует ожидать от американского президента, предыдущие лидеры США как раз-то этого не делали. Будучи первой ядерной державой, США не только применили ядерное оружие, но и часто угрожали его применением даже против неядерных государств. Короче говоря, Вашингтон делал то же, что и Москва, только гораздо чаще.
По окончании Второй мировой войны СССР имел большое количественное преимущество по обычным вооруженным силам в Европе. США опасались советского вторжения и угрожали Москве ядерным оружием. В январе 1954 года госсекретарь Джон Фостер Даллес выступил против использования крупных конвенциональных сил США и размещения постоянных гарнизонов в других странах. Вместо этого он высказался за "максимальное сдерживание по приемлемой для нас самих и других свободных наций цене". Это означало опору на "сдерживающий фактор массированной ответной силы", под которым понималось ядерное оружие.
В ноябре 1950 года президент Гарри Трумэн заявил, что вопрос об использовании ядерного оружия в Корее "активно рассматривается". Он также указал, что "мы предпримем любые шаги, необходимые для реагирования на военную ситуацию, как мы всегда делали", и на вопрос, включает ли это ядерное оружие, ответил: "Это включает все вооружения, которые у нас есть". Президент Дуайт Эйзенхауэр писал в своих мемуарах, что он был готов использовать ядерное оружие как против Северной Кореи, так и против Китая, ни у одной из которых его не было, чтобы положить конец войне. Более того, после подписания перемирия он заявил, что применит ядерное оружие против Китайской Народной Республики, если она возобновит войну. В одном из тогдашних протоколов Совета национальной безопасности говорилось: "Президент очень подчеркнуто выразил мнение, что, если китайские коммунисты снова нападут на нас, мы непременно должны ответить, нанеся им сильный удар там, где это будет больнее всего, включая сам Пекин".
Российские военачальники обсуждали применение ядерного оружия, сообщили американские чиновникиРазведданные о разговорах российских военных по поводу возможного применения тактического ядерного оружия на Украине встревожили администрацию Байдена, пишет NYT. При этом глава Пентагона заявил, что нет признаков готовности Путина принять такое решение.
02.11.202200
В 1955 году Пекин начал военную операцию по захвату острова Ицзяншань, примерно в 15 километрах от Китая. КНР тогда вообще пригрозила вторгнуться на Тайвань, куда националистическое правительство переехало после бегства с материка. После нападения на Ицзяншань "Конгресс США принял т.н. Формозскую резолюцию, в которой обязался защищать Китайскую Республику (Тайвань) от дальнейших нападений. Затем... Соединенные Штаты предупредили, что рассматривают возможность использования ядерного оружия для защиты националистического правительства". Эйзенхауэр говорил, что не видит причин, по которым ядерное оружие "не следует использовать точно так же, как вы используете пули или что-то еще". Вице-президент Ричард Никсон объявил: "Тактическое атомное оружие теперь является обычным и будет использоваться против целей, имеющихся у любой агрессивной силы".
Тайваньский кризис повторился три года спустя, на этот раз Пекин угрожал островам Цзиньмэнь. The New York Times сообщала тогда: "Когда в 1958 году коммунистические китайские силы начали обстрел островов, Соединенные Штаты поспешили поддержать своего союзника военной силой, включая разработку планов нанесения ядерных ударов по материковому Китаю, согласно все еще засекреченным документам, которые проливают новый свет на то, насколько опасным был тот кризис. Американские военачальники настаивали на нанесении США ядерного удара по Китаю первыми, принимая на себя риск того, что Советский Союз ответит тем же в защиту своего союзника, и погибнут миллионы людей".
В 1969 году Китай опасался нападения со стороны Советского Союза. Сообщается, что СССР тогда пытался добиться нейтралитета от Соединенных Штатов, но администрация Никсона угрожала ядерной войной. Согласно китайскому историческому журналу: "На последнем этапе перед нападением Москва запросила мнение Вашингтона. Никсон видел в Советском Союзе свою главную угрозу и хотел, чтобы против него стоял сильный Китай. Однако он опасался воздействия последствий ядерных ударов на 250 000 военнослужащих США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 15 октября Киссинджер сказал советскому послу в Вашингтоне, что США не будут сохранять нейтралитет и в отместку на атаку СССР нападут на советские города".
Американские военные готовились к применению ядерного оружия и во Вьетнаме. The New York Times сообщила о недавно рассекреченных дипломатических материалах: "Из недавно рассекреченных документов стало известно, что в один из самых мрачных моментов войны во Вьетнаме высший американский военачальник в Сайгоне в 1968 году активировал план по размещению ядерного оружия в Южном Вьетнаме, пока его не отменил президент Линдон Джонсон. Документы раскрывают бывшие тогда совершенно секретными приготовления главнокомандующего американскими войсками во Вьетнаме генерала Уильяма Уэстморленда к тому, чтобы иметь под рукой ядерное оружие, если американские войска окажутся на грани поражения в Кхесани, одном из самых ожесточенных сражений вьетнамской войны". Также выдвигались, хотя в конечном итоге и были отклонены, предложения администрации Эйзенхауэра об использовании ядерного оружия для поддержки французской армии в Дьенбьенфу, администрации Джонсона для удара по Северу и администрации Никсона для принуждения Северного Вьетнама к соглашению о мире.
В 1973 году, всего через шесть лет после ошеломляющей победы в Шестидневной войне, Израиль был застигнут врасплох своими соседями и балансировал на грани поражения, прежде чем оправиться, будучи поддержанным массированной переброской оружия по воздуху из США. Вашингтон также по разным каналам угрожал нанести ядерный удар по Советскому Союзу, если он вмешается в этот конфликт. Как пишет журнал Foreign Policy:
"В лихорадочные последние дни войны Соединенные Штаты обнаружили, предположительно, радиацию, исходившую якобы от советского грузового корабля, направлявшегося в Египет, и пришли к выводу — почти наверняка ошибочному, — что Москва перебрасывала ядерные боеголовки в Каир. Частично в ответ на это 24 октября Вашингтон привел свои ядерные силы в состояние глобальной боевой готовности всего в четвертый раз в истории. С тех пор он предпринимал такой шаг лишь дважды. Как сообщается, предупреждение США побудило Советский Союз издать приказ о начале приведения в боевую готовность своих ядерных сил".
У президентов Бушей были свои ядерные катаклизмы. Администрация Джорджа Буша-старшего предупреждала иракских чиновников: "Не дай бог... если химическое или биологическое оружие будет использовано против наших войск — американский народ потребует возмездия". Госсекретарь Джеймс Бейкер объяснял, что он "намеренно создавал у иракцев впечатление, что использование Ираком химических или биологических веществ вызовет тактический ядерный ответ". Второй Буш добился сомнительной тройственности: вторжение на основании фальшивых доказательств, нарушение международного права и угроза применения ядерного оружия. В 2002 году президент Джордж Буш-младший повторил своего отца. Администрация также добавила предупреждение к своей стратегии национальной безопасности, в которой говорилось: "Соединенные Штаты будут и впредь давать понять, что они оставляют за собой право ответить подавляющей силой, в том числе путем использования всех наших возможностей, на применение ОМУ ( оружия массового уничтожения) против страны, наших вооруженных сил, друзей и союзников".
Twitter (США): "оружие массового поражения" в Ираке оказалось золотыми слитками"Редкие фотографии, как армия США захватывает "оружие массового поражения" в "относительно нецивилизованном" Ираке, где я начинал свою дипломатическую карьеру", – твитнул китайский консул в Ливане Цао И, опубликовав фотографии американских военных со слитками золота.
03.03.202200
Буш-младший также заявил, что "рассматриваются все варианты" в отношении Ирана. Когда его спросили, включает ли это ядерное оружие, он повторил: "На столе все варианты". Многие понимали, что это означает "да". Преемник Буша, президент Барак Обама, использовал ту же формулировку. В 2015 году он объяснил: "Я ясно дал понять, что Ирану не будет позволено обзавестись ядерным оружием в мое пребывание у власти, и на протяжении всего моего президентства я придерживался политики держать на столе все варианты, включая всевозможные военные варианты, для достижения этой цели".
США также угрожали применением ядерного оружия в связи с блокадой Берлина в начале холодной войны, их интервенцией в Ливане в 1958 году и хранением химического оружия в Ливии в 1996 году. Стратеги Пентагона, видимо, подготовили и другие планы использования атомного оружия и в других частях мира. Эти планы остаются строго засекреченными и готовыми к любому кризису. США продолжают выпускать ядерные предупреждения в отношении защиты своих союзников почти ежедневно. Известными стали проклятия Дональда Трампа в адрес Северной Кореи о том, что он ответит на угрозы Пхеньяна "с таким огнем и яростью, каких мир никогда еще не видел" и что он обладает "гораздо более мощной" ядерной кнопкой, чем северокорейский лидер Ким Чен Ын. Буквально на прошлой неделе, говоря о Южной Корее и Японии, заместитель госсекретаря Венди Шерман заявила, что "мы будем использовать весь спектр оборонных возможностей США для защиты наших союзников, включая потенциал ядерной, обычной и противоракетной обороны". Также на прошлой неделе журнал Politico сообщал, что "Соединенные Штаты ускорили развертывание более точной версии своей основной ядерной бомбы на базах НАТО в Европе", которые развернуты для защиты союзников Америки по НАТО от любого врага.
Несомненно, официальные лица Вашингтона считают, что Америка имеет право выдвигать столь многочисленные угрозы. На этом фоне предупреждения Путина выглядят гораздо менее жесткими по сравнению с предупреждениями ряда президентов США, явно демонстрировавших готовность применить ядерное оружие. Если Вашингтон может делать это без каких бы то ни было последствий, то почему кого-то удивляет, когда другие ядерные державы следуют его примеру? Разве нынешнее положение России — в том числе потенциальная возможность военных неудач и территориальных потерь — не столь же серьезна, как и любая из тех, с которыми сталкивалась Америка?
Конечно, это не оправдывает поведение Путина. Военная спецоперация России на Украине была неоправданной. Москве следует остановить свою спецоперацию, а не угрожать применением ядерного оружия. Однако США не вызывают никакого доверия, когда критикуют Россию за угрозу использовать ядерное оружие. Если Вашингтон хочет возглавлять весь мир в этом вопросе, он должен жить в соответствии с теми принципами, соблюдения которых он требует от других.
Автор: Дуг Бэндоу (Dugh Bandow) — старший научный сотрудник Института Катона. Бывший помощник президента Рональда Рейгана, автор книги "Зарубежные безумия: новая глобальная империя Америки".