Великий разворот российской нефти ускоряется

Bloomberg: разворот российской нефти на Азию набирает обороты

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В порты стран Азии отгружаются рекордные объемы российской нефти, сообщает Bloomberg. Автор статьи отмечает, что до начала украинского конфликта в регион поступало менее двух пятых от общего объема экспорта, тогда как сейчас доля азиатских поставок составляет две трети.
Джулиан Ли (Julian Lee)
Потоки в Индию, Китай и Турцию подскочили до 2,39 миллионов баррелей в сутки.
Перенаправление российского экспорта сырой нефти в Азию набирает обороты, при этом в порты региона отгружаются рекордные объемы. Необходимость "переключения" вырисовывается все острее с приближением запрета морского импорта в Европу, которая прежде была для Москвы основным рынком сбыта.
Две трети грузов нефти из российских портов направляется в Азию. Для сравнения, до начала украинского конфликта их доля не доходила до двух пятых. Основные клиенты — Китай и Индия, а меньшие объемы направляются в Шри-Ланку и Объединенные Арабские Эмираты.
Всего через три недели вступят в силу санкции Евросоюза, и почти все морские поставки сырой нефти из России в страны блока прекратятся. Кроме того, европейским танкерам будет запрещено перевозить российскую нефть, а компаниям — предоставлять страхование, финансирование, освидетельствование и брокерские услуги. Исключения сделают лишь для грузов, приобретенных по цене ниже согласованного потолка.
Примеру ЕС последовала Великобритания. Ее запрет и санкции ЕС вступят в силу пятого декабря.
Общий объем отгрузки из России упал до трехнедельного минимума в 2,9 миллиона баррелей в день за семь дней до 11 ноября. При этом менее подвижный средний показатель за четыре недели также снизился, хотя и остается выше отметки в три миллиона в течение пяти недель. Таким образом, доходы Кремля от продажи нефти упали до низшей точки с начала января.
При этом объем морской отгрузки в Китай, Индию и Турцию — эти три страны стали крупнейшими покупателями перенаправленной российской нефти — а также грузы на судах, не определившихся с конечным пунктом, за четыре недели до 11 ноября выросли до рекордных 2,39 миллионов баррелей в день.
Танкеры с российской нефтью становятся все осторожнее с пунктами назначения. Все больше судов указывает конечной точкой Порт-Саид или Суэцкий канал. При этом количество танкеров в Индию, наоборот, сократилось, однако вполне вероятно, что, пройдя канал, большинство из них начнет подавать сигналы индийским портам.
Команда Байдена дорабатывает потолок цен на российскую нефть из-за ухудшения ситуации на рынкахСША настаивают на более мягком ограничении цены на российскую нефть из-за опасений, что полный запрет ЕС приведет к скачку мировых цен на черное золото, сообщает Bloomberg. Более того, в США могут появиться "риски для финансовой стабильности".

Россия и ее "спасательные круги"

Танкеры, которые сейчас грузятся в балтийских портах Приморске и Усть-Луге, достигнут терминалов в Китае или Индии уже после вступления в силу запрета ЕС на предоставление страховых и других услуг. Все грузы, купленные по цене выше потолка, который еще лишь предстоит согласовать окончательно, после пятого декабря лишатся страховки. США и Великобритания ввели исключения из правил, освободив приобретенные ранее грузы при условии, что они будут доставлены до 19 января. Ожидается, что ЕС поступит точно так же.
Грузы из дальневосточных портов доставляются на китайские импортные терминалы всего за несколько дней, и почти столь же близок путь по Черному морю в Турцию. Однако поставки в Индию с любых экспортных терминалов России занимают по несколько недель, поэтому риск, что они подпадут под санкции до прибытия, выше.
Груз нефти из заполярного Мурманска, направляющийся в Китай по Северному морскому пути вдоль арктического побережья России, на сегодняшний день уже достиг Дальнего Востока, и, как ожидается, прибудет в порт Жичжао в пятницу.

Потоки нефти по пунктам назначения

В среднем за четыре недели общий морской экспорт практически растерял прирост предыдущей недели и составил в среднем 3,12 миллиона баррелей в день. При этом потоки остаются выше трех миллионов баррелей в день уже пятую неделю. Отгрузка снизилась во все регионы, кроме Азии.
При этом поставки казахстанского сорта KEBCO не учитываются. Это поставки АО "КазТрансойл", следующие транзитом через Россию на экспорт через Усть-Лугу и Новороссийск.
Казахстанские баррели смешиваются с российскими в единый экспортный сорт. С началом украинского конфликта Казахстан провел ребрендинг, чтобы его грузы не путали с российскими. Транзитная нефть от санкций ЕС освобождена.

Азия

Отгрузки азиатским клиентам России, а также загрузка судов без заявленного пункта назначения (обычно они прибывают в Индию или Китай) за семь дней до 11 ноября выросли. Объем отгруженной сырой нефти в Азию достиг за четыре недели скользящего среднего в 2,01 миллиона баррелей в день, плюс еще 76 тысяч баррелей в день на танкерах без заявленной точки прибытия — это новый максимум за год.
Все танкеры с сырой нефтью в неустановленные пункты назначения направляются в сторону Порт-Саида или Суэцкого канала, а окончательно определятся с местом разгрузки после захода в Красное море. Большинство из этих судов прибывают в Индию, часть — в Китай, а некоторые — в Объединенные Арабские Эмираты или Шри-Ланку.

Европа

Морской экспорт нефти из России в европейские страны потерял рост предыдущей недели, упав за 28 дней до 11 ноября до пятинедельного минимума в 700 тысяч баррелей в день.
Объем российских поставок в страны Северной Европы за четыре недели до 11 ноября упал до минимума за пять недель. Все партии уже пятую неделю отправляются на хранениев в Роттердам.
Хаотичный распад ЕС без плана спровоцирует сильнейший кризис в экономике и сфере безопасности во всем миреЕвросоюз как никогда близок к распаду, заявил Rádio Universum экс-депутат Европарламента Йиржи Паине. Этот процесс может начаться хаотически, и тогда Европа исчезнет из мировой истории. Но выход есть, считает политик.
Экспорт в страны Средиземноморья снизился за четыре недели до 11 ноября до среднего уровня в 693 тысяч баррелей в день. При этом поставки в Турцию остаются выше отметки 300 тысяч баррелей в день уже пятую неделю. Это более чем втрое выше средних объемов до начала украинского конфликта.
Совокупные потоки в Болгарию и Румынию упали до восьминедельного минимума в 146 тысяч баррелей в день — это менее половины июньского пика. Почти весь объем на Черноморском направлении идет в Болгарию. Страна добилась частичного освобождения от запрета ЕС на морской импорт сырой нефти из России.
Совокупные поставки российской нефти снизились за семь дней до 11 ноября на 704 тысячи баррелей в сутки (20%). Отгрузки сократились из всех регионов, при этом наибольшее падение как по объемам, так и в процентном отношении наблюдалось в Арктике. При этом в цифры не вошли поставки казахстанского сорта KEBCO из Усть-Луги и Новороссийска.

Экспортные доходы

Поступления в военный бюджет Кремля от экспортной пошлины на нефть за семь дней до 11 ноября сократились на 31 миллион долларов до 118 миллионов, при этом средний доход за четыре недели также снизился на четыре миллиона долларов, до 130 миллионов. Еженедельный показатель стал самым низким с первой недели года, при этом падение объемов усугубляется снижением экспортной пошлины в ноябре.
Ноябрьская ставка составляет 5,83 доллара за баррель — самый низкий уровень с января 2021 года. При этом скидка на нефть марки Urals по отношению к Brent в течение последнего расчетного периода с 15 сентября по 14 октября составила порядка 25,50 доллара за баррель. Ставка за декабрь будет обнародована в ближайшие дни.
В общей сложности 27 танкеров погрузили за неделю до 11 ноября 20,25 миллиона баррелей российской нефти, судя по данным слежения за судами и сведениям портовых агентов. Это на 4,93 миллиона баррелей меньше, чем на предыдущей неделе.
Общий объем грузов российской нефти с балтийских терминалов упал до трехнедельного минимума, при этом никаких поставок в Северную Европу не поступало уже второй раз за три недели. Поставки из Новороссийска также упали до трехнедельного минимума. Арктические же перевозки сократились по сравнению с предыдущей неделей вдвое: за неделю до 11 ноября из Мурманска вышло лишь два судна.
Поставки из Тихоокеанского региона упали с почти семимесячного максимума предыдущей недели. Все восемь отгруженных партий марки ВСТО направляются в Китай. Одно судно с грузом нефти марки "Сокол" указало пунктом назначения порт Йосу в Южной Корее, хотя вполне вероятно, что оно будет осуществлять перевалку с корабля на корабль на рейде. То же самое можно предположить и о двух грузах "Сокола", отправленных на прошлой неделе.
Обсудить
Рекомендуем