Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Все больше стран хотят вступить в БРИКС. В рамках путинского противостояния Западу становится очевидно, что организация намерена бросить вызов "Большой двадцатке", пишет Les Echos.
Десяток стран проявляют интерес к вступлению в клуб крупных развивающихся стран, составляющих БРИКС. Это намерение связано с напряженностью, вызванной ситуацией на Украине и соперничеством между США и Китаем. Но у членов БРИКС далеко не одинаковые интересы.
Все больше стран проявляют интерес к тому, что принято называть группой БРИКС, в которую входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. Саудовская Аравия, Мексика, Нигерия, Венесуэла и... Иран заявили о своих намерениях.
Даже Аргентина, принимавшая участие в качестве наблюдателя в последнем виртуальном саммите БРИКС, организованном в июне Китаем, не скрывает своего желания вступить в организацию. Министр иностранных дел КНР Ван И упомянул идею "расширения форума за счет таких стран, как Аргентина и Пакистан". Китай пригласил Казахстан, Саудовскую Аравию, Аргентину, Египет, Индонезию, Нигерию, Сенегал, ОАЭ и Таиланд присоединиться к диалогу БРИКС.
Все указывает на то, что эта организация намерена бросить вызов форуму G20, в котором важная роль принадлежит промышленно развитым странам. Однако стремление Владимира Путина, изолированного на международной арене, противостоять гегемонии Запада наталкивается на суровую реальность. Хотя страны БРИКС представляют 41% населения планеты, 24% ВВП и 16% мировой торговли, они остаются неоднородным клубом, члены которого обладают разными амбициями.
Директор по исследованиям Института международных и стратегических отношений (IRIS) Кристоф Вентура сказал в ходе семинара, организованного на прошлой неделе, что "БРИКС — это неопознанный объект, появившийся с опозданием в 2009 году, который находится в процессе реорганизации в связи с конфликтом на Украине". Но по его мнению, этой организации не удалось прийти на смену гегемонии США, пусть та даже и подорвана. "У БРИКС нет планов по замене действующей системы", — сказал он.
Экономический дисбаланс
БРИКС расширяется, а США остались в сторонеНа группу БРИКС приходится свыше четверти мирового ВВП и около 40% населения. Интерес к членству в организации проявляют все больше стран, пишет Newsweek. США, наоборот, испытывают трудности с продвижением своей повестки за пределы традиционных союзников.
09.11.202200
Если посмотреть на структуру торговли внутри группы, то бросается в глаза ее дисбаланс. "Китай зарекомендовал себя в качестве ведущего партнера БРИКС, но вот обратное еще не подтверждено. Южная Африка, Бразилия, Индия и Россия остаются маргинальными партнерами для Китая, который, кроме того, поддерживает с ними отношения как поставщик, сосредоточенный на одном или двух видах сырья", — отметила весной Софи Виворка, специалист по Азии в банке Crédit Agricole. "ВВП Китая выше, чем совокупный ВВП других четырех стран", — сказала Валери Нике, старший научный сотрудник Фонда стратегических исследований, во время одного из семинаров IRIS.
Эта асимметрия обнаруживается и в финансовой сфере. Если Поднебесная выступала за создание новых международных институтов, то эти институты в основном служили ее интересам. "Азиатский банк инфраструктурных инвестиций или Новый банк развития, учреждения, управляемые из штаб-квартир в Пекине и Шанхае, которые хотели быть более быстрыми и эффективными конкурентами, чем Всемирный банк или Азиатский банк развития, до сих пор не могли соперничать с ними в плане утверждения проектов и выделения субсидий", — добавила она. — "Приступив к реализации своего проекта Нового шелкового пути в 2013 году, Китай продемонстрировал, что БРИКС больше не является его приоритетом".
"БРИКС похож на другие клубы и форумы, где каждый отстаивает свои собственные интересы", — пояснил Кристоф Вентура. Нью-Дели не собирается превращать его в геополитический форум. Власти Индии, которые готовятся председательствовать на форуме G20 в следующем году, выступают против любого расширения БРИКС, которое подорвало бы их влияние. Несмотря на то, что Индия является близким союзником России, она постепенно дистанцируется от Москвы, о чем свидетельствует ее стремление диверсифицировать свои источники закупки вооружений.
Хотя несколько государств демонстрируют свою готовность присоединиться к клубу, их заявления являются скорее стратегией, направленной на повышение собственной значимости перед лицом богатых стран, чем надеждой на отказ от G20. Такая позиция объясняется медленным процессом международных переговоров по сокращению их долгов и неторопливостью промышленно развитых стран с оказанием им помощи по вопросам климата.
Автор: Ришар Йо (Richard Hiault)