Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Никто не хочет войны с Россией, заявил Pravda польский аналитик Марек Свирчиньски. Произошедшее выглядит случайностью. Однако, если выяснится, что падение ракет произошло в результате действий украинцев, Польша скажет, что жертвы неизбежны, а виновата все равно Россия, считает эксперт.
Андрей Матишак (Andrej Matišák)
Как Польша отреагирует на гибель двух человек в Пшеводуве? Что вчера привело к взрыву? Что скажет Североатлантический альянс, членом которого является Польша? На эти вопросы сервера "Правда" ответил эксперт в области обороны Марек Свирчиньски с аналитической платформы "Политика Инсайт".
Pravda: Нам еще не известны все факты, но как вы, исходя из имеющихся, расцениваете инцидент с ракетами, которые упали на территории Польши в Пшеводуве и привели к гибели двух человек?
Марек Свирчиньски: Пока мало что известно наверняка. Во вторник около четырех часов после полудня начали поступать сообщения о взрыве в Пшеводуве. Это небольшое селение на юго-востоке страны, которое находится недалеко от украинской границы. Там всего несколько домов. Это сельская местность. Поблизости нет никаких военных целей. Ракеты попали в зернохранилище.
— Эта была ракета?
— Ракета или ракеты. Судя по фотографиям, которые появились, как считают многие эксперты, речь не идет о прямом ракетном ударе. Слишком малый кратер. Распространяется гипотеза о том, что это могла быть лишь часть российской ракеты, которую сбили противовоздушные силы Украины. Или это была ракета ПВО, которая изменила траекторию. Однако необходимо все подробно изучить и суммировать все имеющиеся факты. Польские власти пока мало что сообщили. Они призывают сохранять спокойствие и не распространять неподтвержденную информацию. Но они не говорят прямо, кому принадлежит ракета. Обратите внимание, что высокопоставленные политики сначала не информировали об инциденте. Польские власти действуют очень осторожно. Это можно трактовать так, что Варшава, по крайней мере пока, не расценивает ситуацию как крайне серьезную.
— Но правительство упоминает о четвертой статье договора Североатлантического альянса.
— Да. Но, как вам известно, она касается консультаций с союзниками. Если бы польское правительство было убеждено, что ракета была российской, и что пустили ее целенаправленно, то я уверен: они потребовали бы активировать пятую статью, которая предполагает коллективную оборону.
— Таким образом, что бы там ни произошло, и кто бы это ни сделал, пока все выглядит как случайность, не так ли?
— Да. На данный момент произошедшее выглядит случайностью. В том районе нет ничего, что могло бы стать целью, хотя есть те, кто вспомнил, что в 40 километрах от места взрыва находится радар ПВО. Но мне трудно представить себе, что он был целью. Русские не промахиваются на 40 километров. Пшеводув на самом деле находится в малозначительном месте. Вблизи нет ни крупных дорог, ни пограничных переходов с Украиной. Поэтому можно исключить версию о том, что русские целились в партию западных вооружений, предназначенную для Киева. Также не похоже, чтобы в Пшеводуве располагался какой-то тайный склад военного материала. По крайней мере так мне кажется.
— А что находится поблизости на Украине?
— Недалеко расположен город Червоноград, в котором якобы есть военная база. Не знаю, что там может быть, но люди с польской стороны утверждают, что время от времени в области идут бои. Вероятно, ее обстреливают русские. Возможно, это был удар по Червонограду, но Пшеводув находится от него на расстоянии минимум 25 километров. Произошедшее пока выглядит как глупая случайность. Разумеется, погибли два человека, и Польше придется что-то предпринять. В том числе и потому, что правительству в будущем году предстоят выборы. Как минимум будет активирована четвертая статья, и Варшава потребует усилить противовоздушную оборону и расширить присутствие американских сил и сил Североатлантического альянса на польской территории. Армию приведут в режим повышенной готовности, но это стандартная процедура. За время российской спецоперации это делалось уже не раз. Так что предстоят, скорее всего, рутинные решения, направленные на то, чтобы заверить общественность, что власти не сидят сложа руки.
— Не предполагаете ли вы, что инцидент может вылиться в конфликт с Российской Федерацией?
— Давайте начистоту. Никто не хочет войны с Россией. Даже во время холодной войны между Советским Союзом и НАТО произошло несколько инцидентов. Очень маловероятно, чтобы нынешняя ситуация привела к конфликту альянса с Россией.
— Может ли выясниться, что ко взрыву привела работа украинской ПВО? Что тогда?
— Тогда возникла бы очень интересная ситуация. Если бы выяснилось, что взрыв произошел в результате действий украинских вооруженных сил, то, как я предполагаю, Польша не придала бы этому особого значения. Варшава заявила бы, что жертвы неизбежны. А в том, что произошло, все равно виновата Россия, потому что это она развязала конфликт.
— И это правда.
— Разумеется.