В Польше украинских беженцев принимают уже не так радушно

NYT: из-за экономических проблем поляки все меньше хотят помогать беженцам с Украины

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Поляки до сих пор принимают украинских беженцев, но уже не настолько радушно, как раньше, пишет автор статьи для NYT. Влияют собственные экономические проблемы. До массовой враждебности пока не доходит, но отдельные инциденты случаются.
Эндрю Хиггинс (Andrew Higgins)
Лодзь, Польша – Польский историк Анджей Компа (Andrzej Kompa) был в ужасе от заявлений своего правительства, которое называло мигрантов разносчиками болезней и угрозой. Поэтому, когда Польша в этом году с распростертыми объятиями приняла у себя миллионы людей, бежавших от военных действий на Украине, он был приятно удивлен.
"Польское общество откликнулось с беспрецедентным великодушием. Это фантастика, – сказал Компа. – Все мы можем гордиться своей страной".
Менее приятной неожиданностью стало для него сообщение в Фейсбуке*, которое он увидел, читая объявления людей из своего родного города Лодзи о раздаче ненужной домашней утвари. Автор бесплатно предлагал стиральную машину любому при условии, что он не украинец.
Потрясенный столь откровенной дискриминацией, Компа разместил язвительный ответ, спросив, чем это объявление отличается от надписи в общественном транспорте "Места только для белых" или от ресторана, который не пускает к себе евреев.
В сети началась резкая полемика. Кто-то поддержал возмущенного Компу, а кто-то спросил, почему историк сам не купил стиральную машину, чтобы отдать ее украинцам, и почему украинцы "постоянно получают больше, чем мы". Затем из Фейсбука* исчезло и изначальное сообщение, и комментарии к нему.
Заложники зимы: что будет с украинцами в ЕвропеВ ближайшие месяцы поток беженцев с Украины в Европу увеличится, пишет "Дневник". Их судьба будет зависеть от того, какой будет зима, как с ней справится Европа, и каковы будут общественные настроения по отношению к прибывающим. В некоторых странах уже есть признаки недовольства.
Этот скандал, сказал Компа, ни в коей мере не умаляет "положительную в подавляющем большинстве" реакцию поляков на украинцев, полтора миллиона которых зарегистрировались в стране в качестве беженцев и в данный момент там проживают.
Вместе с тем, говорит он, имеют место вспышки антиукраинских настроений со стороны "агрессивного и громогласного меньшинства". Они показывают, что по мере продолжения украинского конфликта в некоторых слоях общества возникает усталость и даже озлобление, поскольку полякам приходится все больше заниматься собственными проблемами в условиях усиливающейся инфляции, которая сейчас составляет около 18%. Между тем, наплыв украинских беженцев из этой истерзанной боевыми действиями страны усиливается.
Сейчас ежедневно с Украины в Польшу прибывает около 20 тысяч человек. Уезжающих в противоположном направлении иногда столько же, а иногда меньше. Но страх перед холодной и трудной зимой на Украине без электричества и воды может положить начало новому исходу, или по крайней мере, остановить тех, кто собирается возвращаться домой.
Руслана Медведева в самом начале конфликта уехала в Польшу из Харькова, что на востоке Украины, забрав с собой мать, дочь и жену брата. По ее словам, они собирались вернуться домой, но отказались от этих планов, поговорив с родственниками, которые остались в городе. "Не возвращайся. У нас нет света", – сказали они Медведевой.
По словам Русланы, их приютила одна польская пара, и они жили в их доме несколько месяцев. Но потом поляки начали прикарманивать ежедневное пособие от польского государства вместо того, чтобы покупать еду беженцам. Сейчас Медведева с семьей нашла пристанище в храме Лодзи. Этот город находится в центральной части Польши, он принял 110 тысяч украинцев, а недавно столкнулся с новой волной беженцев с востока.
Летом эта волна резко ослабла, но в последние недели в Лодзи регистрируется все больше украинцев, чтобы получить польские документы. Если раньше за месяц было несколько десятков таких регистраций, то сейчас их число превышает полторы тысячи. Это все равно намного меньше пикового значения марта, когда беженцев приехало семь тысяч человек. Однако это явно указывает на то, что временная помощь со стороны Польши становится долгосрочной.
Страна испытывает колоссальную нагрузку, ведь с начала российской военной операции польско-украинскую границу пересекли 7,6 миллиона человек. Большинство потом поехало дальше в другие страны или вернулось домой, но Польша все равно несет основное бремя самого крупного в Европе исхода людей после Второй мировой войны.
Беженцев сейчас намного больше, чем во время миграционного кризиса в Европе в 2015 году, когда страны континента с трудом справлялись с наплывом 1,2 миллиона сирийцев и афганцев, которые бежали от войны, и с волной экономических мигрантов, спасавшихся от бедности и уезжавших с Ближнего Востока и из Африки.
В 2015 году польское правительство отказалось протянуть руку помощи, не пожелав участвовать в программе Евросоюза по распределению 160 тысяч просителей убежища в 28 странах-членах. На сей раз поляки изумили украинцев и даже самих себя проявлениями щедрости и великодушия.
Недавно Польский экономический институт провел исследование и выяснил, что 77% поляков так или иначе участвовали в оказании помощи украинцам в первые месяцы конфликта.
Очередное испытание для Польши. Нужно готовится к новой волне беженцев с УкраиныВ Польше ожидают новую волну беженцев с Украины, которые захотят пережить эту зиму у соседей, пишет Money.pl. Это связано с разрушением энергетической системы и невозможностью ее отремонтировать. Власти обратились к польской диаспоре в Канаде с просьбой о помощи.
К концу этого года Польша потратит 8,3 миллиарда долларов на жилье, здравоохранение и прочие услуги, оказываемые украинцам. Это самый большой показатель в Европе.
Но самую тяжелую работу выполняют волонтеры и местные органы власти. А в них, например, в Лодзи, господствующее положение занимают политические противники правящей партии правого толка "Закон и справедливость", которая, будучи популистской силой, давно уже известна своим негативным отношением к мигрантам.
Мэр Лодзи Ханна Здановска (Hanna Zdanowska) сказала, что украинцев в их городе "можно увидеть повсюду", но в нем нет "заметных признаков отрицательной реакции". Она утверждает, что люди в подавляющем большинстве "проявляют доброту, щедрость и открытость".
Скандал в Фейсбуке* из-за стиральной машинки она пренебрежительно назвала "делом рук тех, кто ищет проблемы". Здановска пожаловалась, что "публикуемые в социальных сетях сообщения зачастую не отражают реалии общества". По ее словам, она не обращает никакого внимания на такие посты.
Несмотря на экономические трудности и тревоги, огромное большинство поляков по-прежнему хочет помогать украинцам, так как они понимают, что, если бы украинцы не воевали с Россией у себя, мы бы сейчас наверняка сражались с ней за свою собственную страну, отмечает мэр.
Компа, издавна критикующий польское правительство за "нагнетание страха" перед мигрантами из развивающегося мира, говорит, что раса и религия играют свою роль в разном отношении, но главный фактор здесь другой. "Значительная часть поляков понимает, что Украина сражается за Польшу и за Европу", – говорит он.
Однако кое-кто полагает, что настроение в обществе меняется, и предупреждает о серьезной негативной реакции. "В начале конфликта помогали все. Если ты не помогал, соседи начинали думать о тебе как о плохом человеке, – сказала научный сотрудник Центра миграционных исследований при Университете Лодзи Октавия Браневич (Oktawia Braniewicz). – Но сейчас люди устали и не понимают, почему мы так активно поддерживаем Украину".
Она добавила, что недовольство украинскими беженцами усиливается, так как их уже не считают "бедными и усталыми матерями с детьми, сидящими на вокзалах". Поляки видят, как эти женщины "делают покупки в наших магазинах, как они занимают наши места в очередях, как их дети вместо наших детей получают места в детских садах".
Украинская медсестра Людмила Иванченко уехала в Польшу в начале конфликта вместе с десятью кошками. По словам женщины, она понимает, почему у некоторых поляков накапливается усталость. Одна полька, любительница кошек, приютила Иванченко вместе с ее питомцами в своем доме в Лодзи. Но недавно она предложила ей искать другое место для жилья. "Она предупредила, что не может вечно кормить меня и моих кошек", – сказала эта украинка.
Иванченко все равно благодарна за помощь. "Огромное ей спасибо", – говорит она.
Юлия Пузыревская украинка, но она уже давно живет в Лодзи и хорошо говорит по-польски. В попытке сохранить солидарность, которая сплачивала Украину и Польшу в начале российского наступления, женщина создала организацию под названием "Вместе поддержим Украину". В день независимости Польши 11 ноября она организовала выступление украинских детей с флагами, песнями и словами благодарности полякам.
По ее словам, после восьми месяцев военных действий некоторые поляки неизбежно испытывают меньше желания помогать украинцам, сталкиваясь с собственными экономическими проблемами. Но Пузыревская утверждает, что не видела никаких проявлений враждебности, а встречала только исключительное великодушие.
Ее организация переехала в новое помещение, которое она арендует за минимальную цену у местной фирмы недвижимости. Эта фирма также бесплатно предоставила ей большое помещение для хранения безвозмездно переданного продовольствия и одежды.
Баптистский пастор из Лодзи Роман Барновский (Roman Barnowski) с февраля совершил 18 поездок на украинскую границу, доставляя беженцам продовольствие, одежду и прочую помощь. Свою церковь он превратил в убежище для украинцев.
Изменение стратегии в отношении украинских беженцевЗима и продолжающиеся военные действия могут вызвать новую волну украинской миграции, пишет Rzeczpospolita. К этому не готовы европейские страны, в том числе Польша. Не хочет этого и сам Киев. Украинские власти предложили выход, который поддержала Варшава.
Вместе с тем, пастор отмечает: "Энтузиазм медленно угасает. Люди не в состоянии помогать так, как они помогали раньше. Они сами едва сводят концы с концами, и поэтому не могут отдавать столько же, сколько и прежде".
По его словам, антиукраинские настроения встречаются пока редко, и это удивительно с учетом весьма непростой истории двух стран, в которой были массовые расправы украинских националистов с десятками тысяч поляков накануне и во время Второй мировой войны.
Непримиримые польские националисты используют память об этих расправах для нагнетания враждебности по отношению к беженцам. Но особой поддержкой в обществе они не пользуются. "В Польше, как и везде, есть и хорошие, и плохие люди", – сказал Барновский.
Историк Компа рассказывает, что от рук жестоких украинских националистов погибло несколько его родственников. Он показал старую семейную фотографию 20-х годов, на которой можно увидеть этих погибших: его двоюродную бабушку с мужем. "Но для меня это просто история, – сказал Компа. – Гораздо важнее помогать людям, живущим сегодня".
Свой материал для статьи предоставил Анатоль Магзярц (Anatol Magdziarz).
*деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.
Обсудить
Рекомендуем