Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Системы Patriot не поедут из Германии в Польшу, пишет Gazeta. Сначала Варшава приняла предложение Берлина разместить их на границе с Украиной, но позже партия "Право и Справедливость" его отклонила. То, что предлагают польские политики, нереально, но антинемецкий стандарт взял верх.
Мачек Кухарчик (Maciek Kucharczyk)
Партия "Право и Справедливость" (ПиС) отклонила предложение немцев, предлагавших усилить оборону Польши, разместив в Польше свои системы Patriot. Хотя сначала предложение приняли. "Переобувание" произошло под видом заботы об украинцах, хотя на самом деле это просто уловка, потому что контрпредложение ПиС нереально. Следование партийной линии оказалось важнее безопасности поляков.
Контрпредложение ПиС сводится к тому, чтобы немцы отдали свои системы Patriot украинцам, хотя понятно, что они этого не сделают. Это потребовало бы не только одобрения производителя, то есть США, но и серьезного политического решения на уровне НАТО. До сих пор Альянс украинцам такого рода вооружения не передавал. Глава Минобороны Польши Мариуш Блащак несомненно об этом знает, но, тем не менее, идет с президентом Ярославом Качиньским рука об руку против Германии.
В результате, скорее всего, ни польская, ни украинская безопасность не усилятся. Выиграет только ПиС в глазах той части своего электората, которая негативно относится к немцам.
Сначала рефлекторное движение, затем партийная корректировка
Германия в минувшие выходные предложила Польше временно разместить на ее территории системы Patriot с обслуживающим их персоналом. Системы должны были усилить оборону польского воздушного пространства у границы с Украиной, что нельзя назвать плохой идеей после падения ракеты в Пшеводуве и убийства двух поляков. У польской армии сопоставимых систем нет. В настоящее время еще только начинается обучение и прием на вооружение первых элементов "Патриотов" в их более современной версии.
Глава Минобороны Мариуш Блащак сначала, в понедельник, 21 ноября, предложение с благодарностью принял, вызвав у публики некоторое замешательство проявлением здравого смысла и способностью подняться над стандартной антинемецкой риторикой ПиС.
Однако через два дня произошла корректировка. В среду, 23 ноября, президент Польши Ярослав Качиньский заявил: "Для безопасности Польши было бы лучше, если бы Германия передала эту технику украинцам и обучила украинских военных, а батареи были размещены на западе Украины".
Первыми приедут танки из Германии или из России?Чехия рассчитывает получить от Германии танки "Леопард". Берлин не отказывает, однако не спешит с поставками, пишет Lidovky. Этому есть два объяснения, и оба нелестны для Германии. В Чехии начинают понимать, что их могут предать, как это уже было в 1938 году.
23.11.202200
В тот же день Блащак написал в Твиттере, что обратился к Берлину с предложением, чтобы Германия передала предложенные Польше системы Patriot Украине, чтобы их можно было развернуть у границы этого государства с Польшей и таким образом защитить как украинцев, так и поляков.
Можно быть уверенным, что немецкое правительство ответит на этот польский трюк официальным сожалением и добавит, что отправка техники на Украину невозможна. На другой ответ ПиС нечего и рассчитывать.
Нереальная идея
Предложение о передаче немецких систем Patriot Украине нереально по нескольким причинам. Во-первых, одно дело временное развертывание систем ПВО на территории другого члена НАТО, а совсем другое – их отправка в третью страну, находящуюся в состоянии войны с Россией. В первом случае это было бы почти рутинное мероприятие. Немецкая техника с немецкими специалистами развернута у союзника и работает в составе системы ПВО союзников. Такое практикуется уже многие годы. Немцы до этого отправляли свои "Патриоты" в Турцию, а теперь держат их в Словакии. С одной стороны, это хорошая тренировка для обслуживающих технику военных, с другой – укрепление репутации хорошего союзника, заботящегося о безопасности партнеров по НАТО. Никаких затрат, кроме финансовых, связанных с транспортировкой и обслуживанием вне базы.
Отправка такого оборудования на Украину – это нечто диаметрально иное. Особенно отправка в таком же режиме, как в Польшу, то есть в цветах немецкой армии и с немецким обслуживанием. Это совершенно неприемлемый вариант. Ни одна страна НАТО до сих пор не сделала ничего подобного и, конечно же, не сделает без общего политического решения союзников на высшем уровне. Это было бы равносильно вступлению Германии в войну с Россией. Даже если бы они были размещены недалеко от польской границы, немцы стреляли бы по российским ракетам, нацеленным на третью страну, а в экстремальной ситуации могли бы и ударить по пилотируемому самолету, если бы тот вторгся в воздушное пространство Украины и, например, направился бы в сторону немецкой батареи. Это огромный риск эскалации.
Что касается передачи одного только оружия, то это тоже нереально. Во-первых, это потребует одобрения США как производителя системы Patriot. Так не бывает, чтобы покупатель мог свободно распоряжаться техникой, которую он приобретает у американских оружейных компаний. Реэкспорт оружия подлежит серьезным ограничениям. Американцы сами до сих пор не передали украинцам системы Patriot и этого не обещали, несмотря на просьбы украинцев.
Чтобы дать зеленый свет на передачу Украине оружия такого рода, то есть все еще современной и очень ценной системы ПВО средней дальности, потребовалось бы политическое решение НАТО. Недаром на данный момент украинцы получают от Запада только системы малой дальности, и именно такие, передача которых существенно не истощает потенциал союзных войск. Очевидно, что на это было политическое решение. Также было принято решение не поставлять Украине западные варианты боевых самолетов, танков или боевых машин пехоты. При этом ПиС не располагает таким влиянием, чтобы, поставив немцев в неловкое положение, заставить изменить политику всего НАТО.
Дополнительная проблема заключается в том, что даже если бы было политическое согласие на передачу ценных ресурсов НАТО Украине, обучение украинских военных заняло бы не менее нескольких месяцев. И это минимум – с учетом ускоренного темпа войны. Как и в случае с обучением украинцев эксплуатации уже переданных им систем малой дальности NASAMS или IRIS. Польские военные учатся пользоваться нашими системами Patriotуже с 2020 года, а у нас до сих пор нет их линейки. На практике это означает, что даже если бы Германия отдала Украине свои системы завтра, украинцы были бы готовы воевать ими где-то к ранней весне, может быть, к концу зимы. То есть, скорее всего, спустя длительное время после окончания российских ракетных ударов по украинской критической инфраструктуре, которые рассчитаны на то, чтобы лишить украинцев электричества, тепла и воды в самое проблемное время, то есть зимой.
Польша идет ва-банк. "Польша направит ноты в НАТО, Совет Европы и ЕС"Польша решила направить всем странам ЕС, НАТО и в Совет Европы ноту о военных репарациях, которые она требует от Германии, пишет Wirtualna Polska. Берлин на требование Варшавы не отвечает, считая вопрос закрытым. Поляки хотят открыть международную дискуссию на эту тему.
25.11.202200
Проиграют все, кроме ПиС
То, что сделал Качиньский с Блащаком, нельзя назвать иначе, как популистским ходом в русле антинемецкой партийной риторики ПиС. Принятие помощи от немцев определенно в нее не вписывается, поэтому первоначальная реакция министра обороны на предложение Берлина так приятно удивила журналистов, занимающихся вопросами обороны. Теперь, после корректировки, все вернулось к старому антинемецкому стандарту.
Даже если в понедельник в Министерстве обороны вдруг выяснили, что немецкое предложение с подвохом, потому что, например, "Патриоты" прибыли бы спустя много месяцев, не лучше ли было принять помощь, а потом спросить с немцев за его реализацию? Это, безусловно, произвело бы большее впечатление на другие страны и фактически показало бы, каким союзником является Германия. То, как наше правительство сделало это сейчас, произведет впечатление только на его закоренелых сторонников и тех, кто ранее негативно относился к Германии. Все остальные воспримут такое решение, скорее всего, с удивлением.
Польская безопасность усилена не будет, наоборот, для жителей приграничных с Украиной районов ее уровень сократится. Шансы Украины в войне с Россией также не увеличиваются, поскольку понятно, что немецкие системы Patriot на фронт не попадут. Ухудшатся и без того плохие отношения с Берлином. Увеличится только самодовольство в руководстве партии ПиС и в рядах ее самого железобетонного электората.