Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Израиль создал лобби против Ирана, используя дипломатию, протесты внутри страны, бездоказательные обвинения, пишет Farda. Однако скоро возможностей для подрывной деятельности не останется, и Западу придется вернуться к продолжению переговоров по ядерной сделке.
Разъясняет политолог Джафар Канадбаши в беседе с изданием Farda
По мнению Канадбаши, Израиль очень старается убедить своих арабских соседей еще раз потратиться на проведение подрывных экспериментов в Иране, растущее влияние которого беспокоит многих, особенно Саудовскую Аравию. И на Западе, похоже, есть те, кто готов принять подобные предложения и попробовать начать новую атаку на Иран.
С последним утверждением трудно не согласиться: сейчас, в эти дни, пока в Иране протесты еще не стихли, особенно отчетливо видно, как Запад всеми силами пытается оказать самое жесточайшее давление на Исламскую Республику. Инструменты этого давления стандартны, но очень широки: от использования и злоупотребления работой международных институтов, таких, как Совет управляющих при МАГАТЭ и Совет по правам человека при ООН, до поддержки протестного движения в Иране. И, несомненно, до последовательных, но бездоказательных обвинений, таких, как поддержка Ираном России в конфликте на Украине путем продажи беспилотников. Но… какова же цель этого беспрецедентно сильного давления?
Политолог и специалист в области внешней политики Джафар Канадбаши отвечает на этот вопрос так. На Западе внимательно следили за ситуацией и пришли к выводу, что смогут подписать соглашение с Ираном, и после этого соглашение заработает. США вышли из соглашения с Ираном, но в Западной Европе заговорили, что могут заключить соглашение сами, и утверждали, что даже уже близки к этому. В Иране были такие же надежды, и временами казалось, что стороны уже в шаге от подписания нового соглашения. Но там (на Западе), продолжает Канадбаши, переговорщики всякий раз брали паузу и начинали снова просчитывать, каковы же будут последствия этого соглашения. Они, вероятно, приходили к выводу, что исход переговоров будет зависеть от разных событий, в частности, от Палестинского вопроса в Ливане, колебаний цен на нефть, теперь еще и украинской проблемы. И на Западе пришли к выводу, что реализация соглашения (или возрожденной сделки с Ираном) пойдет, прежде всего, на пользу Ирана.
Другая проблема, возникающая на фоне переговоров – это работа "израильского мотора". И понятно, в чью пользу работает этот "мотор". В частности, видно, что израильтяне стараются, прежде всего, убедить своих арабских соседей еще раз раскошелиться на финансирование разного рода подрывных экспериментов в Иране. И похоже, что на Западе тоже будут готовы принять подобные предложения, чтобы вновь и вновь начинать атаку на Иран. Тут как нельзя кстати возникла проблема со смертью Махсы Амини, и, конечно, на Западе не пренебрегли шансом воспользоваться этой ситуацией. Работает старая как мир схема: разыграть карту защиты бесправных, разного рода правозащитников и "несправедливо обиженных". Это отчетливо прослеживалось в огромном объеме твитов, а также постов в Instagram*, и, конечно, в беспрецедентных атаках на персидский канал BBC. Из всего этого становится ясно, что тексты постов готовились заранее и что все протесты также заранее планировались и готовились Западом.
Запад и прозападные силы внутри страны умело делали вид, что якобы откликаются на порой выглядевшие обоснованными требования подростков, молодежи и этнических групп. Эти враждебные силы использовали религиозные разногласия, простосердечные чувства молодежных слоев населения, их неискушенность в политике, подчас даже их наивность, чтобы побудить людей старших возрастов, сотрудников предприятий, студентов и других выходить на улицы для участия в протестных акциях, которые пока не дают желаемых результатов.
В то же время, продолжает специалист-международник, в этом давлении задействована и дипломатия, чтобы заставить Иран отступить перед дипломатическим давлением. Пока Запад терпел в этом неудачу, и иранские дипломаты успешно показали, что умеют держать удар и не собираются отступать. Но в дело могут вступить и мировые лидеры. Сейчас скрытые, но, тем не менее, многочисленные лобби Израиля в разных странах мира пытаются воздействовать на ум Макрона, нового британского премьера, и, конечно, Байдена, — с целью сформировать против Ирана широкую международную коалицию. Парадокс в том, что Запад пытается затащить в эту коалицию и Россию, хотя вроде бы сам объявил ей бойкот на почве украинского кризиса. Но есть международные проблемы, где Западу как воздух нужна помощь России. К тому же, в Кремле, как и везде, присутствует лобби Израиля. Все эти скрытые группы связаны между собой, и интересно то, что они, хотя уже имеют богатый опыт в выстраивании подрывной деятельности, используя, в том числе, и финансовые подачки от Саудовской Аравии (Эр-Рияд всегда очень щедр, когда дело касается разного рода антииранских проектов), сейчас вновь терпят неудачу. И этот провал, несомненно, повлияет на интересы Запада во всем мире. Однако в иранском народе нашлись мудрые люди, и число их тоже оказалось немалым: они не примкнули к провоцирующим протесты и недовольство, и это стало еще одним фактором неудачи Запада.
Позиция Запада в области дипломатии изменится, когда он увидит, что больше возможностей для подрывной деятельности в Иране не останется, заключает Канадбаши. Как только Запад полностью разочаруется в успешности нынешнего протестного движения в Иране, он, несомненно, вернется к положению статус-кво и вновь, как ни в чем ни бывало, потребует продолжения переговоров по сделке. Иран, несомненно, снизит объемы обогащения урана, как только сигнал о переговорах прозвучит и санкции будут сняты, поскольку он в любом случае не намерен продолжать конфликт. Но это не означает, что Иран перестанет отвечать Западу на его претензии и обвинения по другим пунктам. Тегеран будет тщательно и честно выполнять все условия по сделке, но для этого Запад должен сделать главное – снять санкции с Ирана, резюмировал гость Farda.
*деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская