Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Мир вступает в новую фазу энергетической войны – самую неопределенную, пишет Politico. Этим он обязан ЕС, который объявил об эмбарго на российскую нефть. Никто не знает, к каким последствиям на рынке оно приведет. Но ясно одно: ограничения не окажут серьезного влияния на Москву.
Вот что вам нужно знать о санкциях ЕС и ограничении цен на российскую экспортную нефть.
Европейский союз, наконец, пытается ударить Москву по самому больному месту — по нефтяным доходам. Но ему нужно позаботиться о том, чтобы при этом не навредить себе и хрупкой мировой экономике.
В понедельник вступил в силу запрет на импорт нефти из России по морским путям. Это одна из самых жестких санкций ЕС, призванная снизить доходы от ископаемого топлива, которые Владимир Путин использует для финансирования спецоперации на Украине.
Экспорт черного золота из России имеет огромное значение для всего мира. РФ — второй по величине мировой поставщик сырой нефти в мире после Саудовской Аравии. В 2021 году около половины этого экспорта пришлось на Европу.
Россия может попытаться обойти нефтяные санкции ЕСМосква может "перевернуть с ног на голову" решение ЕС о введении эмбарго, считают на Западе. Зарубежные эксперты призывают "внимательно следить" за реакцией России, поскольку ее упреждающие действия могут негативно повлиять на экономику Европы.
02.06.202200
Вооруженный конфликт не слишком изменил возможности Москвы зарабатывать на нефти: общий объем экспорта российского черного золота пока остается на прежнем уровне: по данным Международного энергетического агентства (МЭА), в октябре он составил 7,7 миллиона баррелей в день. Это всего на 400 тысяч баррелей ниже показателя до конфликта. С начала спецоперации Кремль получает десятки миллиардов долларов дохода от ископаемого топлива.
США и их европейские союзники хотят это изменить.
Вот что вам нужно знать, когда ЕС и весь мир вступают в новую и весьма неопределенную фазу энергетической войны Запада с Россией.
Каков план?
Ранее в этом году ЕС согласовал санкции, запрещающие импорт путинской нефти по морю. Страны G7 и Австралия также запретили ввоз сырого черного золота из Москвы. Запрет совпал с введением ценового предела в 60 долларов на российскую экспортную нефть, за соблюдением которого теоретически будут следить Евросоюз и "Большая семерка". Затем в феврале 2023 года вступает в силу еще один запрет ЕС на импорт российских нефтепродуктов, таких как бензин, дизельное топливо и авиакеросин.
Все три меры имеют разные потенциальные последствия для Европы, России и мировых цен на черное золото — и все они несут значительные риски в и без того нестабильной экономической и геополитической мировой обстановке.
Что конкретно означает запрет ЕС на российскую нефть?
С понедельника 5 декабря страны ЕС не смогут импортировать российскую сырую нефть по морю, за исключением Болгарии, которой дали больше времени для адаптации к этой мере.
Брюссель заявил, что к концу этого года под запрет попадет около 90% импорта российского черного золота в ЕС. Сырая нефть — это нефть в ее первоначальном состоянии, до того, как она была очищена или преобразована в продукты, с которыми большинство людей сталкивается в своей повседневной жизни, например, в бензин.
Уже в этом году экспорт Москвы в ЕС резко упал, по данным МЭА, к октябрю сократившись на 1,5 миллиона баррелей в сутки — до 3,95 миллиона баррелей. Большая часть европейских поставок из России была перенаправлена в Китай и Индию.
По словам Клаудио Галимберти, старшего вице-президента по аналитике исследовательской компании Rystad, введение запрета в понедельник должно завершить эту "переадресовку" мировых потоков нефти. "У России есть возможность перенаправить в другие места почти всю нефть, которая шла в Европу", — сказал он.
Если это произойдет, влияние эмбарго ЕС на морские поставки российской нефти в регион на мировые цены может быть довольно скромным. Это означает, что стоимость бензина для потребителей в еврозоне необязательно сразу вырастет. Тем не менее в ближайшие дни правительства стран Евросоюза будут внимательно следить за динамикой цен.
Высокие доходы России от продажи нефти сохранятся, несмотря на эмбарго ЕС и полоток ценЕС ввел потолок цен на российскую нефть, сообщает Anadolu. Предельная цена будет пересматриваться каждые два месяца и в любом случае будет на 5% ниже среднерыночных ставок. Но доходы России не снизятся, хотя это и было целью новых ограничений.
05.12.202200
Первоначальная реакция рынка в понедельник была весьма приглушенной: нефть марки Brent торгуется на уровне около 87 долларов за баррель, что лишь немного выше пятничных цен и немного ниже недавнего июньского максимума в 110 долларов. Это является признаком замедления глобального экономического роста и сохраняющегося низкого спроса в Китае из-за объявленных там локдаунов, вызванных опасениями новой пандемии COVID. Эти факторы подавляют цену на черное золото.
Куда будет течь нефть?
"ЕС будет импортировать сырую нефть из других стран", — сказал Симоне Тальяпьетра, старший научный сотрудник аналитического центра Bruegel. "Россия, скорее всего, увеличит экспорт сырой нефти в Китай и Индию, что снизит там спрос на ближневосточную нефть, и Европа, в свою очередь, получит больше нефти с Ближнего Востока и из других стран. Рыночные условия должны оставаться примерно одинаковыми. Мы практически ничего не заметим".
Что важно, запрет ЕС на морскую транспортировку российской сырой нефти не распространяется на нефть, которая поступает в Европу по трубопроводам. Это означает, что Венгрия, Чехия и Словакия продолжат получать черное золото по трубопроводу "Дружба", как и прежде.
Как работает ограничение цен на нефть?
В сентябре страны G7 и ЕС объявили о планах ограничить цену, по которой российская нефть может продаваться на мировом рынке. Этот план вступает в силу одновременно с запретом Евросоюза — с понедельника 5 декабря.
Ограничение будет введено странами G7. Они сделают это, запретив своим судоходным и страховым компаниям работать с отгрузками российской нефти, продающейся по цене выше предельной. Предельная цена была предметом длительных дебатов, особенно в ЕС, который в пятницу наконец согласился на уровень в 60 долларов за баррель. Потолок будет пересматриваться в зависимости от изменений на рынке нефти.
Но на уровне 60 долларов за баррель ограничение пока может фактически не сказаться на нефтяных доходах Москвы. Российская нефть сейчас торгуется на мировом рынке даже и по более низкой цене — на прошлой неделе она составляла около 52 долларов за баррель. Именно поэтому президент Украины Владимир Зеленский назвал эту меру "слабой".
"Предельная цена около 60 долларов за баррель не нанесет вреда России, — сказал Тальяпьетра. — Это неоптимальное решение с геополитической точки зрения. Но оно может приобрести какой-то смысл, если мы сначала введем этот верхний предел, а затем со временем сможем усилить давление, понизив его".
Наконец, запрет ЕС на морскую транспортировку сырой нефти не распространяется на черное золото, которое поступает в Европу из России по трубопроводам. Венгрия, Чехия и Словакия продолжат получать его по трубопроводу "Дружба".
Надежда ЕС — СПГИнвестировать в СПГ нет смысла, пишет Medya Günlüğü. Это не только противоречит цели ЕС отказаться от ископаемого топлива, но и будет дорогостоящим удовольствием: поставки сжиженного газа требуют крупных инвестиций в инфраструктуру. При этом никакие его объемы не компенсируют Европе российский природный газ.
07.12.202200
Германия и Польша также получают поставки по трубопроводу, но в одностороннем порядке обязались прекратить такой импорт к концу этого года. Из-за своей особой зависимости Болгария имеет специальное временное освобождение от запрета на морские перевозки нефти до конца 2024 года.
Суда, не зарегистрированные в странах ЕС, которые нарушат эти эмбарго и ограничения, столкнутся лишь с довольно мягкими санкциями: операторам из Евросоюза будет запрещено страховать, финансировать или обслуживать их для перевозки российской нефти на срок до 90 дней. Штрафы для судов из Евросоюза будут определяться национальным законодательством каждой страны.
Так в чем же смысл запретов?
По правде говоря, ограничение G7 изначально задумывалось и продвигалось только как средство сокращения нефтяных доходов России путем блокировки экспорта огромных объемов ее энергоресурса на мировой рынок. Вместе с тем эти санкции Евросоюза не должны были бы вызвать на рынке больших потрясений
Без ограничения верхнего предела цены нынешние меры ЕС не помешали бы России перенаправить свой европейский экспорт нефти в Индию и Китай, которые целиком полагаются на танкерные перевозки, обеспечиваемые страховыми компаниями ЕС и Великобритании.
По словам Галимберти, это было бы рискованным удалением с мирового рынка миллионов баррелей российской нефти в день и имело бы "чрезвычайно большое значение" для цены на нефть.
В какой-то степени ограничение цен на нефть в его нынешнем виде стало мерой по контролю над инфляцией, то есть противодействием негативному влиянию антироссийских санкций ЕС на сам Евросоюз в той же мере, в какой оно должно сократить доходы Москвы.
Как отреагирует Россия?
Ответ на этот вопрос знает только один человек — и у него нет репутации "излишне осторожного".
Несмотря на то, что Россия, скорее всего, найдет новых покупателей на свою нефть, риски ответной реакции Путина недооценивать ни в коем случае нельзя.
В последние недели министры ведомств РФ неоднократно угрожали прекратить продажу черного золота странам, которые согласились с ценовым ограничением нефти, согласованным в рамках G7. Пока неизвестно, как повлияет на реакцию Москвы предел цены, если он окажется значительно ниже рыночной стоимости нефти. Но Россия уже накопила так называемый "теневой" флот стареющих танкеров и начала создавать собственные страховые компании, чтобы обойти ограничение, говорит Татьяна Митрова из Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета.
Митрова считает, что Москва может "сократить свой экспорт и производство", чтобы поднять мировые цены на нефть и нанести ущерб экономике своих противников.
"Все предполагают, что со стороны России должно быть рациональное экономическое поведение... Но, откровенно говоря, глядя на все, что происходит в России, я бы не назвала это рациональным поведением. Экономические интересы могут быть принесены в жертву политическим и военным целям", — сказала она.
Выступая в воскресенье, вице-премьер России Александр Новак заявил, что Кремль будет стремиться "запретить" продажу нефти на условиях ограничения цены, даже если это будет означать сокращение добычи. "Мы будем продавать нефть и нефтепродукты тем странам, которые будут работать с нами на рыночных условиях, даже если нам придется несколько сократить добычу", — сказал Новак, как сообщает российское информационное агентство ТАСС.
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил в понедельник, что ограничения дестабилизируют мировые энергетические рынки, но не повредят способности Москвы вести спецоперацию на Украине, сообщает Reuters.
Реакция других нефтедобывающих стран требует внимательного наблюдения. "ОПЕК понимает, что если этот механизм сработает, его можно будет применить и в других случаях. И следующей мишенью могут стать сами государства ОПЕК, — сказала Митрова. — Их не устраивает этот механизм с ограничениями. Они хотят, чтобы он провалился".
Группа ОПЕК+, в которую входят Саудовская Аравия, другие крупные нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки, Центральной Азии, а также Россия, провела в воскресенье онлайн-совещание и договорилась пока не менять свою политику, сообщает Reuters.
Галимберти сказал, что он ожидает, что основная группа ОПЕК, возглавляемая Саудовской Аравией, пока займет позицию наблюдателей. "Во всем этом слишком много неопределенности. Мы не знаем точно, что происходит в Китае с локдаунами, связанными с коронавирусом. Мы не знаем, сколько баррелей потеряет Россия".
А как же запрет на дизель?
Даже если ближайшие недели мир проживет без серьезной волатильности на нефтяных рынках, следующая крупная санкционная "бомба" ЕС может нанести серьезный удар как по поставкам энергоресурсов в Европу, так и по мировым ценам.
Запрет Евросоюза на "продукты нефтепереработки" из России, вступающий в силу 5 февраля 2023 года, является "самым важным", сказал Галимберти, особенно когда речь идет об одном конкретном продукте: дизельном топливе.
"Европа очень сильно зависит от России в плане импорта дизельного топлива: 60% поставок этого нефтепродукта приходится на нее. Легких альтернатив нет", — сказал он. "В середине зимы в регионе может возникнуть острая нехватка дизельного топлива. А ведь оно используется в Европе почти везде, от автомобилей до промышленности и отопления".
Галимберти добавил, что, в отличие от сырой нефти, Китай и Индия не "выберут" прежнюю долю стран ЕС в российском экспорте нефтепродуктов, поскольку у них есть собственные нефтеперерабатывающие предприятия. "Они скорее купят сырую нефть и переработают ее. Это всегда было стратегией Китая и Индии. Неважно, какова цена, они перерабатывают нефть".
Что произойдет с российским дизелем?
Россия может быть в состоянии продать часть своего бывшего европейского экспорта нефтепродуктов в Северную Африку и Турцию, но в меньших объемах. "Это означает, что русские сократят собственное производство сырой нефти, — сказал Галимберти. — Ее необходимо перерабатывать в нефтепродукты. Если вы не находите рынка для нефтепродуктов, вы либо потребляете их сами, либо храните". Но России не хватает мощностей для хранения значительных объемов нефтепродуктов, добавил Галимберти.
"Если вы убираете с рынка около 1 миллиона баррелей в день, а именно столько, по нашему мнению, Россия потеряет в результате запрета на экспорт продукции, это будет иметь большое значение. Это около 1% всего мирового рынка. Звучит как пустяк, но на рынке нефти все основано на „маржинальных“ экономических законах. Нужны очень небольшие объемы, чтобы нарушить сложившийся баланс и толкнуть чашу весов в сторону гораздо более высоких цен. Именно это, как мы ожидаем, и произойдет в феврале".
В своем ежемесячном отчете по нефти за ноябрь МЭА прогнозирует, что добыча черного золота в России может упасть на 1,4 миллиона баррелей в день в 2023 году, что может привести к росту мировых цен. "Диапазон неопределенности никогда не был таким большим", — говорится в обзоре.
Автор: Чарли Купер (Charlie Cooper)