Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Пока Европа вводит ограничения на российскую нефть, Москва находит альтернативы для решения этой сложной задачи, заявил Dir.bg эксперт Живодар Терзиев. От введенного эмбарго выиграют страны, которые получают сырье из России напрямую. Они увеличат свой экспорт нефтепродуктов и прибыль.
Маринела Арабаджиева
Российская нефть и нефть "с юга" (из cтран Ближнего Востока, Залива и Африки) будет поступать на турецкие заводы, там же будет формироваться добавленная стоимость (прибыль от переработки и производства нефтепродуктов). И платить за это будут Балканы. Об этом заявил в интервью Dir.bg председатель Болгарской нефтегазовой ассоциации (БПГА) Живодар Терзиев. Эксперт также поделился своими опасениями по поводу поставок дизельного топлива. Что касается цен, то он надеется, что в праздничные дни они будут ниже. Председатель БПГА подчеркивает важность оптимальной работы нефтеперерабатывающего завода в Бургасе. Любые риски закрытия, приостановки или ограничения его деятельности грозят энергетическим коллапсом страны и региона.
Dir.bg: Господин Терзиев, как повлияет решение о потолке цен на европейский рынок?
Живодар Терзиев: Было принято решение о потолке цен на российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель, каждые 3 месяца уровень будет пересматриваться. Это политическое решение, именно поэтому оценить его проекцию на рынки пока затруднительно. С одной стороны, эти меры направлены на ограничение поступлений в бюджет России, что должно обеспечить снижение цен на нефть на мировых рынках. С другой стороны, ожидается, что Россия, как и обещала, ограничит поставки в страны, принявшие это решение, что создаст дополнительный стресс для нефтяных рынков.
В любом случае, Европа остановила поставки нефти из России с 5 декабря 2022 г., а с 5 февраля 2023 г. откажется от готовых нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, то есть сократит предложение для покупателей из ЕС. Вполне логично, что при уменьшении вариантов поставок цены должны начать расти, но с учетом огромного количества нефти и нефтепродуктов, хранящихся на складах европейских нефтеперерабатывающих заводов и трейдеров, это, возможно, произойдет в 2023 году.
Больше всего Европу волнует дизельное топливо (газойль) – основной источник энергии для транспорта, промышленности и производства тепла. В последние годы в ЕС закрывались нефтеперерабатывающие заводы, а готовые продукты переработки (дизельное топливо – газойль) поставляла Россия. Судя по всему, в ближайшие месяцы это станет серьезной проблемой и настоящим испытанием для Европы.
– Согласно различным исследованиям, перенаправление российских потоков сырой нефти уже закончилось. Что это значит для рынка, особенно в масштабах региона?
– Пока Европа вводит ограничения, Россия ищет (и, вероятно, находит) соответствующие альтернативы для решения этой сложной геополитической задачи. Вот уже несколько лет идут разговоры об азиатских коридорах для российских нефти и газа и долгосрочном партнерстве России со странами Восточной и Южной Азии – это рынки с неограниченным потреблением и возможностями.
Страны, не попадающие под эмбарго на российскую нефть - особенно Турция, Казахстан и Азербайджан, традиционно поставляющие на европейский рынок готовые нефтепродукты и имеющие возможность получать российскую нефть и перерабатывать ее на своей территории, будут иметь преимущество – они увеличат свой экспорт в Европу и прибыль. Больше всех получать выгоду из сложившейся ситуации намерена Турция – все чаще компании, зарегистрированные там, предлагают поставки готовых продуктов в европейские страны на 2023-2024 г. Получается, российская нефть и нефть "с юга" (из стран Ближнего Востока, Залива и Африки) будет поступать на турецкие заводы, там же будет формироваться добавленная стоимость - прибыль от производства нефтепродуктов, и платить за это будет Центральная и Восточная Европа – Балканы, откровенно говоря.
– Для Болгарии было сделано исключение для импорта российской нефти морем, что позволит нефтеперерабатывающему заводу в Бургасе закрывать потребности внутреннего рынка. В то же время мы видим различные законодательные инициативы, направленные на вмешательство в работу завода. Как это повлияет на цены на топливо и, в частности, на поставки дизельного топлива в Болгарии и регионе?
– Изменения в Положении 833 от 04.06.2022 (версия 6.0) о "запрете российской нефти" следует рассматривать в целом, но в то же время необходимо отразить специфику каждой из затронутых стран. Болгария получила свое исключение (дерогацию) без дополнительных ограничений (не как, например, Венгрия), что дает ей право на экспорт готовых продуктов, которые после переработки из любой нефти – и это вне всяких сомнений и комментариев – становятся продуктами из Болгарии и ЕС.
– Когда комиссия по энергетике обсуждала проекты, внесенные партиями "Продолжаем перемены" и ГЕРБ-СДС, вы сказали, что вы в замешательстве. Что вы думаете о законодательных инициативах в сфере энергетики?
– У БПГА всегда была четкая позиция по этим вопросам, и мы предлагали решения, выгодные и для государства, и для потребителя. К сожалению, сегодня мы окружены настолько разнонаправленными политическими предложениями, что вряд ли сможем помочь в принятии правильного для Болгарии решения; сегодня голоса экспертов не слышат.
За последние 5 лет мы не раз пытались обсудить с парламентом и советом министров насущные проблемы в национальной энергетической безопасности, но они так и не нашли время и желание для "большого разговора", которого сегодня нам так не хватает, поэтому у ответственных политических факторов нет должного понимания "нефтяных проблем". Именно в этом причина разнонаправленных политических взглядов и соответствующих законопроектов, некоторые из которых неприменимы или просто неуместны. Таким образом, мы потеряли драгоценное для отрасли время: вместо определения общей цели, составления единого плана выхода из сложного положения государство акцентирует внимание на "ценовой" (социальной) составляющей, ищет способы на время снизить цены, что в краткосрочной перспективе и с учетом политической нестабильности кажется правильным. С учетом сложной адаптации к ограничениям российских поставок, к 2024-2025 году, мне кажется, вырисовывается довольно опасная ситуация.
Законопроекты, внесенные в парламент, с одной стороны, такие понятные, с другой – противоречивые, и каждый следующий ставит новые вопросы, но не находит ответов. У нас есть современный нефтеперерабатывающий завод в Бургасе, который должен оптимально работать, а для этого необходимо обеспечить поставки нефти, финансирование, гарантировать прозрачность и адекватность в ценообразовании, объективное налогообложение – горизонт планирования должен составлять минимум ближайшие 10-12 лет. Любые риски закрытия, приостановки или ограничения деятельности угрожают энергетическим коллапсом страны и региона.
Сохранится ли западный потолок цен на российскую экспортную нефть надолго?Западный потолок цен на российскую нефть вступил в силу, однако его будущее под вопросом, пишет "Хуаньцю шибао". Решать его судьбу предстоит Москве. Она может использовать ограничение, чтобы перевернуть структуру рынка, или подтолкнуть ЕС к отмене собственной санкции.
08.12.202200
– Временное правительство заявило, что продолжит снижать цены на топливо в Болгарии, но по-другому. Сейчас скидка 25 стотинок за литр. С вами обсуждают этот вопрос? Что можно ожидать после 1 января 2023?
– В последние месяцы у нас было несколько дискуссий на эту тему. Правительство предоставило дополнительный транш в размере 38 миллионов левов и таким образом закроет год по ныне действующей схеме (скидка для физических лиц). Бизнес выполнил свою задачу на отлично, за что благодарю всех коллег и партнеров, а со стороны государства все обязательства были выполнены точно и в срок. Но так не может продолжаться вечно. В первые месяцы нового года будет предложена новая модель поддержки.
Согласно Постановлению 1854 от октября 2022, сверхприбыли нескольких экономических субъектов, одним из которых является нефтеперерабатывающий завод в Бургасе, будут облагаться налогом. Собранные таким образом средства подлежат распределению в соответствии с целесообразностью. Мы обсудили введение новой модели поддержки в сферах топлива и транспорта, государство должно определить целевые группы нуждающихся – малоимущие, многодетные семьи, инвалиды и т.п. Они будут получать финансовую помощь в виде ваучеров и/или других платежных средств.
– Господин Терзиев, какие должны быть приняты инициативы на государственном уровне, чтобы сохранять баланс: с одной стороны, приносить пользу потребителям, а с другой – не мешать бизнесу?
– Важнее всего в короткие сроки определить государственные приоритеты Болгарии в этой отрасли. Вопрос цены важен, но это заставляет нас забыть о либеральном рынке, о свободной предпринимательской инициативе, что пагубно скажется на промышленности и потребителе в ближайшие 2 года. Мы предлагали нескольким правительствам начать разговор о потребностях, проблемах и опасностях, стоящих перед сектором, предлагали готовые решения и идеи. К сожалению, политический климат нашего времени не позволяет усадить всех за стол и поговорить о будущем, которое становится все более туманным.
– Стоит ли нам ждать сюрпризов на топливном рынке Болгарии в следующем году? Каких именно?
– Теперь один год – это огромный срок. Трудно сказать, что будет в феврале, марте или апреле, что говорить о годе. Сюрпризы, несомненно, будут, если нефтеперерабатывающий завод в Бургасе и его функционирование будут поставлены под угрозу. Поэтому необходимо гарантировать его загруженность, высокую эффективность, а также соблюдение обязательств перед бюджетом страны!
Конечно, предстоящие решения политиков важны для будущего болгарского потребителя топлива, они должны быть мудрыми, а не популистскими.
В среднесрочной перспективе, в ближайшие 2-3 года, следует хорошенько оценить, правильно ли мы ставим национальные цели и отстаиваем ли их, или же мы надеемся на случайные события истории, позволяя другим решать за нас. Это касается как слепых регламентов Европы, так и решений, которые нам предлагает Москва.
– У вас есть прогноз, что будет с ценами на топливо?
– Очень надеюсь, что рождественские и новогодние праздники мы встретим с ценами ниже ноябрьских. В то же время отрасль ждут интересные дни – каждая новость, каждое новое обстоятельство в секторе напрямую повлияет на конечные цены.