Минобороны Польши не хочет наказывать поляков, воюющих на Украине. Но конкретики нет

RP: по закону воюющим на Украине полякам грозит наказание. Власти обещают этого не делать

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
За службу в иностранной армии без соответствующего разрешения в Польше полагается наказание в виде лишения свободы, пишет Rzeczpospolita. Власти обещают не наказывать тех, кто воюет на стороне Украины, так как это соответствует интересам Польши. Однако закон никто не отменял.
Виктор Ферфецкий (Wiktor Ferfecki)
До пяти лет лишения свободы – такое наказание предусмотрено Уголовным кодексом Польши за службу в иностранной армии без соответствующего разрешения. Столько же грозит за организацию набора в иностранную армию. Эти законы до недавнего времени применялись редко, но вскоре они теоретически могут стать поводом для многочисленных приговоров. С этим должны считаться поляки, которые рискуют своей жизнью, воюя на Украине.
То, что поляки воюют в Иностранном легионе Вооруженных сил Украины, уже ни для кого не секрет. В последние дни СМИ сообщили о гибели двух из них: Кшиштофа Тыфеля (Krzysztof Tyfеl) и Яна Шеремета (Jan Szeremet), погибших под Бахмутом. В четверг информационный портал Оnetнаписал о смерти еще одного поляка: Даниэла С. Также не вызывает сомнений тот факт, что большинство поляков сражается без разрешений. До апреля, до вступления в силу закона "О защите Отечества", их выдавали Министерство внутренних дел и администрации (МВДиА) и Министерство обороны; в настоящее время только Минобороны.
По данным ведомства, к концу октября поступило 34 заявления на получение разрешений на службу в иностранной армии, 25 из которых касались прохождения службы в Вооруженных силах Украины. Только два были рассмотрены положительно. Несколько больше положительных решений, а именно 14, вынесло МВДиА. Добровольцев, конечно же, гораздо больше. "Количество поляков, воюющих на Украине, может составить несколько десятков, если не несколько сотен", – говорил в мае в беседе с изданием Rzeczpospolita Мирослав Чех, журналист, бывший депутат и украинский активист.
Будут ли такие лица наказываться? Замглавы Минобороны Войцех Скуркевич (Wojciech Skurkiewicz) довольно ясно дал понять, что не будут. "Вопрос об исключении уголовной ответственности (...) и оценка законности наказания за участие польских граждан в действиях, предпринимаемых в защиту Украины, зависит от решения относительно оценки того, нарушает ли исполнение гражданином Польши обязанностей в Вооруженных силах Украины или в другом украинском военном формировании интересы Польши, соответствует ли оно международным нормам и международной политике нашей страны и какое это окажет влияние на задачи, выполняемые польскими Вооруженными силами", – написал он в ответ на депутатский запрос Ханны Гилл-Пёнтек (Hannа Gill-Piątek) (Польша 2050).
Из высказываний и действий представителей правящего лагеря понятно, что борьбу с русскими они рассматривают как соответствующую интересам Польши и международной политике страны. По словам замминистра, это будет связано с "исключением уголовной ответственности". Как это будет выглядеть на практике, Скуркевич, однако, не уточняет.
По всей Польше будут сооружены "американские" военные кладбищаПравительство Польши выступило с предложением создать в польских городах военные кладбища в американском стиле, пишет NDP. Это является одним из первых этапов подготовки к будущему конфликту с Россией. Уже сегодня граждан готовят к реализации апокалиптического сценария.
В запросе, на который он ответил, спрашивалось о том, заинтересовано ли правительство в принятии законопроекта Сената, предусматривающего аболицию для лиц, служащих в Вооруженных силах Украины или других украинских формированиях в 2022 году. Проект застрял в "долгом ящике" Сейма, а его автор, независимый сенатор Кшиштоф Квятковский (Krzysztof Kwiatkowski) считает, что аболиция (прекращение уголовного преследования) была бы лучшим решением, чем туманные обещания Министерства обороны.
"Служба без разрешения в иностранной армии является формальным преступлением, а это означает, что решение о прекращении дела может принять не только суд, но и прокурор, однако после расследования обстоятельств совершения преступления. Поэтому мы подвергаем добровольцев из Украины расследованиям, допросам и отсутствию гарантий положительного решения", – говорит Квятковский.
"Возможно, между Министерством обороны и генеральным прокурором существует какая-то договоренность и они дали какие-то указания прокуратурам, но что будет, если через несколько лет к власти придет Гжегож Браун (Grzegorz Braun)?" – спрашивает Андрей Турчин (Andrzej Turczyn), адвокат, специализирующийся, в частности, в области защиты и огнестрельного оружия. Он также утверждает, что лучше всего добровольцев из Украины защищал бы закон об аболиции.
Квятковский заявляет, что будет добиваться рассмотрения проекта в Сейме, и добавляет, что это долг Польши перед добровольцами.
"Многие из них ни на какую войну не собиралась, она пришла к ним сама, потому что, например, они жили в Восточной Украине, имея там семьи и дома", – добавляет он.
Обсудить
Рекомендуем