Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Тысячи украинских технических экспертов будут работать на оборонных заводах Чехии, заявил в интервью iROZHLAS замминистра обороны страны Томаш Копечны. Чешское оружие остановит продвижение России, уверен чиновник. Однако его производство сопряжено с рисками для безопасности.
Любомир Сматана (Ľubomír Smatana)
Чешская Республика примет тысячи экспертов с Украины, которые будут тут работать на оборонных заводах. В интервью радио "иРозглас" это подтвердил заместитель министра обороны Чехии Томаш Копечны. По его словам, это решение стало результатом переговоров, которые прошли в октябре при участии премьер-министра Чехии Петра Фиалы и украинского президента Владимира Зеленского. Как утверждает заместитель министра обороны Чехии, это сотрудничество принесет выгоду. "Кроме чисто идеологических причин, я даже не могу себе представить какой-то аргумент против", — убежден Томаш Копечны.
iROZHLAS: По имеющейся у нас информации, в ближайшее время в Чехию для работы на оборонных заводах приедут несколько тысяч украинцев. Можете ли вы это подтвердить?
Томаш Копечны: К секретной эта информация не относится. Граждане Украины уже работают в чешской промышленности, в том числе в оборонной. Ездить на Украину мы начали не вчера и не в прошлом году — мы ездим туда с 2015 года. Мы старались тогда реагировать на российскую агрессию, укрепляя обороноспособность Украины. Для украинцев все началось сразу после Майдана. Мы отмечаем постепенное увеличение числа украинских сотрудников.
— Я имею в виду новых сотрудников, приехавших специально для работы на оборонных предприятиях.
— Мы совершенно не скрываем, что заинтересованы в создании совместных кластеров в ряде отраслей, где будем работать вместе с Украиной. Это позволит украинским экспертам работать в Чехии в безопасности.
— О каком количестве мы говорим? Тысячи?
— Да, спрос именно такой. Например, компания "Татра" из холдинга "Чехословак Груп" нуждается в 500 работниках. Таким образом, будут открыты тысячи рабочих мест. Все зависит от того, насколько расширятся производственные мощности чешских компаний и производство на чешско-украинских оборонных предприятиях. Просто если в какой-то момент нам потребуется выпускать ежемесячно определенное число единиц техники, нам потребуется производительная рабочая сила. На улице ее не найти. Украина накопила в оборонной сфере огромный опыт, который выделяет ее среди остальных. "Укроборонпром" — это огромный государственный холдинг, в котором работают более ста тысяч человек.
Для безопасности Чехии
— То есть заводы будут работать в безопасных условиях?
— Да. Чтобы мы могли производить больше во имя безопасности Чехии, безопасности Украины и безопасности Североатлантического альянса. Расширить существующие производственные мощности можно только в случае, если включить в планы не только финансовые инвестиции, но и людские ресурсы. Это означает, что совместные предприятия должны работать в Чешской Республике с привлечением экспертов с Украины.
— Однако для этого потребуется активное содействие чешского государства, которое должно обеспечить проживание и прочее. Готово ли правительство к этому, или эти хлопоты лягут на плечи частных компаний?
— Все это бизнес-проекты, и я не опасаюсь, что фирмы не найдут жилья для нескольких тысяч человек. Мы говорим не о волне беженцев, а о высоко квалифицированных работниках, которые будут приносить компаниям деньги и тем самым помогать чешской экономике. И это нормально. Фирмы всегда обеспечивают жильем как минимум сотрудника, а зачастую и его семью.
— Какого рода это будут эксперты?
— Эксперты в области производства. Технические специалисты нужные на производстве. Однако если говорить о модификациях существующей советской техники, то для этого потребуются и инженеры, которые будут точно знать, как выглядят машины и тяжелая техника в их нынешнем виде. Только так можно будет их модернизировать и довести до нужных параметров.
— Предполагаю, что украинская сторона с удовольствием их сюда отправит.
— Да. Такое решение было принято на переговорах между премьер-министром Чешской Республики Петром Фиалой и украинским президентом Владимиром Зеленским. Стороны пришли к единодушному мнению о том, что мы должны создать стратегическую базу для совместных производственных мощностей ради обороны Украины, Чехии и Североатлантического альянса.
Производство боевой техники
— Если сравнивать Чехию с другими странами ЕС, мы в чем-то особенны?
— Да, поскольку возможностями для ремонта, модернизации и сервисного обслуживания определенных типов техники располагают лишь несколько государств. В нынешних масштабах на это способны мы, Польша, а также отчасти Словакия.
— А что вы планируете у нас производить?
— У нас договор, прежде всего, на ремонт и модернизацию тяжелой боевой техники. Но, к сожалению, я не могу посвящать вас в детали. Во-первых, из соображений безопасности, а во-вторых, из-за коммерческой тайны. Вообще я могу сказать, что на первом этапе мы точно сосредоточимся на совместной модернизации ремонтных мощностей, а потом займемся и производством тяжелой боевой техники.
— За чей счет?
— Все будет так же, как в прошлых проектах. Финансирование возьмут на себя крупные международные доноры в рамках Копенгагенской инициативы, то есть скандинавские страны и Великобритания. Конечно, будут участвовать и Соединенные Штаты Америки или Нидерланды, то есть государства, которые продемонстрировали не только готовность, и способность финансировать проекты до конца. Приведу наиболее показательный пример, касающийся поставки 90 танков Т-72. 45 из них финансируют США, а вторую половину — Нидерланды. Другой пример — гаубица "Зузана", которую финансировал консорциум, в который, в том числе, входят норвежцы. Другим инвестором станет украинское правительство, которое заказывает технику.
Lidovky (Чехия): какое оружие мы отправляем украинцам? Все это проверенные виды, начиная с пулеметов и заканчивая зенитными системамиЧехия выделила на оружие для украинцев более миллиарда крон, пишут Lidovky. В социальных сетях уже появились снимки, из которых понятно, какая техника применяется в боях. Поставки осуществляются по запросу НАТО.
05.04.202200
"Страна станет богаче"
— Правильно ли я понимаю, что украинская сторона закажет оружие, в Чехии его произведут, а оплатит меценат? Не может ли образоваться долг с украинской стороны?
— Нет, этого не случится. Совместное предприятие не начнет производство, пока не будет подписан контракт.
— А что если воля государств-меценатов ослабнет, ведь политики зависят от избирателей, которые могут запротестовать?
— Вообще, что касается страхования контрактов, лучшая гарантия — это всегда договор с государством. После того как подписан контракт, бояться уже нечего. Когда речь идет о столь сильных экономиках, то это не вызывает сомнений. Если ослабнет политическая воля западных союзников по Североатлантическому альянсу, то новые контракты подписываться не будут.
— Когда на чешские оборонные заводы приедут первые украинские эксперты?
— Через несколько недель после того, как проекты будут утверждены. В первом полугодии следующего года точно уже начнется производство некоторых важнейших оборонных систем и комплектующих.
— У части общественности и политиков это вызовет несогласие.
— Правительство подготовило рациональные аргументы и готово объяснить свои шаги. В этом я даже не сомневаюсь. Однако, кроме чисто идеологических причин, я даже не могу себе представить какой-то аргумент против, потому что чехов этот проект не лишит работы. Напротив, он значительно увеличит доходы в государственный бюджет. Наша страна станет богаче. Фирмы станут богаче. У работников повысятся зарплаты, а значит, вырастет и их благосостояние. Появятся новые рабочие места и для чехов.
— То есть, по-вашему, для Чехии тут сплошные преимущества?
— Более того, вокруг каждого из подобных проектов создадутся вторичные экономические преимущества для регионов. Когда наладится производство, потребуется инфраструктура, начиная с транспорта и заканчивая пекарнями и поставщиками энергии. Каждый инвестированный евро или доллар принесут нашей экономике несколько дополнительных крон. Замечательность этого проекта в том, что инвестиции будут не чешскими, а извлекать выгоду будет чешская экономика и местное население.
— Как это может повлиять на ВВП?
— Пока я не могу назвать какие-то точные цифры. Сегодня вся оборонная промышленность составляет один процент ВВП. Если основываться на текущих анализах, то доля может вырасти до двух — трех процентов ВВП. Все зависит от успешности проектов.
Украина хочет производить собственное оружие, чтобы пережить затянувшийся конфликтЗападные арсеналы истощаются, и Украина может остаться без поставок оружия, пишет El País. На этом фоне Киев хочет восстановить оборонную промышленность. Но пока даже то, что уже есть, приходится вывозить за рубеж, отмечает автор статьи.
06.12.202200
— А какие риски?
— Производство в Чехии оружия против России сопряжено с рисками для безопасности. Завод может стать потенциальной целью, как склад в Врбетице.
Подвергнуться российскому террористическому нападению может кто угодно. Россия не раз проделывала такие вещи во многих государствах Европы. Когда Россия атаковала Врбетице, в Чехии ничего не производилось для Украины. Так что разницы нет. Расширение производственных мощностей отечественной оборонной промышленности означает укрепление безопасности Чехии, да еще и за деньги союзников. Я вижу здесь просто невероятный исторический шанс.
— А вам известно, куда попадает оружие из Чехии?
— Я располагаю вполне точной информацией. В июне в Министерстве обороны Украины был создан специальный комитет, который отслеживает эти вещи. Всякий раз, когда мы спрашивали, нам предоставляли информацию. Нам не обязательно знать, где сегодня в полтретьего или завтра утром будет наш танк. Нам достаточно получить информацию с недельным опозданием, но мы знаем, что их применение сумело остановить продвижение России.
— На Украине всегда процветала коррупция. Вы думаете, что оборонных поставок коррупция не коснется?
— Я не хочу, чтобы мои слова прозвучали глупо, но коррупция охватывает оборонные поставки по всему миру. Нужно говорить о степени. Именно степень нетерпимости к коррупции в украинской армии очень высока. Весь украинский аппарат и президент крайне нетерпимы к тому, что там раньше творилось. Заработала масса внутренних контрольных механизмов. Связь коррупции с Украиной очень хорошо осознают, прежде всего, сами украинцы. Я знаю это по собственному опыту.
— И к каким выводам вы пришли на собственном опыте?
— Мы в Министерстве обороны ЧР сразу решили, что не будем привлекать никаких посредников. У нас — производители, у вас — потребители, так что будем работать напрямую. Никаких консалтинговых компаний. Мне это совершенно неинтересно. Что касается мелких вещей, таких как жилеты, шлемы, то за ними, вероятно, нужно следить больше. Но крупные системы вооружений, тяжелую технику вы не спрячете. У нее есть свое место назначения, свой получатель, и это обязывает. Мы пристально следим за тем, чтобы все было чисто, чтобы за свои деньги они получали как можно скорее самый лучший товар. В будущем Украина будет очень зависеть от помощи на реконструкцию, и доноры не потерпят и признака коррупции.
— Сколько стоило оружие, отправленное Чехией на Украину?
— Приблизительно 40 миллиардов крон, а может, и чуть больше. Компании обязаны только раз в год сообщать данные об этом регулируемом и пристально отслеживаемом экспорте. Срок — весна.
Нападения на украинцев: угрозы и разбитые машины. Как в Чехии действуют сторонники ПутинаВ Европе пресекают любое одобрение российской спецоперации на Украине, Чехия – не исключение. Тех, кто поддерживает действия России, могут привлечь к уголовной ответственности, сообщает Lidovky.
05.12.202200
Чехия — локомотив помощи
— Что будет с производством оружия, когда вооруженный конфликт закончится?
— Когда вооруженный конфликт закончится, Чехия станет благодаря помощи Украине однозначно богаче. Кроме того, мы как страна заработали огромное международное доверие. Еще никогда за последние многие десятки лет мы не обладали таким весом в глазах важнейших партнеров по Североатлантическому альянсу. Мы вдохновили США и Великобританию на то, чтобы те начали больше помогать Украине.
— Вы не преувеличиваете, господин замминистра?
— Нет, это факт. Это хронологический исторический факт.
— Но по сравнению с американской или британской помощью наша помощь мала.
— Она мала, но важна. Я убежден, что вооруженный конфликт закончится победой Украины. Никто больше не будет смотреть на Россию как на державу, вызывающую страх и ужас. Это происходит уже сейчас и день ото дня. Роль России как державы пошатнулась и разваливается на глазах. Украина же выйдет из вооруженного конфликта сплоченным народом.
Русские совершенно не поняли украинцев и их решимости. Эта страна невероятным образом сплотилась и превратилась в европейскую военную державу. Вместе с Польшей Украина станет новым военным геополитическим центром в Европе.
— Бывшие враги превратятся в лучших союзников?
— Несомненно. Это коренной поворот. После Второй мировой войны центр всегда был на Западе. Но Польша и Украина — это в общей сложности 80 миллионов человек, не говоря уже о силе духа. Ни у кого в Европе не будет лучшего военного опыта, чем у Украины. У нее будет намного большая и более опытная армия, чем у остальной Европы.
— То есть лучше поддерживать с украинцами добрые отношения?
— Да. Если бы кто-нибудь несведущий неожиданно приехал в Европу и задумался бы о том, как лучше поступить с точки зрения геополитики и инвестиций, то совет именно такой. Лучше наладить хорошие отношения с Украиной, потому что она будет центром власти.
— Чем, по-вашему, закончится вооруженный конфликт?
— Я уверен, что мы закончим его скоро и победоносно. Также с миром должна прийти и справедливость в отношении тех, кто совершал военные преступления. Я убежден, что это будет не просто перемирие, и что мы сможем найти схему сдерживания, чтобы наша страна и вся Европа чувствовали себя безопаснее и не опасались России с ее амбициями.
Томаш Копечны — заместитель министра обороны Чешской Республики в области промышленного сотрудничества
С начала российской спецоперации на Украине координировал со своей командой поставки оружия на Украину.
В Министерстве обороны Чехии работает десять лет, начинал как аналитик со специализацией на Африке и постепенно вырос до заместителя министра, хотя планирует добровольно оставить эту должность к концу года.
По достоверной информации радио "иРозглас" к Рождеству его назначат уполномоченным правительства по Украине. Он прошел проверку спецслужб для доступа к государственной тайне.