Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Российский суд обвинил чехов в причастности к геноциду во время блокады Ленинграда, пишет Seznam zprávy. Журналисты издания считают обвинение несправедливым. Они уверены, что речь идет не о чехах, а о судетских немцах, которые в плену объявили себя гражданами Чехословакии.
Томаш Перглер (Tomáš Pergler), Дарина Дзюба (Daryna Dziuba)
Российский суд недавно несправедливо обвинил чехов в участии в геноциде при блокаде Ленинграда. Портал "Сезнам справы" установил, что российская юстиция опиралась на искаженную интерпретацию записей, сделанных во время допросов военнопленных.
Вот уже второй месяц в России официально признано, что в зверствах, совершенных при блокаде Ленинграда во время Второй мировой войны, участвовали и чехи.
Этот курьезный вердикт в октябре вынес суд Санкт-Петербурга, второго по величине российского города. Суд постановил, что блокада отвечает критериям геноцида, и что, кроме немецких войск, в нем участвовали и солдаты из других европейских государств, в том числе Чешской Республики.
Чешские специалисты назвали подобные утверждения полной ерундой. Чехов, а точнее чешское население оккупированного Германией протектората Чехии и Моравии, во время Второй мировой войны на фронт не призывали. Если же они хотели воевать на немецкой стороне, то должны были получить немецкое гражданство, а значит, стать немцами.
Однако загадкой осталось, на основании чего петербургский суд причислил чехов к военным преступникам. В коммюнике пресс-службы суда и сообщениях российских СМИ содержится только общая информация. Из нее следует, что суд поддержал ходатайство прокуратуры и основывался на показаниях свидетелей и мнении историков.
Сначала наша редакция обратилась в петербургскую прокуратуру, чтобы там уточнили, как они установили причастность чехов к геноциду во время блокады Ленинграда. Однако прокуратура проигнорировала наш запрос.
Но нам ответил хотя бы петербургский суд, который редакция попросила предоставить полную, то есть письменную версию вердикта. После первого ответа, в котором пресс-служба суда подчеркнула, что имеет право ответить СМИ в течение семи дней, пришло сообщение о том, что суд письменный вердикт не предоставит.
"Решения, принятые в отношении установления фактов правового характера, не подлежат обнародованию в СМИ, и доступ к ним не может иметь широкий круг лиц", — так порталу "Сезнам справы" обосновала отказ пресс-секретарь суда Дарья Лебедева, сославшись на российский закон о доступе к информации о деятельности судов.
По ее словам, петербургский суд, помимо прочего, работал и с материалами под грифом "строго секретно".
Редакция получила от суда лишь ссылку на видеозапись с заседания суда. Из нее следует, что мнимое участие чехов в совершении геноцида под Ленинградом во время процесса подробно не рассматривалось. Тем не менее с большой долей уверенности можно утверждать, откуда в вердикте взялась формулировка об участии чехов в блокаде.
Сомнительный тезис основан на показаниях военнопленных родом с территории Чехословакии. Однако, скорее всего, это были не чехи, а судетские немцы, которые после оккупации чешской пограничной территории в 1938 году пошли на фронт так же, как и другие граждане Третьего рейха.
Показания военнопленных, которые попали в плен к победившей Красной армии, хранятся в российских архивах. Петербургской прокуратуре и суду о них рассказал российский историк Эдуард Коршунов, который возглавляет одну из исследовательских групп в военной академии при Генеральном штабе Вооруженных сил Российской Федерации.
Правда, о чехах как однополчанах немецких солдат Эдуард Коршунов перед судом подробно не рассказывал. Но в том, что информация исходит от него, сомнений нет. Во время заседания об этом упомянули прокурор и судья.
"В ходе расследования, которое проводила городская прокуратура, с которой вы сотрудничали, вы представили нам эти уникальные документы из архивов о допросах военнопленных, включая документы, подтверждающие, что допросы были проведены, и что пленные были родом из Австрии, Испании, Латвии, Польши, Финляндии, Франции и Чехии", — заявил на заседании суда прокурор, обращаясь к Коршунову.
"Я повторю, что мы говорим об австрийцах, латышах, поляках, чехах и французах, чьи допросы вы представили", — подчеркнула судья, спрашивая историка Эдуарда Коршунова о количестве иностранных солдат под Ленинградом.
Der Spiegel (Германия): блокада Ленинграда — 872 дня голодаОчень достойный, полный страшных подробностей разговор с немецким историком, тема — блокада Ленинграда. Журналист пытается развить антисоветский тезис о «героических мифах» вокруг блокады, но историк честно рассказывает о трагической, а не пропагандистской трактовке этой темы и о «Блокадной книге» Алеся Адамовича и Даниила Гранина.
09.09.202100
Портал "Сезнам справы" обратился к этому историку с вопросом, как он пришел к выводу об участии чехов в боях во время блокады, и не перепутал ли он их с судетскими немцами. Однако Эдуард Коршунов нам не ответил ни на один из двух имейлов, которые мы отправили на его рабочий адрес и на тот адрес, который он указывает под своими публикациями.
По мнению чешского историка Томаша Якла, который работает в Военно-историческом институте и специализируется на чешской и чехословацкой военной истории первой половины ХХ века, Эдуард Коршунов, а с ним и российская прокуратура и суд проигнорировали исторические факты.
"Скорее всего, это были мобилизованные судетские немцы, а возможно, даже коммунисты или социальные демократы, которые в плену объявили себя гражданами Чехословакии, чтобы по примеру чехословацких легионеров времен Первой мировой войны могли вступить в чехословацкую иностранную армию, которая входила в антигитлеровскую коалицию", — заявил Томаш Якл порталу "Сезнам справы".
Не исключено, что в отдельных случаях эти люди действительно были чехами по национальности и происходили с отторгнутых территорий или от смешанных браков. Однако у них было немецкое гражданство, и их призвали по приказу. "Если российский суд не представит конкретных документов, то это максимум, что по этому поводу можно сказать", — добавил историк.
Томаш Якл также опроверг заявление о том, что солдаты происходили из Чешской Республики, поскольку во время Второй мировой войны такого государства просто не существовало. "В данном случае историю используют как инструмент для обслуживания текущих потребностей политики и пропаганды", — отметил чешский историк.
Того же мнения придерживаются в Министерстве иностранных дел Чешской Республики. "Это очередная попытка злоупотребить историей и отвлечь внимание от вооруженного конфликта на Украине, и поэтому мы не намерены реагировать", — ответили нам в пресс-службе Министерства иностранных дел Чешской Республики.