Удастся ли Китаю стать альтернативой Америке в арабском мире?

NoonPost: на Ближнем Востоке Китай, в отличие от США, проводит осторожную политику

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Союз Китая и арабского мира стал "желтой карточкой", которая сигнализирует Америке о необходимости пересмотреть внешнюю политику, пишет NoonPost. Пока страны заключили лишь торговые соглашения, но Пекин не сможет дистанцироваться от политических аспектов. Именно этого и стоит опасаться Вашингтону.
Председатель КНР Си Цзиньпин покинул Эр-Рияд после завершения трехдневного турне, в ходе которого подписал более 35 соглашений о сотрудничестве в различных областях на сумму, превышающую 110 миллиардов саудовских риалов (29,3 миллиардов долларов). Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммад ибн Салман назвал событие "новым историческим этапом в отношениях с Китаем" со всеми вытекающими из этого последствиями.
Эр-Рияд подготовил для китайского президента программу, аналогичную той, что организовал в середине июля для президента США Джо Байдена. Речь идет о мероприятиях трех уровней: встрече с саудовским руководством, главами стран ССАГПЗ и другими арабскими лидерами. Послание звучало так: "Пекин значит для нас не меньше, чем Вашингтон".
Китайский президент получил даже более теплый прием: арабские скакуны сопровождали автомобильную колонну гостя с китайскими и саудовскими флагами, что напомнило визит бывшего президента США Дональда Трампа в мае 2017 года. Как известно, он яро поддерживал политические амбиции саудовского наследного принца, несмотря на международную критику в его адрес в то время.
Встреча за одним столом арабских лидеров и китайского главы указывает на большие изменения в регионе и является предвестником смены курса этих стран. Станет ли Китай альтернативой США в арабском мире?

Чего арабы хотят от Китая?

Во-первых, чествование Китая арабами не лишено корыстных мотивов: оно преследует вполне конкретные цели, и дело вовсе не в попытках наказать американцев. Активные шаги по сближению с "китайским драконом" обусловлены тем, что он играет уникальную роль в мировой экономике, а потому способен предоставить нефтедобывающим странам новые возможности и столь важные для них технологии.
Страны Персидского залива также ищут стратегическую альтернативу США, чей уход из ближневосточного региона с 2008 по 2022 год внес напряженность в их отношения.
Особого внимания заслуживает подписание ядерного соглашения с Ираном в 2015 году. Ситуация обострилась после вывода войск из Афганистана, сокращения присутствия в Ираке и Сирии, принятия принципа "Америка прежде всего" и заботы о своих национальных интересах без учета мнения союзников. Все это сказалось на масштабах и уровне отношений сторон.
Персидский залив видит в Пекине как лидере восточного лагеря (куда входит Москва) страну, способную компенсировать американское отсутствие, и Китаю это хорошо известно. Китайцам повезло оказаться в столь благоприятных условиях для осуществления своей мечты об экспансии и выходе из навязанной американцами ситуации. Речь идет об их союзе с Японией, Австралией и Филиппинами. Теперь Китай может противостоять США в их традиционных зонах влияния, особенно на Ближнем Востоке и в регионе Персидского залива, которую они контролировали будто регионы входили в состав Америки.

Чего хочет Китай от арабов?

В течение многих лет Китай стремился не попасть в ловушку бушующего Ближнего Востока и сохранить нейтралитет перед лицом поляризации, способной поставить под угрозу его мечту стать крупнейшей экономической державой в мире. По этой причине он оставил политику Америке и России, но, судя по всему, эта стратегия уже неэффективна. Текущие события требуют политического и военного влияния, с помощью которого можно защитить экономические интересы, а потому Пекину было необходимо пересмотреть внешнюю политику и обратить внимание на Ближний Восток.
Если раньше приоритетными для него были Восточная Азия и Тихоокеанский регион, то сейчас все большее значение как центр торговли, инвестиций и энергетики обретают Ближний Восток и Персидский залив, в частности. На них приходится 50% китайского импорта нефти.
Есть еще один не менее важный аспект, связанный с тайваньским вопросом. Так, правящий режим хочет доказать своему народу, что способен выстоять перед крупными западными державами. Как известно, нежелание вторгаться на Тайвань связано с американским сдерживанием в ближневосточном регионе, поскольку ожидается, что если такой шаг будет предпринят, американцы примут жесткие меры, например, перекроют все линии поставок нефти с Ближнего Востока в Китай. В таком случае его экономика будет парализована. Понимая это, Пекин решил занять более активную позицию в арабском регионе, желая подготовиться к любым возможным сценариям.
Приведет ли ценообразование на нефть Персидского залива в привязке к китайскому юаню к краху долларовой гегемонии?Китай и страны Персидского залива договорились проводить расчеты в юанях, пишет Anadolu. Многие трактуют это решение как еще один ход, направленный на ослабление доллара. Так, Саудовская Аравия будет поставлять Китаю нефть, а Катар — газ.
Детали арабо-китайского саммита и призыв к лидерам государств Персидского залива продавать нефть и газ Пекину в юанях, что укрепит его валюту на международном уровне и ослабит доллар, указывает на новую стратегию по мобилизации региона перед Западом. Эр-Рияд уже угрожал США отказом от использования доллара в торговле нефтью в ответ на американский антимонопольный закон, угрожающий интересам членов Организации стран-экспортеров нефти.

Осторожно, дракон!

В 2016 году военные США согласились опубликовать секретный документ RAND Corporation под названием "China In The Middle East: The Wary Dragon" ("Китай на Ближнем Востоке: осторожный дракон").
Как говорится в документе, Ближний Восток является крайне взрывоопасным регионом, и добиваться влияния в нем ни в коем случае нельзя через поддержку одной из сторон конфликта. Необходимо придерживаться нейтралитета, отложить в сторону политические разногласия и дискуссии в области прав человека, повышая значение экономического фактора как точки соприкосновения, способной объединить всех игроков.
Этим объясняется нежелание Пекина занимать какую-либо сторону в разгорающемся региональном соперничестве между Саудовской Аравией и Ираном, его приверженность нейтралитету по палестинской проблеме и историческая инициатива "Один пояс, один путь" по объединению стран региона в рамках одного проекта, позволяющего укрепить свое влияние в десятках государств одновременно.
Таким образом, Пекину удалось добиться лояльности сторон во всех региональных конфликтах: между Саудовской Аравией и другими странами Персидского залива с Ираном, Палестиной и Израилем, Турцией и Персидским заливом, Сирией и Турцией. Он смог занять позицию на равном удалении от всех региональных держав, что выгодно отличает его от Вашингтона, который быстро ввязался во множество конфликтов и утратил доверие сторон. Китайцы извлекли уроки из американского опыта и применили в свою пользу.

Существует ли альтернатива Америке?

Вне всякого сомнения, Пекин надеется стать альтернативой Соединенным Штатам на Ближнем Востоке, воспользовавшись сокращением их присутствия и событиями в мире, изменившими карту альянсов не в пользу американцев. Однако обладает ли он необходимыми для этого ресурсами и рычагами?
Трудно однозначно ответить на этот вопрос в условиях столь быстрых изменений на международной политической арене. Тем не менее можно обозначить существенную разницу между Пекином и Вашингтоном, когда речь идет об их позициях на Ближнем Востоке. Так, Соединенные Штаты контролируют морские и сухопутные торговые коридоры, имеют полный контроль над стратегическими портами, обеспечивают безопасность торговых путей и поставок нефти, а также имеют десятки военных баз, разбросанных по странам региона в противовес единственной китайской базе.
Если Китай хочет составить конкуренцию США за лидерство на Ближнем Востоке, ему ничего не остается, кроме как прилагать больше усилий, строить новые военные базы и укреплять военное присутствие, чего Америка, естественно, не приемлет. Это открывает возможность для крупного вооруженного противостояния двух стран в регионе, что недопустимо для китайцев, которые максимально избегают прямых столкновений, поскольку они могут положить конец их мечте о лидерстве в мировой экономике.
Как утверждает старший вице-президент по исследованиям в области внешней и оборонной политики в Американском институте предпринимательства Даниель Плетка, Китай, несмотря на понимание всей ситуации, не будет держать дистанцию. Во-первых, Ближний Восток — большой рынок для сбыта оружия. Во-вторых, Пекин уже позаботился о своем влиянии в регионе, занявшись рядом вопросов, таких как иранское ядерное досье. Однако дальше он не пойдет во избежание прямого столкновения с Соединенными Штатами.
Настойчивость Пекина в укреплении позиций на Ближнем Востоке будет отражаться в усилиях по обеспечению безопасности источников энергии и извлечению выгоды из политического влияния новых союзников. Кроме того, он получит возможность увеличить военное влияние, продавая больше оружия и конкурируя с традиционными экспортерами.
На арабском уровне в течение многих лет сохранялось стремление диверсифицировать союзнические отношения и не зависеть от одного центра силы, и украинский конфликт стал хорошей возможностью воплотить это в жизнь, особенно после увеличения дистанции в отношениях с американской стороной. Можно рассматривать арабо-китайское сближение как маневрирование с целью извлечь максимальную выгоду из явного соперничества между Америкой и Китаем. Как отмечалось ранее, это своего рода "желтая карточка", которой арабы размахивают перед лицом США в ответ на их уход из региона, и чистый прагматизм в последнее время.
Арабы согласны с мнением эксперта выше, как и авторы работ, опубликованных специализированными исследовательскими центрами. По их словам, Китай, несмотря на огромную экономическую мощь, никоим образом не может заменить Соединенные Штаты с их многочисленными рычагами давления. Тем не менее стремление не потерять союзников побуждает его снова пересмотреть свою внешнюю политику в отношении региона. Уже скоро мы сможем увидеть ее результаты, так как после визита китайского лидера в Эр-Рияд, ничего уже не будет прежним.
Обсудить
Рекомендуем